Этот год полон продолжений и возвращений — как ожидаемых, вроде «Дюны», так и приятных сюрпризов. Далеко не все фильмы добрались до российского проката — по крайней мере, официально, — но в наши времена никакие санкции не остановят упорного искателя. Если вам не удалось поймать что-то из нашего списка в кинотеатре — считайте это рекомендацией для домашнего просмотра.
Бывают годы, когда победителя нашего голосования легко угадать заранее. 2024-й не из таких: в нашем опросе за звание фильма года почти на равных боролись аж четыре картины, и победителей разделили всего два голоса. Результат наверняка вас удивит, кого-то возмутит, а кого-то обрадует — но мы в редакции решили не менять выбор наших авторов. Оно того стоит.
И нет, мы не забыли мультфильмы — им, сериалам и ещё некоторым категориям, мы посвятим отдельные подборки.
Планета обезьян: Новое царство
Серия «Планета обезьян» всегда была в первую очередь социальной фантастикой, где разумные обезьяны служили метафорой. В этом «Новое царство» уступает лучшим образцам серии — оригинальному фильму и недавней трилогии Цезаря. У нового режиссёра Уэса Болла (даже не однофамилец) вышло просто зрелищное приключенческое фэнтези о жестоких завоевателях и о походе героя, которому они сожгли родную хату. Социалка тут самая простая: не в первый раз нам напоминают, что под лозунгами добра легче творить зло. Зато что у Уэса получилось блестяще, это визуальная часть, и речь не только про обезьян, как всегда отлично сыгранных в цифровом гриме. Режиссёр ярко показал дивный новый мир без людей, где природа берёт своё: поросшие зеленью руины небоскрёбов, ржавые остовы кораблей, мачты ЛЭП, превратившиеся в обезьяний Лориэн. «Новое царство» — самый красивый фильм о Планете обезьян, да и, пожалуй, один из самых красивых в кинофантастике этого года вообще.
Дэдпул и Росомаха
🏆 Супергеройский фильм года
Киновселенная Marvel в последние годы терпит неудачи. Чтобы выжить, она поглощает остатки другого киномира — «Людей Икс». Спасать Marvel отправили самых ярких героев съеденной серии: незатыкаемого сносителя четвёртых стен Дэдпула и брутального, как наждачная туалетная бумага, Росомаху (который как Цой: неживой, но как живой). По пути через мультивселенную фансервиса им встретится ещё не меньше десятка любимых или забытых героев, от действительно крутого Блэйда до Гамбита, фильм про которого так и не сняли. Создатели «Дэдпула и Росомахи» откровенно насилуют наследие своих героев, но сами же первыми смеются над этим. Бесчисленные камео (и шутки про них!), стёб над трагической концовкой «Логана», приколы про свою же франшизу и её зрителей — наверное, только с такой самоиронией и можно отнестись к всепоглощающей корпоративной мощи Marvel. Самый жалкий из Росомах и самый дурацкий из Дэдпулов всё же оказались самой весёлой супергеройской командой этого года. Фуриоса: Хроники Безумного Макса
🏆 Фантастический боевик года
Почти 10 лет прошло с тех пор, как Джордж Миллер снял «Дорогу ярости» — пожалуй, лучший боевик десятилетия, воскресивший мир «Безумного Макса». Снятый им же приквел про юность воительницы Фуриосы такой сенсацией не стал. Фильм вышел более неспешным, мрачным и жестоким, почти мизантропичным. А сама Фуриоса оказалась не такой яркой, как в «Дороге ярости»; большую часть фильма она пребывает в тени колоритного злодея Дементуса. Но всё же «Фуриоса» — это полноценное возвращение во вселенную постапокалиптической Пустоши, где льются кровь и бензак, ревут моторы, а жизнь стоит дешевле, чем глоток чистой воды. Изобретательные битвы и погони, диковинные ржавые машины, эксцентричные злодеи и молчаливые неоднозначные антигерои — здесь есть всё, о чём мог мечтать поклонник «Безумного Макса», кроме, собственно, Макса.
Падение империи
Алекс Гарленд снял и сочинил много фантастики — «Из машины», «Аннигиляция», «28 дней спустя». На этом фоне его новый фильм — суровый реализм. Тут лишь одно допущение: в Америке буквально завтрашнего дня идёт гражданская война между засидевшимся президентом и восставшими штатами. И вместо «своей правды» у двух сторон своя неправда: и те, и те убивают гражданских, пытают пленных, не считаются с потерями. Посреди всего этого горстка военных репортёров пытается проникнуть в осаждённый Вашингтон и взять у президента последнее интервью. А для начала — хотя бы выжить под перекрёстными обстрелами. Многие восприняли фильм как критику Трампа или в целом Америки. Но «Падение империи» подходит для любой войны и любой страны. Это фильм о людской жестокости, о том, как легко может в одночасье рухнуть всё, что казалось вечным и незыблемым. А ещё — об адреналиновых наркоманах с профдеформацией, которые сами лезут под пули, чтобы показать ужасы насилия. Уже не особо надеясь, что рассказанная ими правда остановит будущие войны.
Чужой: Ромул
Мы, как и многие фанаты, уже подумывали, что серию фильмов про Чужого пора закопать рядом с «
Терминатором» и «Матрицей». Но Феде Альваресу удалось снять то, на что не особо и надеялись: просто
нормального «Чужого» без странностей. Просто ещё одно кровавое приключение незадачливой команды. На сей раз работяги-шахтёры залезли на заброшенную космическую станцию, чтобы вырваться с нищей планеты, а столкнулись там с ксеноморфами и чудовищем похуже: компанией «Вейланд-Ютани».
«Ромул» не пытается перевернуть мир «Чужого», как «Прометей» и «Завет». Он лишь дополняет его в мелочах — даёт понятные мотивы злодейства корпорации, раскрывает принципы работы андроидов-синтетов. Его слабое место — неоригинальность, в общих чертах по сюжету он повторяет первого «Чужого», особенно в концовке. Но в остальном «Ромул» — атмосферный и увлекательный космический ужастик с запоминающимися сценами. Чего стоят гибрид человека и Чужого или битва в невесомости! Субстанция
Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя? Наверняка вы слышали эти слова, даже если не смотрели фильм Корали Фаржа «Субстанция». Кино стало одним из самых кассовых фильмов года в России, не говоря уже о популярности по всему миру и Золотой пальмовой ветви за лучший сценарий. По сюжету некогда популярная голливудская звезда Элизабет (Деми Мур) решается на рискованную процедуру, в результате которой на свет появляется её гротескно соблазнительная молодая версия по имени Сью (Маргарет Куолли).
«Субстанцию» смело можно отнести к поджанру боди-хоррора: фильм следует заветам Дэвида Кроненберга и наотмашь бьёт зрителя по глазам и ушам. Яркие цвета, пробирающий до костей звуковой дизайн, литры крови и килограммы страдающей плоти — и всё это для того, чтобы донести простую и печальную идею. Женщины привыкли жить с мыслью, будто чтобы чего-то стоить в бездушном глянцевом мире беспощадной конкуренции, им нужно обязательно быть молодыми и красивыми, потому что, знаете ли, после пятидесяти «оно останавливается».
Битлджус Битлджус
Что все мы думали об этом фильме год назад? Что Тим Бёртон всё никак не может угомониться и пытается вернуть лучшие годы? А он взял и вернул. Главный Гот Голливуда собрал большую часть актёров своей чёрной комедии 1988 года, позвал мастеров по практическим спецэффектам — и получился не просто ностальгический сиквел, а фильм на уровне оригинала. Макабрный и при этом забавный загробный мир всё так же радует мёртвыми, но такими живыми обитателями. Майкл Китон в роли демона-экзорциста Битлджуса (не повторяйте трижды!) всё такой же, будто и не было этих сорока лет: вертится, поёт, творит страшные и безумные шалости. Под стать ему готичная Вайнона Райдер и взбалмошная Кэтрин О’Хара и, конечно, новая любимица Бёртона: Дженна Ортега, сохранившая в этом фильме многое от своего образа Уэнсдей Аддамс. Можно сказать, «Битлджус Битлджус» получился именно «Семейкой Аддамс» без тормозов: фильм одновременно смешной и вызывающе жуткий, дикий, но симпатичный. Дюна: часть 2
Пустыня. Гигантские песчаные черви. Громыхающие комбайны-харвестеры и стрекочущие орнитоптеры. Беспощадный дом Харконненов выкачивает спайс из планеты Арракис. Юный Пол Атрейдес становится воином, а затем вождём и живым богом фрименов, народа пустыни. Садист Фейд-Раута режет гладиаторов на арене на радость коварному барону. Начинается война за судьбу не только планеты, но и всей галактики. Вершится история не менее величественная и эпическая, чем «Властелин колец», — только в жанре космической фантастики.
Первая «Дюна» Дени Вильнёва была Фильмом года по версии «Мира фантастики». Это не самая точная экранизация великого романа Фрэнка Герберта — но самая впечатляющая и, пожалуй, самая народная. От второй части мы ждали столь же мощного завершения истории. Но режиссёр и тут сумел нас удивить — хотя бы тем, что это оказалась лишь середина трилогии. Изменив финал романа, Вильнёв сразу перешёл к событиям, подводящим ко второму роману в серии, «Мессии Дюны», и уже готовится к его экранизации. А значит, с этим миром мы ещё не прощаемся. Мастер и Маргарита
🏆 Фильм года + 🏆 Русский фильм года
По-настоящему значимые произведения опознаются по многомерности. Они входят в как будто бы заранее заготовленное место в наших жизнях и становятся топливом для наших мыслей, нашей речи и даже образа жизни. Сюжет и цитаты из «Мастера и Маргариты» известны всякому отечественному читателю, это что-то из культурного кода. Экранизировать такое произведение — что исполнять смертельный номер. Однако режиссёру Михаилу Локшину и сценаристу Роману Кантору удался фокус невиданный — собственная интерпретация классики!
В романе было несколько сюжетных линий, разных по времени и месту действия. Фильм лишь бегло касается Ершалаима, зато строит поверх изображённой Булгаковым Москвы грандиозный технологичный мегаполис. Для кого-то это утопия, для кого-то — наоборот. Мастер в фильме — аватар самого Булгакова, борющийся за звание творца, а не винтика в системе. Он бежит в свою книгу, чтобы спастись от профессионального краха и обречённой любви к замужней Маргарите. Там писатель выводит своего героя и спасителя, деятельного, любопытного и по-своему справедливого. Воланд, кажется, один способен навести порядок в творящейся чертовщине…
Нельзя сказать, что экранизация идеальна: многим из книги пожертвовали, многое показано в свете жизни Булгакова и дня сегодняшнего. Но отклоняясь от буквы, фильм сохраняет дух, чествует автора. Вместе со звёздным актёрским составом и особым визуальным стилем это и наделяет картину индивидуальностью, делая для нас самым весомым фильмом в 2024 году.
🏆 Фильм года по версии читателей
В нашей группе «ВКонтакте» мы провели голосование в два этапа. И вот как распределились голоса во втором туре — проголосовали 1448 человек (выбирать можно было только один вариант):
«Дюна: Часть вторая» (545 голосов, 37,64%)
«Дэдпул и Росомаха» (264 голоса, 18,23%)
«Чужой: Ромул» (159 голосов, 10,98%)
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Джентльмен. Музыкальный маньяк. Архивариус просчетов Бэтмена.