«Дэдпул и Росомаха». Кинокомикс для взрослых во славу заурядности

29 июля 2024
Фото аватара
29.07.2024
9000
6 минут на чтение

Уэйд Уилсон, он же неубиваемый саркастичный наёмник по прозвищу Дэдпул, получает две новости. Одна хорошая: ему предлагают «переехать» в параллельную вселенную, где обитают всеми любимые Мстители. Другая похуже: переезд необходим потому, что вселенная самого Дэдпула вот-вот исчезнет! Сварливый супергерой Росомаха, сам того не зная, удерживал ткань времени и пространства, и после его безвременной кончины (в фильме «Логан») реальность начала распадаться. Чтобы спасти свой мир, Дэдпул берётся разыскать Росомаху-сменщика на просторах мультивселенной…

Deadpool & Wolverine

Жанр: комедийный супергеройский боевик

Режиссёр: Шон Леви

В ролях: Райан Рейнольдс, Хью Джекман, Эмма Коррин, Мэттью Макфэдьен

Премьера: 26 июля (мировой прокат)

Продолжительность: 128 минут

Похоже на: «Дэдпул 2», «Главный герой», «Человек-паук: Нет пути домой»

Любой фанат супергероев знает, что спасение Вселенной — задача непростая. Причём бьются над ней не только Дэдпул с Росомахой, но и авторы фильма. Студия Marvel, в 2010-х годах безраздельно повелевавшая умами и кошельками зрителей, в последнее время переживает чёрную полосу. Всё чаще можно услышать, что долгоиграющая франшиза (свежий «Дэдпул» — уже 34-я её киночасть) зашла в тупик и пора, мол, закрывать лавочку.

«Добро пожаловать в Marvel! У нас сейчас небольшой кризис», — острит в начале фильма сам Уэйд Уилсон, известный любитель пошатать четвёртую стену. Но в каждой шутке, как водится, есть доля правды. За внешней простотой и расхлябанной фабулой «Дэдпула и Росомахи» с первых минут проступает дополнительный уровень повествования. Это весёлый и кровавый боевик про супергероев, выброшенных на обочину вселенной, и одновременно метаразмышление о том, что век кинокомиксов недолог, полон разочарований и несбывшихся планов. Но, возможно, они всё равно заслуживают любви.

Спасти нельзя удалить

Официально «Дэдпул и Росомаха» заявлен как часть Киновселенной Marvel (КВМ), и её бессменный продюсер Кевин Файги даже уверяет, будто фильм серьёзно повлияет на развитие франшизы. Однако на деле лишь одна (1!) сцена разворачивается в мире Тора и Железного Человека. Перед нами — не прелюдия к очередным «Мстителям», а эпилог отдельного супергеройского цикла от студии 20th Century Fox. Ей долгое время принадлежали права на Дэдпула, Росомаху и прочих Людей Икс, пока в 2019 году компанию не поглотила медиаимперия Disney, владеющая «основной» Marvel, — на радость фанатам и на горе сотням уволенных сотрудников.

Важно ли всё это знать перед просмотром? Как ни странно, да. После «Дэдпула и Росомахи» даже неловко вспоминать претензии некоторых зрителей к «Капитану Марвел 2»: дескать, сюжет сиквела завязан на несколько предыдущих фильмов и сериалов, и изучать их — неподъёмная «домашняя работа». Чтобы полностью погрузиться в нового «Дэдпула», необходимо хотя бы поверхностное знакомство не только с дюжиной кинокомиксов Fox, от старой «Фантастической четвёрки» до «Логана», но и с историей самой компании и её невышедших проектов!

«Дэдпул и Росомаха» обыгрывает закадровые перипетии в самом устройстве своего мира. Есть магистральная вселенная, «Священная линия времени» — то есть большая и успешная диснеевская франшиза Marvel. К ней примыкают параллельные вселенные поменьше — например, родной «Фоксвёрс» Дэдпула. А следят за ними бюрократы из Управления Временными Изменениями, которые ссылают нежизнеспособные линии-франшизы в Пустошь, метафизическую мусорную корзину, где бедолаг ждёт окончательное забвение.

Конечно, всю эту систему ещё до «Дэдпула и Росомахи» представил сериал «Локи», однако в фильме акценты расставлены иначе. Локи был трикстером, бунтовавшим против предписанного свыше сценария. Эгоцентрик-Дэдпул пытается отстоять свою историю перед угрозой неминуемого перезапуска. А противостоит ему нелепый и самовлюблённый менеджер Управления по имени Парадокс — очевидная пародия на голливудского чиновника среднего звена, который так и норовит «оптимизировать» неэффективную, по его мнению, франшизу.

Кроме того, авторы вводят в мифологию мультивселенной новое понятие — «персонажей-якоря», без которых временные линии начинают угасать. Что это, если не аллюзия к мегазвёздам, держащим на своих плечах кинофраншизы? Даже всесильная КВМ забуксовала, потеряв Роберта Дауни — младшего (поэтому его оперативно вернули). А крах вселенной Fox совпал с выходом из неё Хью Джекмана после фильма «Логан» — с этого, собственно, начинается история «Дэдпула и Росомахи». Для пущей наглядности по прибытии в Пустошь героев и зрителей встречает покосившийся логотип Fox.

Не будет спойлером сказать, что население Пустоши тоже преимущественно состоит из персонажей «Фоксвёрса». К примеру, в трейлерах засветились как злодеи-статисты вроде Жабы и Саблезубого из оригинальных «Людей Икс», так и юная наследница Росомахи из «Логана» Лора Кинни — их сыграли знакомые по прошлым фильмам актёры. Скептики ещё на этапе промокампании разругали безудержный фансервис и ставку на ностальгию, и не без оснований. Но всё же есть разница между камео модного Бенедикта Камбербэтча в третьем «Торе» и одной из главных гостевых звёзд «Дэдпула и Росомахи», чей сольник в своё время провалился в прокате и снискал аж 11% положительных рецензий на Rotten Tomatoes.

Пробуждая в памяти старые кинокомиксы — неудачные, неказистые, полузабытые и даже вовсе не снятые, — «Дэдпул и Росомаха» задаётся вопросом: а стоит ли их вообще помнить? Заслуживают ли они уважения зрителей и места в каноне Marvel? Или, может, лучше отбросить былые ошибки и сосредоточиться на чём-то новом, улучшенном, перезапущенном?

Иные продюсеры наверняка не удержались бы от соблазна возвысить собственную франшизу через втаптывание в грязь (или хотя бы забвение) предшественников. Но стоит отдать Кевину Файги и его коллегам должное: к наследию прошлого они относятся трепетно и от публики ожидают того же. Каждое возвращение списанных в утиль героев сопровождает обязательная пауза для аплодисментов, а завершается фильм короткой, но трогательной нарезкой закадровых материалов со съёмок кинокомиксов «Фоксвёрса».

Создатели не без оснований бравируют рейтингом 18+ — впервые в истории КВМ. Но по-настоящему взрослым фильмом «Дэдпула и Росомаху» делают не зрелищная расчленёнка и шутки про анальный секс, а пресловутая рефлексия о супергероике начала 2000-х. Marvel наконец-то открыто признаёт: возраст большинства её фанатов уже перевалил за тридцать, если не за сорок лет.

Франшиза среднего возраста

Под стать аудитории изменились и герои. Оригинальный «Дэдпул» 2016 года с подростковым нахальством высмеивал более мейнстримных коллег из Людей Икс, а его главным мотивом было желание вернуть себе красивое лицо после травматичной мутации. Восемь лет спустя Уэйда Уилсона волнуют более абстрактные материи: он переживает, что ничего не добился в жизни, и теперь сам напрашивается в команду Мстителей. Но получает отказ — мол, не по Сеньке шапка — и с горя устраивается продавцом в автосалон, попутно расставшись с возлюбленной.

У Росомахи всё ещё печальнее. Бюрократ Парадокс официально нарекает эту версию персонажа «худшим из Росомах» за то, что в решающий момент герой бросил Людей Икс, не сумел предотвратить их гибель и в итоге самоустранился от мира, найдя утешение в бутылке. Одному Диснею известно, сколько самообладания понадобилось авторам, чтобы не пошутить про Люка Скайуокера в сиквелах «Звёздных войн».

И вот два одиноких, вздорных, нереализовавшихся лузера средних лет (один мрачный, другой гиперактивный) вынужденно колесят по задворкам реальности на потрёпанной «Хонде». Всё по заветам остроумных, суматошных, по-хорошему сентиментальных роуд-муви 1980-х вроде «Успеть до полуночи» с Робертом Де Ниро и Чарльзом Гродином или «Самолётом, поездом, машиной» с Джоном Кэнди и Стивом Мартином.

Из тех же фильмов, видимо, пришла и некоторая рыхлость сюжета «Дэдпула и Росомахи». Сам жанр роуд-муви склонен к фрагментарности: диковинные локации и чудаки-попутчики сменяют друг друга, а герои комично реагируют на них и бранятся на потеху публике, то и дело пуская в ход кулаки. Нормы кинокомиксов даже позволяют вложить в эти кулаки мечи, пистолеты или адамантиевые когти — всё равно Дэдпул с Росомахой фактически бессмертны.

Развитие персонажей происходит рывками, а многие события случаются просто так, по едва проговорённым причинам и с неочевидными последствиями. К примеру, в кульминационной битве герои сражаются с целой армией, которая до этого момента никак не фигурировала в сюжете, и побеждают её не то чтобы неожиданным, а скорее взявшимся из ниоткуда способом. Но что толку ругаться, если сама сцена исполнена весело, зрелищно, в меру изобретательно и сопровождается вдохновляющим хитом Мадонны?

Постановщик «Дэдпула и Росомахи» Шон Леви мало заботится о цельности истории, зато знает цену ярким эпизодам. Неудивительно: в большое кино он пришёл из телевидения и комедий со звёздами скетч-шоу SNL вроде Бена Стиллера («Ночь в музее»), Тины Фей («Безумное свидание») и всё того же Стива Мартина («Розовая пантера»). И хотя Леви несомненно глубоко погружается в процесс — в «Дэдпуле» он выступил не только режиссёром, но также продюсером и соавтором сценария, — его метод всё равно состоит в том, чтобы не привлекать к себе внимания. Оставаться надёжным, покладистым «хамелеоном».

Шон Леви на съёмках “Дэдпула и Росомахи«

Шон Леви легко подстраивается под разные жанры и форматы, чередует буффонаду с приключенческим кино и умеет найти подход к раздутому эго голливудских звёзд. Критики, как правило, глядят на него свысока и ругают за отсутствие амбиций. Зато от режиссёра в восторге простые зрители, чиновники Netflix (где выходит его хитовый сериал «Очень странные дела») и Райан Рейнольдс — актёр и главный творческий двигатель «Дэдпула», подружившийся с Леви в 2021 году на съёмках экшен-комедии «Главный герой».

В общем, идеальный рулевой для фильма об отбракованных франшизах и невыдающихся героях. Леви и сам такой: крепкий, небесталанный профессионал, в какой-то момент смирившийся с тем, что ему не стать новым Спилбергом (на которого он явно равняется), но не растерявший самоуважения. «Дэдпула и Росомаху» режиссёр снял всего за 69 дней, почти без корректив — чем не повод для гордости в эпоху, когда каждый второй блокбастер оборачивается дорогостоящей производственной катастрофой?

Уже можно говорить о том, что именно такие авторы и такое кино — усердное, знакомое, умеренно-задорное — нужны Marvel, чтобы вернуть доверие зрителей. «Дэдпул и Росомаха» собрал почти полмиллиарда долларов за первый уик-энд и, похоже, станет самым кассовым релизом КВМ за последние три года. И дело не только в ностальгии: ещё свежи в памяти прошлогодние провалы «Флэша» и «Индианы Джонса». Успех всегда складывается из множества разных, часто непредсказуемых факторов — иногда достаточно просто оказаться в нужное время в нужном месте с нужным «персонажем-якорем».

А заодно напомнить зрителям, как это делает «Дэдпул и Росомаха»: в конечном счёте, все эти цифры сборов, рейтинги критиков и корпоративные каноны ни черта не значат, если история и персонажи находят в вас отклик. И тогда, какими бы неказистыми и несовершенными они ни были, они станут частью вашего мира, надёжно защищённого от любых мультивселенских бурь.

Читайте также

Статьи

«Мне нравится моя игра, потому что она милая». Дневник разработчика настольной игры «Космобюро» 22
0
25617
«Мне нравится моя игра, потому что она милая». Дневник разработчика настольной игры «Космобюро»

Андрей Колупаев — об истории создания игры про космических торговцев

Брент Уикс «Слепящий нож». В духе Дэвида Геммела
0
28560
Брент Уикс «Слепящий нож». В духе Дэвида Геммела

Интриганское фэнтези с претензией на эпопею

Читаем книгу: Ричард Суон — Тирания веры
0
60810
Читаем книгу: Ричард Суон — Тирания веры

Отрывок, в котором Вонвальт зеленеет, а Шестнадцатый легион отправляется подавлять восстание.

Художник Михаил Сидоренко: 9
0
91381
Художник Михаил Сидоренко: славянское фэнтези, чертановские мифы и пандемия коронавируса

Беседа о персональных проектах, творческом выгорании и лайках в соцсетях

1
0
138975
Обчищаем чужие карманы в серии Thief в 136 выпуске «Фантастического подкаста»

Осторожно, этот подкаст точно украдёт ваше время!

Другая Земля: леса Антарктиды, джунгли Сахары и инопланетные пейзажи Средиземного моря 10
0
125061
Другая Земля: леса Антарктиды, джунгли Сахары и инопланетные пейзажи Средиземного моря

Как менялась наша планета на протяжении веков

Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия 5
0
191982
Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия

Предсказания и предостережения, которые никто не послушал

Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика 10
0
233907
Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика

Выпейте кружечку отравы… ой, то есть, отвара!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: