О фильме «Красный остров» говорить сложно. С одной стороны, он сделан вполне адекватно: злоключения героя по кругам цензурного ада, нелепость и карикатурность островных вождей и генералов — всё показано без прикрас. Но, с другой стороны, эта картина — типичнейший «перестроечный фильм». она была снята в 1991 году небольшой минской киностудией и вместила в себя все черты, свойственные отечественному фантастическому кино тех лет, вспомнить хоть «Город Зеро», хоть «Третью планету», хоть «Духов день». Ощущение тотальной лживости происходящего, оглушающая, почти шизофреническая бессмысленность любых действии и поступков - всё это черты не столько булгаковского исходника, сколько современной фильму постсоветской окружающей действительности.
Режиссёр Александр Фенько прежде всего документалист. Из игровых картин, кроме булгаковской экранизации, на его счету только снятая позже картина «Будулай, которого не ждали». Среди актёров, сыгравших в картине, стоит упомянуть разве что Семёна Фараду и исполнителя главной роли Александра Феклистова.
Фенько переименовал фильм в «Красный остров», видимо, опасаясь, что зрители не поймут иносказания, что булгаковский вариант «слишком тонок для цирка». «Красный остров» получил несколько призов на кинофестивалях, но ныне благополучно забыт. И поделом: если Булгаков смог описать современную ему ситуацию так, что она стала вневременной, то картина Фенько вызывает сейчас тягостное недоумение. В ней совершенно нет осмысления, анализа, рефлексии — режиссёра хватило только на прямую, инстинктивную трансляцию окружающего безумия.
Собачье сердце
Одной из самых знаменитых экранизаций Булгакова стал двухсерийный фильм 1988 года «Собачье сердце» режиссёра Владимира Бортко. Фильм вышел на экраны меньше чем через год после первой официальной публикации повести. То есть Бортко был знаком с ней ещё со времён самиздата.
Интересно, что многие зрители, особенно современные, полагают, что фильм был снят не в конце восьмидесятых годов, а гораздо раньше, ведь лента чёрно-белая. На самом деле это не чёрно-белое изображение, а сепия, «оттенок старой фотографии». Использование светофильтров оказалось чрезвычайно удачным решением, атмосфера выглядит настолько правдоподобной, что между основным действием и якобы документальными вставками не видится особой разницы.