Первое время Кубрик прислушивался к желаниям и протестам Олдисса, но в конце концов решил гнуть свою линию. В 1985 году он позвал своего друга Стивена Спилберга в команду, куда взял также брата своей жены Яна Харлана, а сам занялся продюсированием. В 1989 году он уволил Олдисса и нанял сценаристом Боба Шоу — писателя-фантаста и активного фаната (настолько активного, что ему к тому моменту вручили два «Хьюго» в номинации «Автор-любитель»). Крепких нервов и остроумия Шоу хватило лишь на шесть недель — дольше выдерживать напряжённый график Кубрика он был не в состоянии, и в марте 1990 года место сценариста занял Йен Уотсон.
Олдисс пришёл в бешенство — если назначение Шоу он ещё мог проглотить (да ладно, фанат-любитель!), то появление Уотсона стало серьёзным ударом. «Он не только уволил меня, но и нанял моего врага», — заявил он позже. Уотсон получил от Кубрика распоряжение: опираться на «Пиноккио» и сделать вариант этой истории в стиле кибер-плутовского романа.
Но сценарий Уотсона Кубрику тоже не пришёлся по душе. Да, он согласился с некоторыми нововведениями (например, именно Уотсон предложил заменить робота-солдата роботом-жиголо, на что Кубрик пошутил, мол, так они потеряют детскую аудиторию), одобрил целые эпизоды и общую направленность, особенно оценив связь с книгой Коллоди (во время работы Кубрик называл свой фильм не иначе как «Пиноккио»). Но ему всё равно чего-то не хватало. «Мне нужно, чтобы кто-то сдобрил это вагинальной смазкой», — заявил Кубрик и в 1994 году пригласил присоединиться к проекту британскую писательницу и феминистку Сару Мейтленд, автора религиозного фэнтези.
Мейтленд пришла в ужас от количества проделанной предшественниками работы — гор незаконченных сценариев, из-за которых проект стал громоздким и расплывался в разные стороны. Как автор-сказочник, она знала, что здесь нужен эмоциональный стержень, как в классических сказках. Кубрик признался ей, что хочет, кроме всего прочего, оправдать, реабилитировать в глазах людей искусственный интеллект. Он был очарован роботами и говорил: «Я думаю о них так, словно они мои правнуки».