Кто придумал «Утиные истории»? Комиксы, с которых всё началось

99582
9 минут на чтение
«Утиные истории» в России, как, впрочем, и в Америке, большинство знает по мультсериалу 1987 года. Однако началось всё гораздо раньше — с комиксов, которые возникли ещё в начале тридцатых. В этой статье и её продолжении мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по истории «утиной» вселенной. Зигзаг, заводи!

Всё началось с Дональда

Вспыльчивый селезень в бескозырке появился на свет в июне 1934-го в мультфильме Уолта Диснея «Маленькая мудрая курочка». В нём ленивый селезень уклонялся от работы, но примчался на дармовое угощение. Уже осенью того же года Дональд дебютировал на страницах газетных комиксов.

Первое появление Дональда, мультфильм «Маленькая мудрая курочка»

Ранний Дональд жил в деревне, был куда эмоциональнее и беззаботнее: у него не было ещё ни подружки, ни племянников, ни богатого дядюшки. Поначалу Дональд оставался второстепенным персонажем в комиксах о Микки Маусе, но со временем вышел на первый план в стрипах серии «Глупые мелодии» (Silly Symphonies).

Да, в ранних газетных комиксах Дональд бывал жёлтым

А в 1937 году у Дональда появились племянники Хьюи, Дьюи и Луи (известные у нас как Билли, Вилли и Дилли). Дядя присматривал за тройняшками, чей отец угодил в больницу после их очередной шалости. Поначалу ребята были отпетыми хулиганами и вечно подшучивали над дядей, но со временем их характер улучшился. Предполагалось, что племянники вернутся домой, когда папа встанет на ноги. Однако в итоге троица осталась с дядей, а о родителях больше не вспоминали. Впервые за почти столетие речь о них завели только в новом мультсериале 2017 года.

Дональд и его племянники в газетных стрипах

А в 1942 году настал звёздный час Дональда: издательство Western Publishing получило лицензию на комиксы о диснеевских персонажах. Сюжет первой истории «Дональд Дак ищет пиратский клад» придумали сценаристы студии, а рисунок поручили художнику Карлу Барксу.

Карл тогда работал аниматором на Disney, но его угнетала студийная система, убивающая творчество. Он подумывал уволиться и завести ферму с утками. К счастью, рисовать уток Барксу тоже нравилось — он взял у Western новый заказ и заодно предложил доработать сценарий. Результат так впечатлил редакторов, что со второго номера Карлу доверили ещё и работу сценариста. Cледующие тридцать лет для «Утиных историй» стали эпохой Карла Баркса.

Баркс очень тщательно подходил к рисунку. Например, для иллюстрации затонувших судов он изучал выпуски National Geographic

Дональд у Баркса изменился в лучшую сторону. Он остался вспыльчивым хвастливым лентяем, но научился брать ответственность, перестал быть чересчур эмоциональным и стал внятно разговаривать. Он заботился о племянниках, хоть это и заставляло его отрываться от любимого ничегонеделания. С упорством, с которым Дональд искал себе работу, может сравниться лишь постоянство, с которым он её терял. Впрочем, селезень не унывал. В отличие от своего знаменитого дядюшки, который не умел вовремя остановиться, Дональду для полного счастья хватало малого, например, куска пиццы или стакана газировки.

Дональд в моих историях порой выступает злодеем, но в основном он хороший парень, хоть и делает глупые ошибки, как типичный человек.
Карл Баркс

Как появился Скрудж

В 1947 году Баркс выпустил комикс «Рождество на Медвежьей горе». Здесь у Дональда появился эксцентричный дядя-миллионер, живущий в уединённой усадьбе в горах. В этой истории, задуманной как аллюзия одновременно на «Рождественскую песнь» и «Гражданина Кейна», Скрудж хотел поиздеваться над Дональдом и племянниками, чтобы проверить, достойны ли они унаследовать его состояние.

В «Рождестве» Скрудж стар, бородат, опирается на трость и носит очки

Скрудж из «Рождества на Медвежьей горе» был моей первой версией богатого старого дядюшки. Я сделал его слишком старым и слабым — и только потом понял, что он должен быть более подвижным. Дряхлый старик не смог бы воплотить всё, что я для него запланировал.
Карл Баркс
Скруджа придумывали на один раз, но старый скряга приглянулся публике, и Баркс стал снова использовать его в историях о Дональде, иногда даже в качестве злодея. Заметив популярность персонажа, в издательстве предложили построить сюжет очередной истории вокруг него. Так в 1952 году в Four Color вышел комикс «Всего лишь бедный старичок». С этого момента Скрудж начал перетягивать одеяло на себя. Теперь главным искателем приключений стал он, а Дональду и компании осталась роль не всегда добровольных помощников.

Скрудж скуп, сварлив и раздражителен, но своё состояние он заработал абсолютно честно

Хороший утиный художник

Сценаристы мало заботились о создании единой хронологии историй об утках, поэтому среди фанатов нередко возникали споры, чьи сюжеты считать каноническими. Большинство сходилось во мнении, что настоящий канон — только работы Карла Баркса.

Карл Баркс. Человек, который создал «Утиные истории» такими, какими мы их знаем (Фото: Alan Light | CC BY-SA 2.0)

Карл всегда хотел стать художником, но мешала бедность. Чтобы свести концы с концами, Баркс брался за любую работу: был фермером, лесорубом, погонщиком мулов, изготовителем заклепок и печатником. Но все свободное время он уделял самообразованию. Карл изучал картины любимых художников, пытаясь скопировать их стиль и найти свой.

В 1935 году Баркс нанялся аниматором в Disney, где снял 36 короткометражек про Дональда. Но этой работой Карл остался недоволен, считая, что студийные ограничения убивают творчество. В 1942-м он ушёл в издательство Western, которое вскоре получило лицензию на «утиные комиксы». Здесь он и обрёл своё подлинное призвание. 

Баркс создал около 500 «утиных историй». Именно он придумал Скруджа и большинство второстепенных персонажей — Винта Разболтайло, Глэдстоуна Гандера, Флинхарта Гломгольда, Магику де Гипноз и братьев Гавс. Как правило, Карл один делал всю работу: писал сценарий, рисовал эскизы и раскрашивал иллюстрации.

Долгие годы его имя оставалось неизвестным — правила Disney запрещали указывать художников и сценаристов. Поколения фанатов знали Баркса только как «Хороший утиный художник». Тайна его личности раскрылась лишь в конце 1960-х, когда Баркс отошёл от дел. Он умер в 2000 году, чуть-чуть не дожив до ста лет.

(Фото: Alan Light | CC BY-SA 2.0)

Перечитывая собственные истории, я понял, что заложил в них философские идеи, о которых в то время и не догадывался. Думаю, философия в моих комиксах консервативная. На мой взгляд, цивилизация достигла пика в 1910 году — с тех пор мы катимся под гору. Старая культура обладает такими качествами, каких новоделу не достичь. Взгляните на эти замечательные соборы и дворцы! Сейчас такое не строят.

Мне кажется, стоит сохранить старые идеалы и методы работы — честь и честность. Надо позволять другим верить в собственные идеалы, не нужно стричь всех под одну гребёнку. Вот что мне не нравится в современной политической системе: она всех пытается сделать одинаковыми.

Говорят, Вандербилты и Рокфеллеры — злодеи, потому что сколотили состояния на эксплуатации бедняков. А я считаю, каждый должен иметь возможность забраться так высоко, как может, если он никого не убивает и не истязает. А небольшая эксплуатация свойственна нам от природы. Это видно и в поведении животных — каждый в какой-то мере эксплуатирует каждого.

Карл Баркс

Жизнь и времена Дона Росы

После ухода Баркса на покой Western Publishing продолжали выпускать комиксы о Скрудже и Дональде. Но с уходом «старой гвардии» качество историй упало, и редактора частенько перепечатывали старые сюжеты. Вечно так продолжаться не могло, и в 1984 году Western обанкротились. Но «утки» недолго искали новый дом. Незадолго до этого фанаты Баркса Брюс Гамильтон и Росс Кохрейн основали издательство Another Rainbow, открыли импринт Gladstone и купили лицензию на печать «уток».

В основном Gladstone переиздавали старые комиксы, но искали и свежую кровь. Именно тогда они наняли молодого и совершенно неизвестного тогда художника Дона Росу. Тот привлёк редактора своей неколебимой уверенностью, что именно ему суждено возродить «Утиные истории».

Дон Роса. Если Баркс создал «Утиные истории», то Роса их превратил в упорядоченную вселенную (Фото: Darrenmambo | CC BY-SA 3.0)

В своём первом комиксе «Сын Солнца» Роса нарочно копировал стиль Баркса

Как и Баркс, Роса был самоучкой и учился рисовать по творчеству кумиров. Первые работы Росы для Gladstone — явное подражание Барксу: сюжеты он придумывал сам, но фон и позы героев перерисовывал из старых комиксов. Роса считал каноном только истории Баркса и ориентировался на них. Он перенёс действие в 1950-е и 1960-е годы, когда происходили события комиксов «Хорошего утиного художника», и сочинил ряд продолжений к его сюжетам.

С годами Роса и сам стал культовым комиксистом, сравнимым с Барксом. Его вклад в «Утиные истории» огромен. Он вернул интерес к уткам и проделал огромную работу, систематизируя комиксы Баркса. Проанализировав болтовню Скруджа о родне и былых похождениях, Роса составил его фамильное древо и написал биографию богатого селезня — графический роман «Жизнь и времена Скруджа Макдака».
«Жизнь и времена Скруджа Макдака» вдохновили лидера Nightwish Туомаса Холопайнена написать к этому комиксу саундтрек. Обложку альбома нарисовал сам Роса.

Жизнь Скруджа: хронология Дона Росы

Как появились «Утиные истории»: комиксы 141867 Скрудж родился в Глазго в семье Фергуса Макдака и Дауни О’Дрейк. Он был старшим ребёнком, позже у него появились сёстры Матильда и Гортензия.

1877 Чтобы заработать, Скрудж становится чистильщиком обуви. Первый клиент обманывает мальчика, расплатившись десятицентовой монеткой, бесполезной в Шотландии. Скрудж на всю жизнь сохранит монетку как символ успеха и поклянётся, что больше никому не удастся его провести.

1880 13-летний Скрудж уезжает в США и устраивается юнгой на речной пароход своего дяди Ангуса Макдака.

1882 Ангус уходит на пенсию и отдаёт пароход племяннику, но банда братьев Гавс уничтожает судно. Скрудж решает попытать счастья на Диком Западе.

Как появились «Утиные истории»: комиксы 161896–1899 После безуспешных попыток найти золото Скрудж приезжает на Клондайк, и ему улыбается удача. На Клондайке Макдак знакомится с владелицей салуна Золотцем Голди. Любовь к ней он сохранит на всю жизнь.

1902 Скрудж становится миллиардером и переезжает в деревушку Даксбург, штат Калисота.

1930 Макдак становится самым богатым селезнем в мире, но в погоне за наживой забывает о семье и окончательно с ней ссорится.

Как появились «Утиные истории»: комиксы 171942 Впав в депрессию, Скрудж решает уйти на покой и отгораживается от всего мира в своей усадьбе на Медвежьей горе.

1947 Скрудж встречается со своим племянником Дональдом и внучатыми племянниками Билли, Вилли и Дилли. В нём просыпается интерес к жизни, и вместе они отправляются навстречу приключениям.

1967 Неканоничная дата — подобно Барксу, Скрудж умирает в возрасте ста лет после жизни, полной приключений.

Семейное древо Макдаков от Дона Росы

Утки в России

«Утиные истории» стали одним из первых диснеевских сериалов, показанных в Советском Союзе. А следом в СССР проникли и комиксы. С 1989 года издательство «Эгмонт» выпускало комиксы про Микки Мауса, а в начале девяностых линейку пополнили «Утиные истории», «Микки-детектив», «Русалочка» и «Аладдин». Несколько лет комиксы продавались во всех киосках, но со второй половины 1990-х их популярность сошла на нет. Возвращения Скруджа пришлось ждать почти двадцать лет — с осени 2016 года АСТ выпускает сборники классических комиксов Баркса и Росы.
А в 1987 году «Утиные истории» пережили главное в своей истории событие. Студия Disney начала выпускать мультсериал, основанный во многом на комиксах Карла Баркса... Но это уже другая история.

Продолжение

«Утиные истории», «Чёрный плащ» и другие мультсериалы по миру уток

Алексей Ионов

07.05.2018

56728

Девяностые — это эпоха Dendy, жвачек, соток и диснеевских мультиков. И первыми на экраны нашей страны ворвались дядя Скрудж и Чёрный плащ.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Комиксы

Читаем комикс: «Приключения Перри Родана. Тайна блуждающей планеты»

Комиксы

Смерть и возрождение Vertigo. 10 комиксов эпохи перемен
От «Константина» и «Песочного человека» до ещё более дерзких и безумных.

Комиксы

Дзюндзи Ито: жизнь и страхи мастера хоррора
Как отыскать ужас в центре спирали

Комиксы

Вебтуны в жанре «регрессия»… с суперспособностями!
Вебтуны о тех, кто начал жизнь заново... и с бонусами!

Комиксы

Читаем комикс: «Велес»

Комиксы

Читаем комикс: «Доктор Монстр»

Комиксы

«Майор Гром: Игра»: фильм против комикса
В чём экранный майор превзошёл оригинал — а где оказался лишь его бледным подобием

Комиксы

Вебтуны в жанре «регрессия». Как начать жизнь заново и исправить ошибки
Жизнь всё-таки возможно повернуть назад

Комиксы

Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы
Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Комиксы

Вебтуны об изменившейся реальности
Вся наша жизнь — игра!
Показать ещё