«Джордж Лукас: Путь джедая». Что мы узнали из книги

10523
8 минут на чтение
В январе 2019 года на русском вышла книга Брайана Джея Джонса «Джордж Лукас: Путь джедая» — подробная биография создателя «Звёздных войн» и «Индианы Джонса» от рождения и до продажи Lucasfilm компании Disney. Это самое подробное исследование жизни Лукаса. Одних источников тут восемь десятков, а сноски, ссылки, примечания и комментарии занимают полсотни страниц.

«Мир фантастики» вдумчиво изучил русскоязычное издание и собрал для вас подборку самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Джорджа.

Лукас заработал миллион на спор с отцом

Джордж Лукас-старший был суровым и набожным семьянином и крайне упорным, успешным и уважаемым бизнесменом. Он надеялся, что единственный сын пойдёт по его стопам и унаследует семейное дело — крупнейший в Модесто канцелярский магазин. А Лукас-младший ненавидел рутину и не хотел ходить на работу, где каждый день надо делать одно и то же.

Джордж не слушал наставлений отца и вечно бунтовал против него. А когда всё же устроился в отцовский магазин, уволился едва ли не на следующий день. Лукас-старший махнул рукой, посчитав, что ничего путного из сына не выйдет. 

Лукас-младший в ответ на пророчества отца самоуверенно пообещал, что к тридцати годам станет миллионером. Слово он сдержал: первый миллион Джордж заработал в 28 лет. Впрочем, нужно отдать Лукасу-старшему должное. Пусть он и не понимал, чем занимается непутёвый отпрыск, но в трудные минуты приходил ему на помощь. Отец оплатил учёбу Джорджа в киношколе университета Южной Калифорнии и одолжил сыну денег на «Американские граффити», когда тот остался без гроша после провала «THX 1138».

Недостаток отцовской любви Лукас компенсировал обществом людей, которые заменяли ему старших братьев. Всю жизнь Лукас тянулся к опытным товарищам, перенимая их опыт. В числе таких людей был жених его старшей сестры Энн автогонщик Алан Грант, оператор Хаскел Уэкслер, продюсер Гэри Курц и режиссёр Фрэнсис Форд Коппола.

Любимые художники

«Джордж Лукас: Путь джедая». Что мы узнали из книги 9В детстве любимым персонажем Лукаса был Скрудж Макдак из комиксов Карла Баркса. Когда Лукас разбогател, он первым делом купил несколько иллюстраций Баркса. «Утиные истории» стали одним из источников вдохновения для «Индианы Джонса».

«Джордж Лукас: Путь джедая». Что мы узнали из книги 8А ещё Лукас обожал иллюстрации Нормана Рокуэлла и в зрелом возрасте приобрёл около пятидесяти его картин.

Лукас мог стать художником или автогонщиком

Хотя Лукас с детства любил кино, поначалу он не думал им заниматься. В школе Джордж мечтал о карьере профессионального автогонщика и подрабатывал механиком в гараже. После он подумывал поступить в художественное училище, но затее воспротивился отец, заявив, что в семье Лукасов художников не будет.

Тогда Джордж решил получить магистерскую степень по антропологии и подал документы в университет Калифорнии. Но в последний момент друг детства Джон Пламмер уговорил его сдать вступительные экзамены в киношколу.

Отец обрадовался, что сын не будет поступать в художку, и согласился оплатить учёбу, если Джордж возьмётся за неё всерьёз. Джордж взялся. Он и не думал, что искусству кино можно учиться в университете, но спустя семестр уже не представлял для себя иного будущего.

«Крёстный отец» был снят из-за провала Лукаса

Первый полнометражный фильм Джорджа, антиутопия «THX 1138», едва не стал и последним. Лукас хотел снять авангардное кино, где большая часть истории рассказывалась бы через изображение. Режиссёр считал, что сама картинка, её цветовая гамма настраивает аудиторию на нужные эмоции.

Но большая часть зрителей, критиков и даже друзей Лукаса сочла фильм пустым и скучным. Все отмечали смелую и новаторскую визуальную часть, но жаловались, что история не трогает эмоционально. Среди критиков картины была даже жена Лукаса Марша, которая обычно поддерживала мужа: она окрестила «THX 1138» «бездушной абстракцией». Рон Колби назвал фильм «полной ерундой с точки зрения сюжета», а Коппола заявил, что фильм назовут «либо шедевром, либо мастурбацией». Шедевром «THX» никто не назвал.

Провал едва не погубил Лукаса. После первой неудачи студии не хотели инвестировать в его сценарии. Вторым пострадавшим оказался Коппола: «THX 1138» едва не обанкротил его компанию American Zoetrope. Чтобы поправить репутацию и финансовое положение, Коппола согласился снять низкобюджетное гангстерское кино «Крёстный отец»... Ну, а дальше вы знаете.

После успеха «Американских граффити» Лукас первым делом купил долю в нью-йоркском магазине комиксов «Суперснайп», где зависал каждый раз, когда оказывался в городе. Владелец магазина Эдвард Саммер позже помог Lucasfilm заключить сделку с Marvel

Лукас хотел экранизировать «Флэша Гордона»

После провала «THX 1138» Лукас подумывал перенести на большой экран одно из своих детских увлечений — комиксы о Флэше Гордоне. Он отправил продюсера Гэри Курца на переговоры с владельцем франшизы, компанией King Features, но тот вернулся ни с чем. По словам Курца, в King Features специально задрали цену как можно выше, чтобы отпугнуть Лукаса. Молодой режиссёр-неудачник не казался компании хорошим выбором.

В то время в King Features мечтали завлечь в режиссёрское кресло самого Федерико Феллини. Итальянский классик, разумеется, отказался, и разговоры о съёмках «Флэша Гордона» затихли до конца семидесятых. А потом картину всё же запустили в производство на волне хайпа вокруг колоссального успеха... «Звёздных войн».

Лукас чуть не снял «Апокалипсис сегодня»

Сценарист Джон Милиус поделился с Лукасом задумкой этого фильма ещё в конце 1960-х. Лукас решил непременно снять его, причём в псевдодокументальном стиле на 16-миллиметровой зернистой плёнке и в настоящих джунглях Вьетнама, где в ту пору ещё шла война.

Лукас и Милиус несколько лет работали над «Апокалипсисом», но так и не продвинулись дальше сценария. В то же время друзья приняли участие в затее Копполы по созданию независимой кинокомпании American Zoetrope. Через неё Фрэнсис умудрился продать студии Warner Bros. сценарий «Апокалипсиса», на который, по сути, ещё не имел прав.

Хотя сделка в итоге развалилась, Коппола по договору оказался правообладателем «Апокалипсиса». Когда Лукас почти договорился о съёмках со студией Columbia, затея не состоялась из-за Копполы, не согласившегося с условиями контракта. Тогда Джордж занялся «Звёздными войнам» и понял, что этот проект ему куда интереснее. Так «Апокалипсис» достался Копполе.

Харрисон Форд так хорошо зарабатывал плотничьим делом, что подумывал отказаться от роли в «Американских граффити»: слишком мало предлагали

Успех «Звёздных войн» — это маркетинг

Чарльз Липпинкот, вице-президент Star Wars Corporation по пиару и мерчандайзингу, начал подогревать интерес к фильму задолго до премьеры. Ещё в 1975 году он договорился с издательством Ballantine о новеллизации фильма, а полгода спустя заключил сделку и с Marvel, взявшимися за комиксы по «Звёздным войнам».

В начале 1980-х Marvel испытывали финансовые трудности.  Но поначалу Стэн Ли не разглядел потенциал «Звёздных войн» и хотел отказаться от сделки. В итоге Ли настоял на том, что издательство не заплатит Lucasfilm ни цента, пока не продаст более ста тысяч экземпляров. Липпинкот согласился при условии, что к премьере выйдет как минимум два номера.

Успех комиксов по «Звёздным войнам» помог спасти Marvel от банкротства

В июле 1976 года Липпинкот, сценарист комикс-адаптации Рой Томас и художник Говард Чайкин появились на «Комик-Коне» в Сан-Диего и устроили одну из первых сессий вопросов и ответов, посвящённых грядущему фильму. Затем Липпинкот привёз на конвент Worldcon в Канзас-Сити полноразмерные манекены Дарта Вейдера, C-3PO и R2-D2, реквизит со съёмок, эскизы Ральфа Маккуорри, а также Гэри Курца и Марка Хэмилла, которые провели часовую презентацию картины и произвели настоящий фурор.

За счёт этого статьи о «Звёздных войнах» вышли во всех мало-мальски значимых изданиях, посвящённых кино и фантастике, а также в некоторых мейнстримных изданиях. К маю 1977 года публика уже была готова выстраиваться в очереди на премьеру долгожданного фильма.

К началу съёмок «Звёздных войн» Лукас устал от голливудских студий и стремился сохранить как можно больше контроля над своим детищем. Поэтому он договорился, что оставит себе доходы от продажи лицензий и мерчандайза. И хотя первые игрушки от компании Kenner запоздали и попали на прилавки только в начале 1978 года, пропустив рождественский сезон, за один только 1978 год Kenner продали сорок миллионов фигурок по «Звёздным войнам».

Именно прибыль от игрушек, плакатов, коробок для завтраков и прочего барахла держала на плаву Lucasfilm три года и помогла Лукасу профинансировать съёмки Эпизода V, достроить «Ранчо Скайуокер» и создать собственную киноимперию.

Лукас так вымотался на съёмках «Звёздных войн», что и слышать не хотел о продолжении. Поэтому «Империю» снимал Ирвин Кершнер

«Эвоки» и «Дроиды» были рекламой игрушек

Сейчас в это трудно поверить, но в те годы отношение к эвокам было примерно как к Джа-Джа Бинксу: фанаты и даже съёмочная группа ненавидели маленьких пушистиков. Только Лукасу они нравились, и он настоял на съёмках двух телефильмов об этих существах, а затем и мультсериала «Эвоки». Но руководил им вполне коммерческий расчёт: «Эвоков» и другой мультсериал, «Дроиды», он рассматривал как рекламу игрушек. Именно игрушки оставались основным источником дохода Lucasfilm, а за годы после премьеры «Возвращения джедая» продажи упали со 135 миллионов долларов в год до 35 миллионов. Срочно нужно было что-то новое.

А вот когда Джордж запускал сериал «Хроники молодого Индианы Джонса», он руководствовался благородными целями. Лукас помнил, как ему было скучно учиться в школе, и смекнул, что приключения юного Инди — отличный способ изучать историю начала XX века. По изначальной задумке, каждую серию «Хроник» должны были выпускать на отдельном интерактивном диске с множеством дополнительной информации. И это в начале девяностых!

Земекис и Спилберг могли снять «Звёздные войны»

Рон Ховард и Джордж Лукас

«Хроники» помогли Лукасу поэкспериментировать с цифровым кино и показали, что технологии достигли нужного уровня. Лукас мог вернуться в галактику «Звёздных войн» и снять такие фильмы, какие всегда хотел.

Хотя в 1990-х финансовое положение Джорджа было лучше, чем в 1970-х, при съёмках первого приквела он снова рисковал всем: в создание «Призрачной угрозы» Лукас вложил все средства Lucasfilm.

Изначально Лукас не собирался сам снимать приквелы и предложил Роберту Земекису, Стивену Спилбергу и Рону Ховарду снять каждому по фильму. Все трое отказались. Но двадцать лет спустя Рон Ховард всё-таки снял «Хана Соло».

Лукас долго игнорировал семью, но изменился

Джордж долгое время ставил работу превыше семьи и после каждого законченного проекта мигом переключался на следующий. Многие годы они с женой безуспешно пытались завести ребёнка. Марше было сложно даже вытащить Джорджа в отпуск. Лукас отказывал жене в профессиональном признании, не обращал внимания на её жертвы и достижения. А когда Марша устала это терпеть и подала на развод, Джордж обиделся и начал мстить бывшей жене — в том числе вымарал почти все её достижения из архивов Lucasfilm.

Но всё поменялось, когда в жизни Лукаса появились приёмные дети. Джордж преобразился, стал чаще бывать с семьёй. Он создал на Lucasfilm идеальные условия для сотрудников с детьми, а себя называл «матерью-одиночкой». Сейчас своим главным достижением создатель «Звёздных войн» и «Индианы Джонса» считает именно отцовство.

Читайте ещё

Для тех, кому интересно полное описание приключений Джорджа Лукаса, мы рекомендуем нашу статью о жизни режиссёра, отчасти основанную на той же книге:

История жизни Джорджа Лукаса

Алексей Ионов

14.05.2017

54873

Как любитель авангардного кино, не умевший писать сценарии, превратился в миллиардера и творца «Звёздных войн»?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Моана 2»: «А помните, как было круто?», спрашивает Disney

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 в кино? В России — смотрим русские
А также пару необычных фильмов от Земекиса и Робби Уильямса

Кино

«Приключения Паддингтона 3»: как медвежонок становится Индианой Джонсом
Теперь с Бандерасом и в Перу!

Кино

«Чужой: Воскрешение»: секс с ксеноморфом от создателя «Амели»
Самый безумный фильм про Чужого.

Кино

«Дорога»: самый мрачный и реалистичный постапокалипсис, дающий надежду
Ровно 15 лет назад вышел самый реалистичный фильм про конец света.

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине
«Эй, почему этот фильм в списке худших? Я его смотрел раз двадцать, это шедевр!»

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.
Показать ещё