Почему мы покупаем не те игры

11833
6 минут на чтение
Сколько у вас любимых игр? Одна, две, может, пять? Почему тогда на вашей полке громоздятся десятки коробок? Ответ прост: гоняясь за новинками, легко потерять чувство меры и превратиться из игрока в коллекционера, который навсегда бросает игру после одной-двух пробных партий. Мы хотим новых ощущений и готовы рисковать, покупая ещё одну игру.

Может, пора остановиться? Так ли нужно ещё одно дополнение к «Манчкину», если вы раскладываете партию раз в два месяца? Купить ли армию орков-оленеводов для Summoner Wars или пусть себе дальше зимуют в тундре?
Я не призываю вообще отказаться от новых игр, а предлагаю пересмотреть к ним отношение. Выбирать развлечение можно с умом. Заранее прочитать правила, посмотреть отзывы на профильных сайтах, заручиться поддержкой друзей, наконец, прельститься хорошей скидкой от издателя. Такая подготовка снизит риск обзавестись ещё одним пылесборником, но шанс промахнуться остаётся. Проблема «культа новья» преследует и новичков, и опытных игроков. После очередной выставки в Эссене обязательно становится популярной какая-нибудь малотиражка с кривой механикой от корейского, японского или греческого автора, но уже спустя два месяца все понимают, что никакого прорыва не было и деньги потрачены зря. Похожая история складывается и в мире электронных развлечений: по статистике сервиса Steam, почти 37% купленных игр ни разу не запускали.

Время — самый ценный ресурс, если уж и тратить его на игры, так на достойные. Давайте задумаемся, почему нам не всегда удаётся выбрать для коллекции действительно хорошую игру.

Мы верим в магию франшиз

Новичков и случайных людей она захватывает сразу. Зачем покупать «Колонизаторов», если есть «Ужас Аркхэма» и вон та большая коробка по Warcraft? Вот и берут не глядя дорогую игру за красивые картинки, а дальше как повезёт. Но ведь тема игры слабо влияет на её увлекательность. Конечно, и среди вещей по мотивам попадаются отличные игры — например, настольный StarCraft. А если новичку попались «Ведьмы Плоского мира», откровенно детская забава, или Star Wars LCG — пожалуй, худшая карточная игра в своей линейке? Только пыль собирать на полке.

Перед покупкой игры по франшизе лучше заранее узнать мнение людей, равнодушных к теме, а также познакомиться с другими играми автора/издателя. Upper Deck и Cryptozoic, например, активно издают конкурирующую продукцию, но работы первых на уровень выше. Хотя и здесь есть подводные камни. Возьмём игры от Gale Force Nine. На две отличные игры про «Спартака» и «Сынов анархии» приходится средняя по «Родине» и откровенно скучная по культовому «Светлячку». Отдельно стоит сказать о брендированных переизданиях старых игр. «Тысяча» или преферанс в сеттинге… Конана. Вы точно хотите это купить?

В обратную сторону магия франшиз тоже работает. Если вы не в восторге от сериала «Звёздный крейсер «Галактика» — это не повод пропустить лучший кооператив с предателем Battlestar Galactica. Воротите нос от супергероев? Попробуйте хотя бы Legendary: Alien и оцените механику. Вы патриот и считаете американский футбол упрощённой версией регби? Манёвры в Blood Bowl: Team Manager вам понравятся независимо от предпочтений в спорте.

А главное при покупке — учитывать вкусы вашей компании. Вот купите вы Descent, а четверых друзей, желающих приключаться, не найдётся. «Игра престолов» в последней комплектации и вовсе требует шестерых игроков — как часто вы сможете собираться в таком количестве?

Мы любим новые дополнения

«Раз игра хорошая — нужно скупить всю линейку расширений», — так думает коллекционер, а не игрок. Угадайте, кто из них двоих приносит издателю деньги. Конечно, к популярной игре всегда выходят дополнения. Иногда их анонсируют вместе с самой игрой (две маленькие коробки стоят больше, чем одна большая!). Но на дополнения ругаться как-то не принято. Кому сама игра не нравится, тот до них не доберётся и так, а фанаты готовы принять что угодно. Но это не значит, что дополнения — зло. Бывают и среди них настоящие маленькие шедевры. Дополнение Black Secret для Ghost Stories превращает кооператив в командную игру и позволяет одному игроку возглавить армию призраков. «Удача и слава» для настольной «Цивилизации» правит баланс между победными стратегиями и делает монеты очень полезным ресурсом. Есть дополнения, расширяющие игру количественно, а не качественно, и, пока колоды из новых карт помещаются на столе, против таких допов не скажешь ничего дурного. Разве что цена бывает завышена.

Но плохие дополнения тоже существуют. Их даже больше, чем хороших! Возьмём «Каркассон». Если считать промо-паки, к нему вышел целый 31 набор тайлов! И ещё девять самостоятельных игр с той же механикой. Только вот лучше первой, синей коробки Клаус Юрген Рёде ничего не придумал. Базовый набор идеально подходит для дуэлей, позволяет «запирать» миплов оппонента в недостроенных замках и устраивать войну между крестьянами. Новые тайлы из допов настолько увеличивают число комбинаций полей и замков, что занять даже сложный участок ландшафта с ними гораздо легче. Поздние допы вроде «Колеса фортуны» и «Катапульты» превращают логическую игру в парад случайностей. Титулованная Race for the Galaxy (сложная для новичка и без всяких допов) сумела избежать такой участи, только прервав линейку на третьем расширении Brink of War. Новый ресурс, галактический престиж (а до этого — механика захвата чужих планет), сделал игру совершенно неподъёмной, и следующие два допа запретили смешивать с предыдущими сами авторы. Плохие дополнения разрушают старые игровые стратегии, не предлагая новых взамен, обесценивают механики из базы, делают игру непредсказуемой и долгой.

Мы слушаем не тех людей

Найти человека с похожим вкусом — та ещё задача. MTG-шники и варгеймеры часто объединяются в клубы, и вопрос поиска партнёра по игре у них стоит не так остро. Патигеймы и евро попроще регулярно появляются на всяких игротеках. Почитатели остальных жанров по клубам распределены неравномерно (а в домашние тусовки ещё надо уметь попасть). Может статься, что в заказанную втридорога из-за бугра Patchistory никто из ваших знакомых играть не захочет. Зато советовать «хорошие игры» эти господа вам непременно будут. Хорошо, что их советы слушать необязательно.

Обзорщики и прочие авторитеты из блогов и с профильных сайтов недалеко ушли от таких ребят. Как легко поверить человеку, игравшему в несколько тысяч разных игр! Он так красиво фотографирует компоненты, рассказывает правила, описывает большие плюсы и такие незначительные минусы… Только чужая душа — потёмки. Не каждый блогер, делая обзор на игру, отделяет личные впечатления от аналитики, да и вкусы у обзорщиков бывают своеобразные. Том Вэссел, ведущий популярной программы Dice Tower, считает лучшей игрой всех времён и народов Cosmic Encounter. Сомневаюсь, что у вас она вызовет такой же восторг. Многочисленные подборки «Топ-10 лучших игр» или «Тест: Узнай, какая игра тебе подходит» можно смело игнорировать: в них появляются только самые продаваемые игры, а никак не самые лучшие. Рейтинг boardgamegeek.com может помочь, но с его помощью лучше не выбирать хорошие игры (оценки игр — средняя температура по больнице), а отсеивать плохие. Всё, что ниже 7, вы покупаете на свой страх и риск.

Нас увлекает Kickstarter

Серьёзные издатели выставляют на краудфандинговых платформах только побочные и рискованные проекты. Дополнительные сценарии для Descent и «Игры престолов» — и те выпускали через печать по требованию. Поэтому Kickstarter — это в первую очередь площадка для новичков. Кота в мешке покупать никто не хочет, нужны красивые фотографии и популярная тема. Поэтому 90% таких игр — чистейший америтрэш, мешки кубиков и килограммы пластиковых фигурок. Зомби, инопланетяне, пехотинцы в противогазах, монстры Лавкрафта и при этом никакой оригинальности. Зачем мы всё это покупаем? Рейтинги у таких игр обычно накручены — кому охота ругать игру, за которую отданы $200? Чистая психология. По-хорошему, от игр с Kickstarter можно вообще отказаться, а самые лучшие из эксклюзивов доставать на вторичном рынке. Лучше переплатить, чем потратить деньги на бесполезный картон.

А вот к российскому краудфандингу такую претензию предъявить уже не выйдет. Конечно, спорные проекты появляются и у нас, но они крайне редко набирают запрошенную сумму. Зато куда больше достойных примеров. Детская игра «Битва големов», обучающая азам программирования. Локализации хитов с 30-процентной скидкой и мелкими дополнениями в комплекте. Практически вся литература о ролевых играх.
Плохую игру купить проще, чем достойную. Но, чтобы этого избежать, нужно придерживаться нескольких правил. Не поддавайтесь внезапным порывам, ищите друзей с хорошим вкусом, и тогда вы будете играть только в хорошее.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Лучшие моды для S.T.A.L.K.E.R. — от хардкора до сюжеток, не уступающих оригинальным играм

Игры

20 лет Nintendo DS. История и лучшие 10 игр для одной из самых лучших консолей
Вспоминаем самые-самые игры.

Игры

Как сделать крутые декорации для фантастической видеоигры: локации, которые нас удивили
Игры, в миры которых хочется переехать... или хотя бы съездить туристом.

Игры

Final Fantasy VII Rebirth: выматывающий опыт, но всё же прекрасная «Финалка»
Какой получилась средняя часть трилогии.

Игры

Вылечиться от депрессии и спасти мир. Впечатления от знакомства с альфа-версией Rue Valley
Теперь мы надеемся, что разработчики реализуют все свои задумки.

Игры

Обзор Metaphor: ReFantazio. Мы не до конца вникли в эту метафору
Что же мы получили, Persona: Fantasy или же что-то новенькое?

Игры

Необычные стратегии, часть 4: малоизвестные и спорные
Будет интересно знатокам жанра.

Игры

Обзор «Dragon Age: На страже Завесы». Хорошая игра, плохая Dragon Age
Играть — весело, следить за сюжетом — не очень.

Игры

Дюна, ведьмы и Ван Хельсинг: Новые настольные игры осени 2024
А ещё герои фэнтезийных мечей с магией (нет, не те) и укротители духов в Долине вечности.

Игры

«По ту сторону врат»: весёлый ролевой Лавкрафт из России
Упыри и глубоководные — полноправные граждане, маги становятся супергероями, а о «тайных» культах знает весь город.
Показать ещё