Обзор Marvel's Spider-Man 2. Будни дружелюбных соседей
19166
9 минут на чтение
Казалось бы, с тех пор как покой жителей Нью-Йорка начали охранять сразу два Человека-паука, горожане могут спать спокойно. Однако суровая правда такова, что порядок на улицах города зависит исключительно от злодейской активности: если уж какому-нибудь Песочному человеку захочется всласть попричинять ущерб муниципальной собственности, он своего добьётся. На сей раз над Нью-Йорком нависло сразу несколько бед: Крейвен-охотник избрал каменные джунгли местом своего сафари, Гарри Осборн прошёл курс лечения симбиотом, а таинственные культисты-огнепоклонники жгут всё на своём пути в ожидании конца света. Ну а Питеру Паркеру и Майлзу Моралесу, как обычно, паучьи костюмы не дают наладить нормальную жизнь.
Жанр: экшен
Разработчик: Insomniac Games
Издатель: Sony Interactive Entertainment
Возрастной рейтинг: 18+
Перевод: полный
Платформы: PS5
Похоже на: серия Batman: Arkham ~ Spider-Man: Miles Morales
Сюжет очевидно хочет сконцентрироваться на исследовании внутренних демонов героев: Питер Паркер открывает тьму в себе благодаря костюму-симбиоту, а Майлз борется с соблазном покарать сбежавшего из тюрьмы Мистера Негатива, дабы отомстить ему за смерть отца. Но, очевидно, сценаристы на поводу у сюжета идти были не готовы: симбиот так и остаётся для Паркера тьмой исключительно внешней, эдаким подчиняющим агентом влияния, а Майлз быстро и чётко расставляет приоритеты, изгоняя всякую мысль о мести. В итоге получается довольно слащавое повествование про двух хороших ребят, которые п̶о̶с̶т̶о̶м̶ ̶и̶ ̶м̶о̶л̶и̶т̶в̶о̶й̶ усилием воли и с помощью друзей побарывают страшные искушения и продолжают оставаться рыцарями в сверкающих доспехах. То есть по жанру это не только комикс, но ещё и житие!
Вместо арок двух главных героев мы получаем цветастое подростковое power fantasy, причём обильно сдобренное старым добрым клюквенным соком: его не жалели, так что уже к середине игры у вас наверняка будут слезиться глаза от ящиков со сделанной во Волгограде водкой, царских гербов вместо российских флагов и мужиков, одетых в медвежьи шкуры. Ну а что поделать, если один из главных злодеев игры — на самом деле evil russian по фамилии Кравинов? 
Впрочем, клюква — даже не самый раздражающий сюжетный фактор, куда больше меня злил псевдонаучный бред, который Паркер увлечённо затирает при каждом удобном случае. Спасибо Insomniac, я вспомнил, почему не любил комиксы Marvel в школьные годы! Любовь Паучков к науке — одна из важнейших тем в этой игровой серии, и потому особенно обидно, когда она раскрывается через сентенции о «поверхностном натяжении песка, которое меняется под воздействием электрического тока, что приводит к химической реакции с образованием…»
А ведь Наука, на минуточку, — видимо, главная женщина в жизни местного Питера Паркера. Ни отношениям с тётей Мэй, ни тем более с ЭмДжей костюм особо не мешал — но вот стать настоящим учёным, который сутками не вылезает из лаборатории, Питеру не даёт именно Человек-паук. И заметно, что чем старше он становится, тем больше продолжает быть супергероем по необходимости, и жертвует ради Нью-Йорка своим призванием. Так что Майлз для Питера — настоящий шанс передать город в надёжные руки и спокойно пожить для себя. Тем более что, будем честны, Моралес куда лучший Паук, чем Паркер.
То, что игра наконец показывает нам паучий тандем и даёт порулить обеими его сторонами, позволяет наконец-то полноценно сравнить Пауков. И Майлз тут очевидный фаворит: его моральный компас не барахлит, он быстрее и ловчее, его способности куда как круче. Чтобы выйти на один уровень с Майлзом, Питеру нужен или симбиотический костюм, или дополнительные гаджеты. В конце концов выясняется, что Майлз сумел даже принять смерть отца, а вот Паркер никак не смирится с потерей тёти Мэй. Моралес умудряется успешно совмещать роли друга, бойфренда, сына, активного гражданина и супергероя, а вот Паркера едва хватает на Паука и ЭмДжей — даже с работой никак не срастается. 

Причём игра пытается нам говорить, что, дескать, в отношениях у этой парочки не всё хорошо — только игра об этом именно что говорит, но ничего не показывает. Апофеозом становится сцена долгой перепалки между Питером и ЭмДжей, где они минут десять высказывают друг другу претензии. И это была бы лучшая сцена в игре, если бы проблемы, которые они обсуждали, нам до того как следует показали и раскрыли. Да, то, что ЭмДжей зарабатывает деньги на нелюбимой работе, чтобы Паркер не потерял дом тётушки Мэй, ведь сам Питер не может нормально работать из-за своих паучьих проблем, выглядит не очень хорошо, но, во-первых, ты сама в это всё влезла, тебя никто не просил, а во-вторых, ты правда думаешь, что лучше бы он повесил костюм на гвоздь и позволил куче людей умереть? Ты беспомощность местных властей видела, выдающийся журналист? Потенциально сильнейший конфликт оборачивается пшиком просто потому, что его так и не удосужились заранее подготовить.

ЭмДжей же оказалась невероятно сильным женским персонажем: в боевых сценах она разбирается с противниками куда шустрее Пауков, а в моменты опасности демонстрирует невероятную смелость и выдержку. Но обвинять её в мэрисьюшности не хочется: всё-таки она получила свою вполне чёткую сюжетную арку, сделала выводы по итогам пережитого и стала лучшей версией себя. Я, правда, так и не понял, откуда герои теперь будут брать деньги на спасение дома тёти Мэй — видимо, где-то за кадром Железный человек купил злобный банк и списал герою все долги.

Но всё-таки главная проблема сюжета в его предсказуемости, если ты хоть чуть-чуть знаком с паучьей вселенной. Уже на том моменте, когда чудесно выздоровевший Гарри Осборн приходит в гости к Питеру, становится понятен весь основной вектор этой истории: костюм-симбиот попадёт к Паркеру и на какое-то время подчинит его себе, потом Паук с трудом от него избавится, потом симбиот вернётся к Гарри, и тот превратится в Венома. В городе начнётся настоящий хаос, и вот наконец в финале Питер будет вынужден сойтись в смертельной битве с лучшим другом, который уже полностью порабощён симбиотом… Это даже спойлером сложно назвать, ощущается больше как прямое подключение к ноосфере. 

Но зато знание сюжета никак не мешает получать от игры вау-эмоции. И многое тут заслуга хороших антагонистов. Веном — точно такой же страшный, как был в мультсериале 1990-х. У него нет никакой сложной проблематики или мотивов, но это вообще никак не мешает ему быть отличным противником — страшным, неприятным и запоминающимся. Крейвен же — просто лучший злодей из богатого арсенала серии: харизматичный, опасный, добивающийся своего — и при этом обладающий весьма нетривиальной мотивацией. Им любуешься, ему симпатизируешь, перед ним трепещешь. 
Крейвена интересно сравнивать с главой культа Огня: последователи обоих — фанатики до мозга костей, вот только Крейвен честно рассказывает подчинённым о грядущих планах и целях своих мероприятий, а глава огнепоклонников использует своих адептов втёмную, выдумывая удобное ему учение и манипулируя людьми. Крейвен сам выходит на опасные схватки, а вот глава культистов до последнего не будет высовывать нос из укрытия, дирижируя событиями из-за кулис.
Наконец (жирный спойлер!) Крейвен не пытается завладеть силой симбиота, хотя казалось бы, мог бы решить так все свои проблемы. Нет, он лишь ищет с ним схватки как с сильнейшим из противников. В этом смысле Охотник оказывается даже более волевым, чем Питер Паркер, которого в определённый момент симбиот подчиняет полностью.
Геймплей практически не изменился со времён игры про Майлза Моралеса. Знай себе вяжи комбинации из простых ударов, применяй гаджеты и спецприёмы — и враги будут эффектно разлетаться во все стороны. Противники, кстати, стали разнообразнее и теперь куда чаще требуют особого подхода. От атак одних бесполезно уворачиваться, с другими нормально разбираться можно только в воздухе, третьих нужно закидывать тяжёлыми предметами с солидного расстояния, четвёртых необходимо сдёргивать со стен и всяческих выступов, пятых — ловить на мощных атаках, включая парирование в самый последний момент. Универсальной боевой тактики нет, приходится постоянно подстраиваться под набор врагов, который на тебя вываливает игра, помнить их сильные и слабые стороны и уже исходя из этого выстраивать сражение.
Кат-сцен здесь много, и поставлены они весьма и весьма недурно — как аттракцион игра работает великолепно, только успевай переключаться с одной эмоции на другую. Если у нас эпизод мирной жизни — обязательно покажут что-то интересное и вдохновляющее, если драйвовый экшен — выберут крутейшие ракурсы и заставят кого-нибудь спасать, если страшный момент — нагонят дополнительной жути пугающей музыкой и игрой теней.
Раскачка на паутине всё также же прекрасна, только теперь к ней добавились паутинные крылья, позволяющие летать в потоках воздуха, — способ перемещения очень эффективный, но мы в серию про Паука таки приходим ради «пиу-пиу» из вебшутеров, полетать-то нам дают в каждой второй игре с открытым миром. Хотя если вам нужно, например, перебраться через реку, на крыльях это делать куда быстрее и удобнее.
Что в геймплее солидно поменялось — так это городские активности. Авторы придумали массу новых и слегка модернизировали некоторые старые — как результат, исследовать Нью-Йорк вот уже в третий раз всё ещё не скучно. Платина выбивается практически без усилий за 25–40 игровых часов, причём если у вас возникнут какие-то трудности, советую понизить сложность или включить что-то из специальных возможностей — снизить скорость игры или увеличить окно реакции для уворота. Insomniac делала игру для всех и каждого, так что челлендж тут надо поискать или придумать себе на голову. И пожалуй, это правильно, что игра про дружелюбного соседа и сама дружелюбная.
А ещё геймплей стал разнообразнее. Если идти по сюжету, минимально отвлекаясь на побочные активности, то постоянно делаешь что-то новое. Решаешь несложные головоломки, погружаешься в мирные активности вроде ознакомления с проектами в научном центре или прогулки по парку аттракционов, запускаешь дрона-паука. Схватки с боссами тоже стали разнообразнее — против одних надо использовать окружение, против других — гаджеты, от третьих достаточно просто вовремя уворачиваться и жать QTE, когда скажут. Но масштабная постановка сопровождает каждый этап каждой схватки, из-за чего от босс-файтов получаешь море удовольствия — ни один не ощущается нудным или изматывающим, даже если он проходится в несколько фаз.
Больше всего мне понравилась окончательная факультативизация стелса — в первой части его порой грубо навязывали, ещё и таймером могли приправить, а в Spider-Man 2 любой стелс-эпизод можно спокойно превратить в боевой и ничего при этом не потерять — ну, наверное, кроме времени, ведь врагов по тревоге сбегается очень много. Даже вроде бы стелсовые секции за ЭмДжей при должной сноровке можно пролетать в лоб, уворачиваясь от атак врагов и красиво укладывая их прямо на бегу.
За Пауков стелсить стало очень приятно благодаря тому, что они пускают прочные нити, по которым можно спокойно ползать и на которые можно вешать неограниченное число врагов. Как и раньше, Пауки могут выводить врагов из строя двумя способами — либо вылавливать цель, ходящую где-то снизу, и подвешивать её на какой-нибудь фонарь или выступ (а теперь вот и паутинный трос), или спрыгивать вниз и оглушать врага, что всегда было рискованно: тела обнаруживали, да и прыгающего паука легко заметить. Теперь же можно обойтись вообще без рисковых прыжков, аккуратно повесив под потолком полтора-два десятка бандитов. Не слишком динамично и весело, зато чертовски удовлетворяюще.
К третьей игре Нью-Йорк совершенно перестал хоть сколько-нибудь поражать воображение. Пускай разработчики приложили немало усилий к тому, чтобы город прямо вот жил, он всё равно остаётся декорацией, мимо которой герои стремительно проносятся, раскачиваясь на паутине. Попытки остановиться и рассмотреть окружение подробнее по-прежнему вызывают приступы кринжа — комнаты, куда можно заглядывать через окна, расставлены максимально случайным образом. То попадётся небоскрёб, набитый одинаковыми спальнями, то в пристройке на крыше внезапно оказывается комната с подростком, где изнутри дверь есть, а вот снаружи её не существует. Замуровали, демоны!
Кроме того, атмосферу реального города начисто разрушает тотальная беспомощность властей — ладно они ничего не могут противопоставить суперзлодеям, но уж борьба с террористами-фанатиками — это точно их профиль! Можно сколько угодно рассуждать про альтернативный Нью-Йорк без Одиннадцатого Сентября, но этот город скорее альтернативно одарённый. Жители реагируют на происходящее под стать: если им не прописали панические скрипты в рамках какой-нибудь кат-сцены, они будут спокойненько гулять по перекрёстку, где стоит горящий бензовоз, а вокруг стреляют из автоматического оружия. А что такого? Обычный вторник! 
Marvel's Spider-Man 2 получилась очень комиксовой — яркой, постоянно развлекающей, несложной, динамичной, но при этом заштампованной в сюжетном плане и довольно глупой. Это отличный способ скрасить несколько вечеров и без лишнего напряжения получить в свою коллекцию ещё одну платину. Но не ищите в ней глубин или развлечения на сотни часов — за этим по-прежнему надо обращаться к играм от Rocksteady Studios. Прошёл, получил яркие эмоции и отправляешься играть во что-нибудь другое.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бывший главный редактор «Игромании», искренне любит игры, особенно старые пошаговые стратегии. Даже спустя столько лет? Всегда!

Статьи

Игры

Главные видеоигры первой половины 2024 года

Игры

Во что поиграть? Настольные игры жаркого июля 2024
Сбегаем из Нью-Йорка, устраиваем разборки с героями боевиков восьмидесятых и примеряем себя в роли котят-викингов. А что, козлы сами себя не завоюют.

Игры

Древнегреческая философия в китайской «гаче»: какой получилась история в Honkai: Star Rail?
Каким получился глобальный сюжет в обновлении 2.0

Игры

Обзор Still Wakes the Deep: это «Нечто»!
Эту игру сложно описать, потому что она неописуемая.

Игры

Ждём «Dragon Age: На Страже Завесы». О чём будет игра?
Новые и старые конфликты, Мор и возвращение давних знакомых.

Игры

«Бессмертный. Сказки Старой Руси»: Первые впечатления
Ранний доступ

Игры

Что известно об Exodus — будущей научно-фантастической игре от ветеранов Bioware
Игра, в которой могут пройти тысячелетия.

Игры

Обзор Stellar Blade. Красив клинок, жаль, туповат
Бледная копия NieR: Automata.

Игры

Обзор Hellblade 2: каким вышло продолжение инди-чуда?
Вместо второго инди-чуда — просто нормальная игра на пару вечеров.
Показать ещё