Многие критики и обзорщики считают, что все механики в настольных играх давно изобретены и новым авторам остаётся лишь смешивать их в разном сочетании. Тем не менее каждый год хотя бы нескольким играм удаётся нас удивить необычным геймплеем, из-за которого их трудно отнести к определённому жанру. Например, «Дилемма короля» практически полностью состоит из переговоров, решающих судьбу средневекового королевства, а «Поиски планеты Х» построены чисто на дедуктивном методе.
Но больше всего в прошлом году нас удивил игровой процесс «Инициативы», первой игры от издательства Unexpected Game, основанного знаменитым Кори Коничкой. Она оказалась кооперативным квестом, где надо разгадывать шифры. Это игра в игре: по сюжету мы играем за подростков, которые нашли на барахолке настольную игру «Ключ». Начав играть в неё, они с удивлением обнаруживают, что в их реальной жизни происходят странные события. Историю мы узнаём из толстого буклета комиксов, который надо читать между партиями, а в самой игре предстоит собирать на поле нужные глифы, чтобы расшифровать ключевую фразу или последовательность цифр.
Коробка «Инициативы» просто набита загадками и шифрами: они попадаются на картах, в комиксе, в буклете правил, даже на самой коробке! За это непередаваемое чувство постоянного удивления мы объявляем «Инициативу» самой необычной игрой 2021 года.