Почему же современные фильмы так часто критикуют за сценарии? Неужели авторы стали плохи? Или дело в том, что уже нельзя придумать ничего оригинального? В последнем, возможно, есть доля правды — об ограниченном количестве сюжетов писал ещё Аристотель. Но куда большую роль играют ограничения, связанные со студийной системой и положением дел в современном большом кино.
Дата премьеры
Эта проблема не нова, но своего пика она достигла именно в наше время. В Голливуде с его обострившейся до предела конкуренцией студии расписывают график релизов чуть ли не на десятилетия вперёд, стремясь занять самые лакомые даты. При этом сценария будущего фильма чаще всего ещё в помине нет. Из-за этого создатели с самого начала поставлены перед жёстким требованием любой ценой сдать картину к назначенному сроку — ведь студии крайне не любят сдвигать дату премьеры.
Если посмотреть на истории создания многих классических лент, можно заметить, что их первые сценарии была написаны за несколько лет до начала съёмок. У создателей хватало времени как следует отточить работу и довести её до ума. Увы, когда речь идёт о больших франшизах, у авторов редко есть подобная роскошь. Сложно придумать нечто незабываемое, когда над тобой висит дамоклов меч в виде даты премьеры.
Да и не секрет, что большинство студийных боссов не любит ничего нового. Когда выбор стоит между оригинальностью и экономией времени, всегда побеждает время. И это, в общем-то, логично. Зачем напрягаться и изобретать велосипед, если все и так знают, что зритель пойдёт на фильм по известной франшизе? В итоге мы имеем кучу однотипных картин, бесконечно повторяющих одни и те же сюжеты. Пока они приносят деньги, ситуация вряд ли изменится.
Частая смена авторов
Киноманы часто задаются вопросом: как огромное количество указанных в титрах сценаристов могло написать такую ерунду? Но нужно понимать, что авторы, скорее всего, не работали над картиной одновременно. Они могли вообще ни разу не встречаться друг с другом. И более того — возможно, их работа не имеет особого отношения к итоговому фильму.
Почему сценарии вообще переписывают? Во-первых, сценарист не всегда заранее знает бюджет будущей картины и не представляет, в какую сумму выльется съёмка той или иной сцены. В процессе препродакшена продюсеры нанимают актёров, подыскивают локации и подбивают итоговую смету. И нередко обнаруживают, что написанное на бумаге нельзя снять за имеющиеся в их распоряжении деньги. Сценарий переписывают, чтобы подогнать его к реальным возможностям.
Но куда важнее то, что у всех участников съёмок, как правило, есть собственное видение проекта. Зачастую мнения режиссёра и продюсера о сюжете могут серьёзно не совпадать, ведь главная задача первого — снять хороший фильм, а второго — коммерчески успешный. Не стоит забывать и про актёров. Каждый, конечно, хочет, чтобы его персонажу уделили особое внимание. Большие звёзды могут приводить с собой личных сценаристов, чья задача — прописать героя под них. А над всеми ними ещё есть руководство студии, которое может наложить вето на любой сюжетный поворот, любую сцену.
Так что процесс работы над сюжетом напоминает перетягивание каната. Каждый из участников борется за свой кусок, и что в итоге получится, зависит от того, удастся ли сторонам достичь разумного компромисса. В процессе оригинальный сценарий может быть так переписан, что его потом родной автор не узнает.