Как показали опыты на животных и анализ нескольких несчастных случаев, при попадании в безвоздушное пространство человек будет находиться в сознании 9-12 секунд, в течение которых он сможет предпринять какие-нибудь действия, направленные на спасение.
Основную опасность в эти первые секунды представляют последствия взрывной декомпрессии. Если человек при резком падении давления попытается задержать воздух в лёгких, то это приведёт к их разрыву, что само по себе может стать смертельным.
После потери сознания сердце будет биться на протяжении ещё примерно 60-90 секунд. Если в течение этого времени человека поместить в камеру с кислородной атмосферой, вероятнее всего, его удастся спасти. Но если сердце остановится, то реанимация будет бесполезна.
В 1966 году при испытаниях скафандра в условиях космического вакуума произошёл несчастный случай, вызвавший разгерметизацию. Через 14 секунд после попадания в безвоздушное пространство испытатель NASA потерял сознание. Когда примерно через 30 секунд давление восстановилось, он пришёл в себя без каких-либо особых последствий для здоровья. По словам испытателя, последнее, что он запомнил перед тем, как потерять сознание, — закипающая слюна на языке.
Таким образом, наиболее достоверно выход в космос без скафандра показан в «Космической одиссее 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика, которая и поныне считается одним из наиболее реалистичных фантастических картин. Правда, всё же стоит отметить, что в фильме астронавт делает несколько вдохов и задерживает дыхание, прежде чем выйти из капсулы, в то время как он, наоборот, должен был бы выдохнуть весь воздух из лёгких. Артур Кларк в одном интервью обратил внимание на данную неточность. Но в остальном эта сцена вполне правдоподобна.
Солнечные лучи и радиация
Если неудачливый покоритель космоса попадёт под солнечные лучи, то в безвоздушном пространстве они достаточно быстро нагреют поверхность его кожи, лишённую возможности охлаждаться. Известно, что шлемы космонавтов защищены зеркальными отражателями — без них Солнце за несколько минут ослепило бы человека. В фильмах эта деталь, как правило, игнорируется, но по чисто художественным причинам — ведь зрители хотят посмотреть на игру актёров, а не на безликий скафандр.
МИФ: В космосе слышны звуки взрывов и рёв двигателей
Мы слышим звуки благодаря тому, что звуковые волны распространяются по воздуху. Но поскольку в безвоздушном пространстве нет необходимой для передачи колебаний среды, в космосе мы не услышим абсолютно никаких звуков. Не говоря уже о том, что наши уши будут находиться внутри герметичного скафандра, иначе случится то, что описано в предыдущей главе. Впрочем, стоит отметить, что звук может передаваться не только по воздуху: скажем, если рядом со стоящим на Луне космонавтом упадёт метеорит, то через лунную поверхность вибрации передадутся в скафандр. Но если в этот момент космонавт будет парить над поверхностью, не касаясь её ногами, то уже ничего не почувствует.
Не стоит думать, будто все голливудские режиссёры настолько глупы, что не знают основ физики. Просто с тех пор, как кино перестало быть немым, звуковые эффекты играют такую же важную роль, как и картинка. Поэтому мы не только видим, но и слышим космические сцены.