Колонии и ксеноморфы: обзор настольной ролевой игры Alien RPG

24998
13 минут на чтение
2183 год. Человечество продолжает покорять бескрайний космос, основывая одну колонию за другой. Особенно поселенцев интересует окраина, что зовут Фронтиром. С одной стороны, здесь царит беззаконие и преступность, да и власти считают людей лишь дешёвой рабочей силой. С другой, на местных планетах скрыто немало полезных ископаемых, а значит, есть шанс фантастически разбогатеть. 

Формально Фронтиром правят союзы государств вроде Империи Трёх Миров или Объединённые Америки, но вместе с тем огромным влиянием обладают и вездесущие торговые корпорации, особенно «Вейланд-Ютани». Именно они организуют путешествия колонистов к новым мирам, заодно приставляя агентов и андроидов с секретными миссиями. Порой не меньшим влиянием на умы и сердца первопроходцев обладают и главы разных религиозных культов, поскольку зачастую вера — это единственное, что не даёт зачахнуть на пустынной планете. 

В последние годы ощущение опасности только возрастает — его подстёгивают тревожные события вроде гибели колонии на планете LV-426, исчезновения военного корабля «Сулако» и закрытия плавильного завода-тюрьмы на Фиорине-161. Широкая общественность так и не узнала, что за всеми этими происшествиями стоит смертоносный нечеловеческий разум, закованный в неуязвимый панцирь. Абсолютное оружие, способное дать преимущество в борьбе за власть на Фронтире… или же его обескровить.

Немного истории и контекста

Alien: The Roleplaying Game

Тип:

настольная ролевая игра

Жанр: научная фантастика, ужасы

Разработчик: Free League Publishing

Издатель в России: «Студия 101»

Количество игроков: 2–6

Возрастной рейтинг: 18+

Похоже на:«Кориолис. Третий горизонт»Aliens Adventure Game (1991)

Настольная ролевая игра по мотивам вселенной Чужих вышла на английском в 2019 году. Её выпустила Free League Publishing, которая известная по научно-фантастическим играм «Кориолис. Третий горизонт» и «Тайны эхосферы» (Tales from the Loop Саймона Столенхага), постапокалиптической «Мутанты. Точка отсчёта», а также мистической Vaesen RPG. Все перечисленные игры объединяет схожий костяк правил — «Точка отсчёта» (Year Zero), и он же лежит в основе «Чужого». Так что если вам довелось с ними ознакомиться (особенно с «Кориолисом»), то и в правилах «Чужого» разберётесь без проблем. Хотя, разумеется, без новых подмеханик, раскрывающих особенности мира, не обошлось. В 2020-м Alien: The Roleplaying Game завоевала «золото» в номинации «Лучшая игра» в рамках премии ENnie Awards. 
Материалами по миру игры занимался Эндрю Гаска, автор и сценарист, специализирующийся на вселенных «Чужого», «Хищника» и «Планеты обезьян». Он много лет работал с 20th Century Fox в качестве фрилансера-консультанта, следил за соблюдением канонов в произведениях по вселенной. Гаска не только написал раздел по миру для основной книги правил, но и приложил руку к приключениям Chariot of the Gods («Колесница богов», готовится к изданию на русском) и Destroyer of Worlds. Так что книгу можно считать полноценной энциклопедией, в которой собрана информация из номерных фильмов, комиксов, романов и даже черновика сценария к многострадальному третьему фильму. События приквелов Ридли Скотта тоже упоминаются, хотя относительно нынешних времён они произошли уж слишком давно, никого в живых не осталось. Но как бы там ни было, наследие «Завета» и «Прометея» не игнорируется — в книге можно найти информацию по тем же неоморфам, а тема религии и поисков ответов на вопросы о происхождении человечества занимают центральное место. 

Пожалуй, главное достоинство Alien RPG — в том, как она за счёт разных режимов в рамках игры объединяет кинематографический опыт и опыт продолжительных кампаний. Первый придётся по душе тем, кому нравятся короткие и динамичные сюжеты о попытках экипажа корабля спастись от чудовища на борту, совсем в духе фильмов. Такой сценарий удобно разыгрывать отдельно, например, в рамках игротеки или в качестве знакомства новичков с игрой. В нём даны готовые персонажи, осталось только выбрать. В продолжительных кампаниях игроки обычно создают героев с нуля.

А продолжительные кампании рассчитаны на тех, кто ждёт от игры развития персонажей, исследования мира, конфликтов фракций, путешествия по галактике и всего такого. Кампании опираются на одну из трёх сценарных схем, каждой из которых подходят конкретные архетипы, типы заданий и наниматели. Космические дальнобойщики выполняют доставку грузов, морпехи занимаются военными операциями, а колонисты фронтира отправляются на исследовательские миссии. И все эти сюжеты, будь то одиночные сценарии или рассчитанные на десятки встреч кампании, объединяют три важных темы: космические ужасы, научно-фантастический боевик и чудеса мироздания. Задача ведущего (здесь его называют «Матерью» по имени ИИ в первом фильме) — сочетать эти темы в тех или иных пропорциях в своих играх. Скажем, сперва приключение начинается как боевик (команда морпехов отстреливает солдат-бунтовщиков), а затем его сменяют ужасы (та же команда морпехов сталкивается с ксеноморфом).

Создание и развитие персонажей

Персонажа в «Чужом» определяют несколько аспектов, и самый главный их них — род занятий. Всего их девять: колониальный морпех, колониальный маршал, медик, офицер службы безопасности, пилот, представитель компании, работяга, ребёнок и учёный. Выбрать можно любой, причём они даже могут повторяться в группе, но сперва лучше обсудить с Матерью, какой именно сценарной схемы вы будете придерживаться. Например, в кампанию про колониальных морпехов ребёнок может и не вписаться (а может и вписаться, пусть и с определёнными ограничениями — вспомним Ньют из второй части).

После выбора рода занятий начинаем наращивать «мясо»: распределяем пункты характеристик и навыков (например, работяге нужны телосложение, техника и ближний бой), подсчитываем значения здоровья и стресса, выбираем достоинство (особый талант героя), личную цель, соперника и напарника, а также снаряжение, талисман и деньги. Причём аспекты вроде цели, соперника и напарника нужны не столько для отражения каких-то правил, сколько для того, чтобы игрок мог подчеркнуть интересы и конфликты персонажа, через которые он будет развиваться. Ведь если за игровую встречу герой бросал вызов (или давал отпор) сопернику, спасал напарника или стремился к личной цели, невзирая на опасности, то ему полагаются дополнительные пункты опыта. 

Уверены, ещё с первых строк вы задались вопросом: «А что там с андроидами?» Всё в порядке! Да, в «Чужом» создать героя-синтета можно, и это правило подойдёт тем, кто хочет новизны в отыгрыше и геймплее. Авторы подчёркивают, что андроиды хоть и встречаются на Фронтире, но не слишком часто, поэтому выбор лучше обсудить с другими игроками и Матерью. Синтет может выбрать любой род занятий, при этом он может как рассказывать каждому встречному о своей природе, так и скрывать её ото всех. Андроиды получают больше пунктов характеристик, они не накапливают стресс, не проходят проверки паники. Но при этом они не могут перебрасывать кубики во время проверок (в «Чужом» это называется «рискованная проверка», о ней чуть далее). Ну и урон синтеты получают немного иначе — можно даже повторить подвиг Бишопа в конце второго фильма, который смог погеройствовать даже после того, как его разрубили пополам.

Персонажи развиваются за счёт пунктов опыта, которые получают в конце каждой игровой встречи. Игрок записывает по одному пункту за каждый ответ «да» на вопрос из списка. Вопросы или связаны с личными аспектами героя (цель, напарник, соперник, о которых говорили выше), или с определёнными моментами вроде «ты проходил проверку паники?», «ты обнаружил что-нибудь важное?», «ты заработал хоть какие-то деньги?». Вопросы подсказывают ведущему и игрокам, какие аспекты в повествовании отражают рост героев. Скажем, вопрос про панику так и сигнализирует Матери, мол, не стесняйся бросать персонажей в стрессовые ситуации.

Разрешение конфликтов, стресс и паника

В основе броска лежит дайспул — игрок набирает число кубиков, равное сумме характеристики, навыка и прочих показателей вроде качества снаряжения или модификатора ситуации. Проверка считается успешной, если на кубиках выпала хотя бы одна «шестёрка». Если «шестёрок» больше, то их можно потратить на разные приятные преимущества, — например, персонаж смог починить двигатель в два раза быстрее. Обычно эти преимущества указаны в описании самих навыков. 

Проверка навыков в «Чужом» тесно связана с двумя ключевыми механиками, которые призваны отразить нарастающее напряжение — речь идёт о стрессе и панике. Здесь герой из-за увиденного ужаса может бросить всё, чтобы бежать куда глаза глядят, — и это будет не самым плохим решением!

Вот как всё работает. На старте у каждого персонажа ноль пунктов стресса. Стресс накапливается, когда персонаж ведёт автоматический огонь, получает урон, страдает от голода и недосыпания или, скажем, когда учёный в группе проваливает проверку исследования. С одной стороны, стресс помогает герою преодолевать испытания, ведь ко всем проверкам навыков игрок всегда добавляет ещё и кубики стресса. Например, если он накопил три пункта стресса, то получает три кубика ко всем проверкам, что приятно повышает шансы на успех. Важно, чтобы во время броска эти кубики можно было отличить (например, основные кубики могут быть белыми, а кубики стресса — чёрными). С другой стороны, если на кубиках стресса выпадает «единица», то персонаж впадает в панику. Игрок бросает кубик, добавляет к выпавшему результату текущее значение стресса и обращается к специальной таблице. Герой может закричать, его может сковать паралич или он и вовсе может обратиться в паническое бегство. 

«Единицы» на кубиках стресса — далеко не единственная причина, из-за которой бравые герои поддаются панике. У Матери богатый арсенал приёмов, чтобы заставить игроков обратиться к таблице паники. Например, если героя атакует некое чудовищное создание, или если герой получает травму, или если он сталкивается с чем-то настолько ужасающим, что мозг отказывается это принимать (тут уже на усмотрение ведущего). 

Стоит отметить, что шансы на успех существенно повышает возможность перебросить кубики при проверке навыка — это называется «рискованная проверка». Игрок перебрасывает все кубики, на которых не выпала «шестёрка». Плохие новости в том, что рискованная проверка добавляет пункт стресса. Ну и, разумеется, чем больше у героя стресса, тем выше шанс выкинуть «единичку». При этом синтеты не могут проходить рискованную проверку — как кости легли с первого раза, так тому и быть.

На прочих нововведениях столь подробно уже останавливаться не будем, лишь подчеркнём некоторые любопытные решения. Во-первых, боевая система напоминает скорее «Кориолис», только здесь персонажи могут совершать одно стандартное и одно быстрое действие в ход. Особое внимание авторы уделили перестрелкам, вписав несколько дополнительных манёвров и особенностей. Так, например, расход патронов отражён в стиле лихих боевиков — если во время стрельбы у персонажа на кубиках стресса выпадает «единица», то это значит, что в пылу сражения он расстрелял всю обойму, и пришла пора скорее перезарядиться. Да-да, перезарядка — вдобавок к возможной панике! 

Во-вторых, авторы заметно расширили правила по скрытному передвижению, чтобы Матери было проще играть с экипажем и ксеноморфами в «кошки-мышки». Правила учитывают особенности областей, активность противников и менеджмент времени (сколько примерно времени уходит на исследование и взаимодействие с объектами). При этом персонажи могут, как в фильмах, вооружиться датчиками движения, что значительно облегчит поиски противников. Хотя так уж наши герои хотели узнать, что в тёмном углу на самом деле кто-то есть? 

В-третьих, создатели чуть расширили блок правил, посвящённый выживанию героев. Эти детали игровой механики уже встречались по отдельности в «Кориолисе» и «Мутантах», только здесь они приведены чуть подробнее и на них сделан более сильный акцент. Один из столпов, на котором будут строиться приключения (и это упоминается в уже вышедших сценариях), — постоянная нехватка ресурсов. Оно и понятно, ведь у колонистов или космических дальнобойщиков куда больше шансов умереть от жажды, голода или усталости, чем от встречи с ксеноморфом. 

 

Дополнительные материалы

Всё вышеописанное — базис, который исправно работает сам по себе, но мало чего стоит без дополнительных материалов, которые особенно оценят поклонники вселенной. 

Прежде всего, целую главу авторы посвятили транспорту и снаряжению. «Чужой» — из тех игр, где важно следить за оборудованием и оружием. В игре масса самых разных пушек, видов патронов и модификаций, которые более чем способны навредить ксеноморфам, особенно если брать в расчёт тяжёлое транспортное вооружение. Любители «ган-порно» наверняка останутся довольны! Другое дело, что Чужие предпочитают действовать скрытно, а не нападать в чистом поле, так что выбирать снаряжение на миссию стоит с умом.

Ещё одна глава рассказывает о жизни человечества среди звёзд. В ней описывается быт на космических станциях и в поселениях колонистах. Авторы дают исчерпывающее представление о тяжёлой жизни первопроходцев, показывая их радости и нужды. Здесь же приводятся характеристики и схемы космических кораблей, что снова вызывает в памяти аналогичные отрывки из «Кориолиса». Судно можно как собрать самому по конструктору, так и воспользоваться уже готовыми вариантами. В конце главы описываются правила космических сражений. Здесь всё более-менее стандартно: члены экипажа занимают конкретные роли, которые отвечают за разные задачи. Капитан отдаёт приказы, пилот маневрирует, а оружейник ведёт огонь. Сражение ведётся не «по клеточкам», а по абстрактным зонам, в которых важна лишь дистанция кораблей.

Следующие две главы — настоящий подарок поклонникам вселенной. Одна полностью сосредотачивается на корпорациях и правительствах, раскрывая подноготную, исследования, сферы влияния и главных действующих лиц. Если вам нужен видный антагонист на ближайшую кампанию, то начните поиски отсюда. Но хотя раздел и изобилует подробностями, ему не хватает списка зацепок для приключений. Впрочем, его роль успешно выполняют конструкторы заданий, приведённые в главе про режим кампании. Здесь можно найти миссии как в космосе, так и на поверхности планет.

Вторая же глава и вовсе читается как энциклопедия из научного отдела «Вейланд-Ютани» — в ней рассказывается о внеземной жизни. Тут много рассуждений о происхождении человечества, архитектуре и технологиях внеземных цивилизаций, а также о Чужих всех форм и размеров. Игровой механике, кстати, уделено не так уж много внимания — по большей части авторы описывают внешность, отличительные черты, повадки, разновидности форм и слабые места чудовищ. С точки зрения правил, Чужие — настолько же смертоносные, насколько и непредсказуемые существа. У каждой формы свои особые атаки, которые определяются случайным образом. Если не повезёт, то ксеноморф может сразу применить удар в глотку, и тогда игроку придётся создавать нового персонажа. Но не одними Чужими полнится холодный мёртвый космос — в конце раздела описываются ещё несколько существ, которых герои могут встретить в ходе приключений. Как правило, это местные формы жизни, которые могут доставить неприятности тем же колонистами. 

Кинематографический режим

В начале обзора мы уже упоминали, что «Чужой» поддерживает кинематографический режим — подойдёт тем, кто хочет быстро разыграть сценарий на одну встречу и получить динамичную историю в духе фильмов. В чём же основные отличия?

  • Кинематографический сценарий поделён на три акта. Как правило, границы актов отмечены прямо в тексте приключения.
  • Игроки не создают персонажей, а выбирают из числа готовых. Оставшихся отыгрывает Мать. 
  • В бланках заранее прописаны скрытые цели персонажей. Если герой стремился к своей цели несмотря на опасности, то в конце акта Мать наградит игрока пунктом сюжета, даже если цель не выполнена.
  • Некоторые сценарии подразумевают, что в начале каждого акта Мать выдаёт игрокам новые цели. Но это не всегда так.
  • Игроки могут потратить пункт сюжета, чтобы после броска получить дополнительную «шестёрку» в проверке. Это может как превратить провал в успех, так и дать дополнительное преимущество. Всего у игрока может быть не более трёх пунктов сюжета.
  • Ситуации «игрок против игрока» вполне допустимы, но прямые конфликты рекомендуется разыгрывать в третьем и последнем акте. Если Мать объявила сцену «герой против героя», то её нужно довести до логического конца. После завершения, если тот, кого назвали «предателем», выжил, то он переходит под контроль Матери.
  • Для каждого акта приведено несколько событий, есть обязательные и дополнительные. Одни подходят для всей группы, а другие — только для конкретных персонажей. Некоторые события могут и вовсе изменить личную цель персонажа. 
  • В конце Мать зачитывает выжившим персонажам эпилог. 
Последняя глава «Чужого» — это как раз одиночный мини-сценарий «Последний день „Надежды“» для кинематографического режима. Для него авторы подготовили персонажей, завязку, события и даже схемы блоков. Задачи ясны, осталось всего-навсего выжить…
ИТОГ: Ролевая игра по «Чужому» — в первую очередь отличная возможность разыграть короткий динамичный сценарий в духе любимых фильмов, на это работают все основные механики  — от стресса и паники до кинематографического режима. Но по-настоящему игра раскрывается в продолжительных кампаниях, для которых авторы подготовили объёмный справочный материал — настоящую энциклопедию с описанием биологии ксеноморфов, политической картиной и деталями быта колонистов.

Читайте также

Андроиды-синтеты: незаметные злодеи и герои мира «Чужих»

Александра Злотницкая

05.12.2017

55788

Если верить Ридли Скотту, все беды вселенной Чужого, даже сами Чужие — от андроидов! Вспоминаем известных синтетов и чем они отличаются от нас.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Хоррор-игры времён Silent Hill, которым тоже нужен ремейк

Игры

Лучшие моды для S.T.A.L.K.E.R. — от хардкора до сюжеток, не уступающих оригинальным играм
Рассказывает наш автор Даниил Кортез

Игры

20 лет Nintendo DS. История и лучшие 10 игр для одной из самых лучших консолей
Вспоминаем самые-самые игры.

Игры

Как сделать крутые декорации для фантастической видеоигры: локации, которые нас удивили
Игры, в миры которых хочется переехать... или хотя бы съездить туристом.

Игры

Final Fantasy VII Rebirth: выматывающий опыт, но всё же прекрасная «Финалка»
Какой получилась средняя часть трилогии.

Игры

Вылечиться от депрессии и спасти мир. Впечатления от знакомства с альфа-версией Rue Valley
Теперь мы надеемся, что разработчики реализуют все свои задумки.

Игры

Обзор Metaphor: ReFantazio. Мы не до конца вникли в эту метафору
Что же мы получили, Persona: Fantasy или же что-то новенькое?

Игры

Необычные стратегии, часть 4: малоизвестные и спорные
Будет интересно знатокам жанра.

Игры

Обзор «Dragon Age: На страже Завесы». Хорошая игра, плохая Dragon Age
Играть — весело, следить за сюжетом — не очень.

Игры

Дюна, ведьмы и Ван Хельсинг: Новые настольные игры осени 2024
А ещё герои фэнтезийных мечей с магией (нет, не те) и укротители духов в Долине вечности.
Показать ещё