Стилистически альбом больше тяготеет к року семидесятых, и это радует. Ведь в своих неуверенных вылазках на территорию метала Dream Theater напоминают дедушку, который пытается разговаривать с внуком, используя слова «чувак», «клёво» и «маза». О металлических запилах в таких условиях хочется побыстрее забыть. The Astonishing по-настоящему блистает там, где музыканты обращаются к арт-року и традициям классической музыки. Вот уж где Петруччи, Джон Маянг и Джордан Рудесс чувствуют себя как рыбы в воде. Чарующие гитарные переборы и соло, волшебные клавишные и басовые партии, вкрадчивый вокал Джеймса Лабри — будто и нет никакой тирании; чистейшая, абсолютная красота. Лабри мастерски играет вокальными техниками и интонациями. Ему удалось выразить голосом характеры персонажей, но при этом остаться собой. Не ждите злодейского хрипа, раскатистого смеха и прочей комичной показухи — здесь всё намного тоньше. Стоит выделить и работу талантливого аранжировщика Дэвида Кэмпбелла — с его оркестровками альбом приобрёл уникальный шарм бродвейской постановки. Иногда кажется, что The Astonishing становится тесно в рамках музыкального диска, — эта вещь так и просится на сцену.
Но продолжительность и обилие цитат сыграли с альбомом злую шутку. Ближе к концу начинаешь теряться: я уже слышал эту партию по ходу пластинки или она просто напоминает мне какую-то арию из мюзикла? В музыке Dream Theater нет ничего кардинально нового, The Astonishing — это переосмысление огромного пласта музыкального наследия, от классического рока до бродвейских мюзиклов. И поэтому альбом получился чересчур разнородным.
Когда слушаешь этот диск, поневоле задумываешься: а какой была бы музыка, если бы её писала машина? Скорее всего, именно такой, как на The Astonishing, — причудливым, мастерски исполненным попурри из музыкальных достижений человечества. Но какое это имеет значение, если гитара Джона Петруччи ещё никогда не звучала настолько волшебно?