Школы супергероев — второй по популярности сюжет этого жанра после непосредственно спасения мира. Все проблемы обычных подростков становятся в сотню раз масштабнее, когда в школьных разборках применяются сверхсила, замораживание, огнеметание и зашвыривание в стратосферу, а в интригах, связанных с первыми влюблённостями, вовсю используются невидимость и хождение сквозь стены.
Не раз говорилось, что подросток, переживший пубертатный период, гормональные бури, школу, первую любовь и неосознанную жестокость сверстников, потом шутя справится с любой взрослой бедой. Если это правда для нас, то для подростков-супергероев это правда вдвойне. И неудивительно, что они не боятся взрослых противников, какими бы суперзлодейскими суперзлодеями те ни были. Врагов, на которых их родители тратят годы жизни и все силы без остатка, дети побеждают мимоходом, между школьным завтраком и большой переменой, считая их скорее досадной помехой в деле выяснения, кто круче всех в классе плюётся кислотой и как целуется девочка-метаморф, чем настоящей серьёзной угрозой. Будем честны: даже война с Волдемортом занимала в жизни большинства учеников Хогвартса место где-то между соревнованием факультетов и укрощением зануд-преподавателей.
Проблема четвёртая. «Эти драки по наследству...»
Героями фильмов ужасов всё чаще становятся дети. Потому что им бывает во сто крат страшней. И не из-за того, что Бугимен вызывает у них более сильные эмоции, — наоборот, пластичной психике ребёнка проще воспринять любое чудовище. Беда в другом: столкнувшись с потусторонней опасностью, ребёнок внезапно обнаруживает, что оказался с ней один на один. Взрослые, к которым он привычно кидается за помощью, в лучшем случае терпеливо объясняют нервному дитя, что привидений не бывает, а в худшем просто отмахиваются от него и беспечно отправляются на съедение засевшему на чердаке монстру.
Так что все по-настоящему серьёзные проблемы детям приходится решать самостоятельно. И к спасению мира это тоже относится.
Хиро Хамада из «Города героев» берётся за переделку добродушнейшего робота Бэймакса в неуязвимую боевую машину только тогда, когда взрослый полицейский, к которому мальчишка прибежал за помощью, не отправился на поиски повелевающего нанороботами преступника в маске, а пошёл звонить родителям парня. Если бы только старшие были внимательнее к юному поколению!
Но, с другой стороны, иногда, чтобы противостоять опасности, необходимо быть гением, пусть и юным. Ну что бы сделал пожилой коп (а хоть бы и отставной супермен), найди он суперзлодея? И сам бы сгинул, и другим не помог. Так что, возможно, именно пренебрежению взрослых к подросткам мы обязаны тем, что наша многострадальная планетка ещё крутится.
И вообще, иногда это даже хорошо, когда взрослые не путаются под ногами и не мешают спасать мир. Если родители и их друзья не хуже ребёнка осознают угрозу — тогда пиши пропало. Действовать юному гению не дадут, как бы велика ни была его гениальность. Ребёнка всё равно будут пытаться спрятать, оттеснить, объяснить, что он ничего не понимает и ничего не может. А потом, как в сериале «Герои», будут только раздражаться, когда ослушавшийся отпрыск, которому надоело, что взрослые вечно заняты ерундой, решит все проблемы...
Шутки шутками, но на самом деле спасение мира — не детское дело. В «Гарри Поттере», которого совершенно зря считают беззубой детской книжкой, очень хорошо показано, как незаметно волшебная сказка может стать военной прозой. Да, умеющие колдовать дети в силах противостоять одержимому властью маньяку с суперспособностями (на их стороне как минимум древнее пророчество), но гибель друзей, непонимание родителей, колоссальная ответственность — это вещи, которым не должно быть места в мире детства. Стоит отнестись к супергеройскому комиксу чуть-чуть посерьёзнее — и станет понятно, что враг-суперзлодей не может быть побеждён настолько малой кровью, как нам пытаются рассказать.