Сериал «Франшиза»: тайная изнанка Голливуда, о которой и так все знают

258
4 минуты на чтение
Могучий герой Текто готов сокрушить врагов своим невидимым отбойным молотком и спасти мир. Стоп… снято! Нет, это не очередной блокбастер Marvel или DC, а второсортный спин-офф командного фильма по комиксам. «Франшиза» — небольшой сериал об изнанке мира кинопроизводства — должна была стать интеллигентным ответом бездушной супергероике, заполонившей большие и малые экраны. Но посильную ли ношу взвалили на себя создатели? И не побоялись ли действительно вскрыть этот нарыв?
The Franchise
Жанр: комедия
Шоураннер: Джон Браун
В ролях: Химеш Патель, Ая Кэш, Даниэль Брюль, Джессика Хайнс
Премьерный показ: 6 октября - 24 ноября, HBO
Продолжительность: 8 эпизодов по 27-29 минут
Кажется, что супергеройское кино — лёгкая мишень для высмеивания, так что от шоу не стоит ждать ничего особенного. Тем более что пик популярности жанра уже прошёл — не поздно ли махать кулаками? Возможно — если бы авторы пошли по лёгкому пути и попробовали снять просто пародию. Но они заглянули глубже и поднялись на метауровень: «Франшиза» — это телевизионный проект о съёмках фильма.   

В команде сериала хватает известных имён. Так, шоураннер Джон Браун работал над множеством проектов, включая «Наследников» и «Битые пиксели». А британский продюсерский дуэт Сэма Мендеса и Армандо Ианнуччи — вообще практически бомба. У первого за плечами культовая «Красота по-американски», работа над бондианой в «Скайфолле» и «Спектре», а также увенчанный наградами и как бы снятый одним планом «1917». Второй же скандально знаменит фильмом «Смерть Сталина» и заходом на территорию научной фантастики со злободневным сериалом «Авеню 5».
От таких людей можно ожидать серьёзного подхода к теме — ведь на ерунду они, кажется, не размениваются. Но и без ехидной издёвки тут точно нельзя было обойтись. И правда, «Франшиза» — это сатирическое шоу, проходящееся по голливудской супергероике последних лет если не катком, то скалочкой. Причём эта сатира оказывается с британским колоритом: разве смогли бы американские авторы сделать шаг в сторону, чтобы критически посмотреть на когда-то хайповые, а теперь завязшие в болоте фильмы про суперов? А уж тем более на процесс их производства? То-то же!
Актёрский состав тоже радует знакомыми, хоть и не звёздными лицами. Главного героя, первого помрежа Дэна, играет Химеш Патель («Yesterday», «Довод»), продюсера фильма Аниту — Ая Кэш (Штормфронт из «Пацанов»), а вдохновенного немецкого режиссёра Эрика — Даниэль Брюль («Алиенист», барон Земо из MCU). У всех персонажей «Франшизы» отличные типажи: они легко считываются и быстро запоминаются, даже если появляются в кадре ненадолго. Другое дело, что, приглашая зрителя на съёмочную площадку, авторы не всегда дают себе труд объяснить ему тонкости процесса или обязанности отдельных героев. Кто такая, например, эта супервайзерша сценария Стеф, которая постоянно крутится около режиссёра? Очевидно, что цель создателей была вовсе не в том, чтобы просветить нас в области кинопроизводства (а жаль!), а в том, чтобы высмеять его.    
И тут «Франшизу» есть за что покритиковать. Сериалу не хватает раскрытия персонажей и их взаимоотношений, а без этого сатира не работает так, как положено. Дело не в небольшом хронометраже (серии длятся менее получаса), а в том, как сценаристы обходятся с действующими лицами. Герои здесь, скорее, функции: кто-то вставлен в сюжет просто для хохмы, а кто-то чтобы продемонстрировать жестокую реальность кинобизнеса. Вот беспринципный представитель студии, который ради прибыли готов разрушить карьеры и жизни окружающих. А вот глупый и инфантильный актёр, который вечно попадает в какие-то передряги, пока его проблемы разгребают другие. Кажется, что Даг (Лолли Адефопе), новенький третий помреж, должна стать гласом разума и точкой входа для зрителя. Но про героиню забывают довольно быстро, а потом водоворот съёмочного цинизма уносит её всё в то же болото (хотя это и выглядит реалистично).  
После первой серии можно возненавидеть буквально всех: каждый первый персонаж «Франшизы» подлец, циник или идиот. Не то чтобы к финалу они становятся лучше и честнее — скорее, зритель просто с ними свыкается, несмотря на токсичность, подлоги, убийства животных и разрушение исторических ценностей. По-другому произойти и не могло: нельзя встать на чью-то сторону и проникнуться героями, если у них нет развития. Например, в начале мы узнаём, что между Дэном и Анитой были романтические отношения, которые закончились конфликтом на площадке. Кажется, что дальше эта линия должна пойти по одному из двух возможных путей: или их связь возобновится, и герои научатся ценить друг друга, или же, наоборот, их личная вражда поставит под угрозу весь проект. Ничего подобного: кажется, показывать всё это шоураннеру в принципе не интересно — в отличие от упоминания известного наезда Мартина Скорсезе на супергероику, на котором построена целая серия.
Личные отношения персонажей в целом прописаны поскольку-постольку, чтобы оправдать очередной сюжетный поворот. Поэтому сопереживать им не получается, что тоже не идёт на пользу сатире: ведь если никого не жалко, то какая, собственно, разница, кого там высмеивают? 
А ведь в сериале есть и забавные сцены, и отличные шутки, и яркие эпизоды. Актёры хороши в своих образах настолько, чтобы зритель мог проглотить все восемь серий без вопросов. Однако заявленная авторами критика Голливуда кажется слишком очевидной и слабой. Ну да, мы и так знали, что там работают не святоши. Мы знали, что съёмки — это ад и хаос, где одни губят жизни за деньги, а другие — здоровье за мечту. К сожалению, открытия Америки и ниспровержения «злых студий» не случилось: сатира «Франшизы» не настолько ядовита и остра, как хотелось бы.
«Франшиза» — вполне неплохой, смешной сериал на несколько вечеров. Но то, что могло стать прожаркой эпохи супергероики в кино и осмыслением жанра, оказалось всего лишь в меру обидной реакцией, не больше.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

«Аркейн»: как закончился один из главных сериалов 2020-х

Сериалы

Сериал «Пингвин»: лицо со шрамом покоряет экраны
История о том, как Оз Кобб покорил Готэм… и наши сердца.

Сериалы

«Дэрил Диксон» и «Выжившие»: куда идут спин-оффы «Ходячих мертвецов»
До чего дошёл главный сериальный постапокалипсис в 2024 году

Сериалы

«Это всё Агата». Трогательный и музыкальный сериал Marvel с ведьмами вместо супергероев
Самый дешёвый и неформатный сериал Marvel — и в этом его сила.

Сериалы

Пришельцы, духи и украденные гениталии — да кто такой этот ваш «Дандадан»?!
Что объединяет духов, инопланетян и прочие сверхъестественные вещи? Главное аниме осеннего сезона (а то и всего года!) со странным названием «Дандадан». Рассказываем, откуда взялся этот хайповый сёнэн «Дандадана» — и про что он вообще.

Сериалы

Какие сериалы смотреть в ноябре 2024? Их мало, зато — ого какие!
Продолжение главного мультсериала 2021 года и предыстория «Дюны».

Сериалы

«Совместить футуризм и Древнюю Русь»: разговор с создателем «Киберслава» Стасом Дмитриевым
Как рождался мультсериал, какие планы у создателей и как взглянуть на родную культуру через призму мировой.

Сериалы

«Звёздные врата: ЗВ-1» и другие сериалы, расширившие вселенную фильма
Именно за них многие когда-то полюбили эту вселенную, которая благодаря сериалам стала поистине огромной.

Сериалы

«Кольца власти», 2-й сезон. Стало ли лучше?
Поборникам канона лучше и не начинать.

Сериалы

Аниме «Спираль»: проклятие экранизаций Дзюндзи Ито
Как мечта фанатов превратилась в кошмар.
Показать ещё