«Пространство», 5 сезон: такая хрупкая Галактика

19015
10 минут на чтение
С первых же серий «Пространство» обосновалось на одиноком троне — три года подряд зрители и критики не стеснялись в похвалах, называя его лучшим научно-фантастическим сериалом современности. Однако четвёртый сезон, заметно замедливший темп повествования, был встречен гораздо прохладнее. Весь его сюжет казался большим лирическим отступлением, в лучшем случае — оммажем классической фантастике вроде «Непобедимого» Лема, в худшем — филлерной и слегка затянутой историей о секретах затерянной планеты. Многие отмечали, что эта проблема пришла из первоисточника: после предыдущих книг роман «Пожар Сиболы» воспринимался точно так же.

И всё же прошлый сезон был важен — без «Пожара Сиболы» были бы невозможны «Игры Немезиды». Ведь именно там, на далёкой планете, Джеймс Холден узнал страшную правду о древней войне инопланетян. Именно в результате этих событий генсек ООН потеряла свой пост, оставив Землю без единого лидера перед эпохой больших испытаний. Именно на фоне этой истории будто из небытия появился Марко Инарос — дух времени и дух мести в одном лице, без сомнения, самый яркий антагонист цикла.

Тем интереснее после четвёртого сезона встречать пятый, с первой же серии бросающий в гущу трагических событий и абсолютно человеческих тайн.

После недавних событий «Росинант» держится на честном слове — корабль сильно пострадал в столкновениях над Илосом, да и команде как никогда нужен отдых. Встав на ремонт на уже родной станции «Тихо», члены экипажа один за другим берут отпуск и разъезжаются в разные концы Солнечной системы. Амос, Алекс и Наоми едут на зов своего прошлого и выплетают из истории «Росинанта» собственные сюжетные ниточки. На посту остаётся только Джеймс Холден — признанный герой, ответственный идеалист, обладатель самых щенячьих глаз во всём освоенном космосе.

А вот другим героям не до отдыха. Крисьен Авасарала, бывшая генсек ООН, после проигранных выборов сосланная на Луну на синекурную должность, не может смириться со своим положением и использует все оставшиеся рычаги, чтобы предотвратить грозящую Земле опасность. Но нити рвутся одна за другой, вчерашние союзники отворачиваются, последние капли влияния пропадают на бесплодной лунной земле. Последний шанс Авасаралы — разжалованная из марсианских морпехов Бобби Дрейпер, которая стоит на пороге масштабного заговора, поразившего военную верхушку независимого Марса. А где-то в космосе вольная астероидянка Камина Драммер идёт по следу Марко Инароса, радикального астера-террориста, — и осознаёт тяжёлые последствия собственных решений.

Пятый сезон «Пространства» начинается уже привычно неторопливо — разлетаясь по разным уголкам системы, персонажи сталкиваются с последствиями открытия инопланетных врат в другие миры. В поисках собственного прошлого они наткнутся на неудержимо наступающее будущее и поймут: в мире землян, марсиан и астеров грядут потрясения, великие и неизбежные. И в этих потрясениях почти нет вины инопланетян — худшее зло в пятом сезоне творят сами люди.

Не одна и не две, а целых семь сюжетных линий, равнозначных по экранному времени, взаимозависимых и пересекающихся, — непростая задача даже для самого опытного шоураннера. Но удивительным образом ни один из сюжетов не выпадает из общего хора, сочетая в себе и личную, и глобальную историю.

Вот Алекс летит на Марс увидеться с семьёй и застаёт свою родину в самый разгар местной версии «лихих девяностых». После открытия врат с десятками, сотнями потенциально обитаемых миров терраформирование Красной планеты оказалось бессмысленным. Бывшие гордые идеалисты забыли о самопожертвовании — теперь они продают технику и оружие направо и налево, а сама идея марсианской Утопии умирает буквально на глазах. Вместе с Бобби Алекс пойдёт по следам заговора, в чьих истоках виноват только инопланетный прогресс.

В то же время у оружия есть покупатели — неприкаянные астеры, горящие желанием заявить о собственных правах. Без необходимости осваивать Солнечную систему жители астероидов также останутся без поддержки; их хрупкие экосистемы и собственные организмы окажутся на обочине путей великой колонизации. Именно на след самых отчаянных и коварных из них выйдет Наоми — и окажется заложницей собственных благих намерений.

На долю Наоми выпадет самая болезненная участь — и самая неровная по темпу сюжетная линия

Бунтарь Марко

Террористов возглавляет эффектно представленный в прошлом сезоне Марко Инарос в исполнении Кеона Александера. Он стал настоящим украшением сериала. Создатели, лавируя между образами вдохновенного революционного лидера и манипулятивного социопата, умело раскрывают детали его характера, которые в первоисточнике подавались через воспоминания или прямую речь Наоми.

В книге Наоми много рассуждает о прошлом Инароса — его умении манипулировать людьми, выдавать неудачу за успех и создавать вокруг себя культ личности. В сериале его мотивы менее очевидны — при желании в его образе можно увидеть благородного мстителя, а не опасного социопата.

Инарос во многом походит на Че Гевару — и, похоже, всячески стремится поддержать этот образ


Взаимовыгодный союз тех, кому нечего терять, неминуемо ударит по Земле, как раз переживающей кризис власти. В этот момент на ней окажется Амос — его желание отдать последний долг прошлому обернётся целой одиссеей, в которой он пройдёт сквозь болезненные воспоминания, ужасные события и непростые решения. Своими глазами он увидит, как уязвима земная структура и сколь немногое нужно, чтобы мечты землян о светлом будущем провалились в средневековье.

И, наконец, на станции «Тихо» тоже будет неспокойно: Джеймс Холден, заложник собственной репутации, станет идеальной мишенью для террористов. Впервые ему придётся свернуть с пути непорочного рыцаря и даже совершить немыслимое для себя — пару раз удержать язык за зубами.

Четыре сезона подряд героические порывы Холдена только подкидывали ему проблем — пришла пора учиться на ошибках

Новый сезон как никогда ранее подчёркивает: в мире «Пространства» (а возможно, и нашего с вами реального будущего) нет ничего надёжного и гарантированного. Будь то человеческое тело или скафандр, семейная связь или давняя дружба, идея или государство, космический корабль или целая планета — для их разрушения не нужно никаких протомолекул. Даже в самой надёжной команде найдётся предатель, даже в самой дружной семье может пойти разлад. Техника может отказать, идея — устареть, верный союзник — не прийти на помощь, и даже сердце способно в любой момент внезапно остановиться. Врагом может оказаться даже очень хороший человек, убеждённый в собственной правоте, а неожиданным другом — социопат, в своё время правильно выбравший сторону. Так, Авасарала будет вынуждена жонглировать союзниками, пытаясь заполнить собой вакуум власти, а Драммер окажется на распутье, где не будет выбора, не влекущего за собой разрушение семьи.

Пятый сезон и крах идеалов

«Пространство», 5 сезон: такая хрупкая Галактика 2На конфликт пятого сезона «Пространства» можно взглянуть ещё под одним любопытным углом. Это яркая и точная картина кризиса трёх идеализированных государственных систем.

С одной стороны, правый авторитарный Марс разваливается именно тогда, когда его идеология подвергается сомнению — и выясняется, что для «лучшего общества» может вовсе и не потребоваться таких суровых жертв. С другой, социально-демократическое либеральное правительство Земли почти пасует перед актом агрессии: неспособное на быструю и жёсткую реакцию, оно погрязает в спорах и склоках борьбы за власть. Оказывается обречена и кратковременная анархия астеров, ведь их лидеры уже во время революции постепенно превращаются в авторитарных диктаторов.

И если опустить очевидные симпатии авторов к Земле (возможно, во многом из-за харизматичной Авасаралы), подтекст «Пространства» очевиден: не существует универсальных систем и идеальных государств. Будущее не за теми, кто упрямее верит в свою идею, а за теми, кто сможет быстрее к нему адаптироваться.

Пятый сезон и крах идеалов

На конфликт пятого сезона «Пространства» можно взглянуть ещё под одним любопытным углом. Это яркая и точная картина кризиса трёх идеализированных государственных систем.

С одной стороны, правый авторитарный Марс разваливается именно тогда, когда его идеология подвергается сомнению — и выясняется, что для «лучшего общества» может вовсе и не потребоваться таких суровых жертв. С другой, социально-демократическое либеральное правительство Земли почти пасует перед актом агрессии: неспособное на быструю и жёсткую реакцию, оно погрязает в спорах и склоках борьбы за власть. Оказывается обречена и кратковременная анархия астеров, ведь их лидеры уже во время революции постепенно превращаются в авторитарных диктаторов.

И если опустить очевидные симпатии авторов к Земле (возможно, во многом из-за харизматичной Авасаралы), подтекст «Пространства» очевиден: не существует универсальных систем и идеальных государств. Будущее не за теми, кто упрямее верит в свою идею, а за теми, кто сможет быстрее к нему адаптироваться.


«Пространство» медленно запрягает, но с каждой следующей серией ускоряется всё сильнее. Каждая из сюжетных линий проходит на грани жизни и смерти (в случае Авасаралы — конечно, политической), а ставки растут от единиц человеческих жизней до миллиардов. Сериал точно не разочарует и тех, кто пришёл в пятый сезон за дорогой графикой от Amazon: виды космоса зачаровывают, внутренние конструкции кораблей убеждают, а декорации Балтимора будущего сочетают в себе футуристичность и приземлённость.

Конечно, «Пространство» не лишено недостатков — в сложной конструкции сюжета не все элементы работают как надо. И если иные из них выделяются намеренно, то другие, кажется, совершенно случайно. Можно задаться вопросом: почему в линии Алекса и Бобби большую часть времени два человека разговаривают друг с другом на пилотских сидениях? Можно задуматься: стоило ли уделять столько внимания линии Амоса, почти не влияющей на основной сюжет? Можно прикинуть, как стоило бы распределить по сезону боевые сцены, чтобы не казалось, будто для последней серии специально приберегли стопку сюрпризов. Можно посетовать, что конфликт сезона почти не касается инопланетных технологий — они появляются в паре сцен скорее в роли макгаффинов, чем самостоятельных сюжетных элементов. Наконец, можно припомнить сериалу несколько не вошедших в него сцен из книг — например, той, где Бобби единолично спасает марсианское правительство.

Наибольшие проблемы возникают в истории Наоми, где важное место занимает Филип Инарос — юный сын революционера, к юности которого прилагается худшая версия максимализма. Предполагается, что в пятом сезоне мы должны увидеть его взросление, постепенный отказ от деления мира на чёрное и белое. Возможно, дело в актёрской игре, а возможно, в изначальном сюжете книги, но в какой-то момент за беседами Наоми с сыном наблюдать становится просто скучно — они либо кончаются некрасивой истерикой, либо повторяют уже произошедшие события.

В конце концов, когда Наоми оставляют наедине с собой, сюжет выправляется — её поединок с враждебной окружающей средой держит в напряжении до самого конца

И тем не менее, несмотря на все недостатки, перед нами всё то же шоу, которое мы полюбили в первых сезонах — за космос или за интриги, за науку или за графику, за Холдена или Амоса, за Авасаралу или Драммер. Шестерёнки космического сериала крутятся всё так же эффективно, только на большем бюджете.

Концовка сезона снова сматывает линии в клубок, почти каждого проведя сквозь изменения и лишь одну историю вынужденно (и немного скомканно) оборвав. Сезон оканчивается тревожным напоминанием: как бы ни были опасны местные революционеры, совсем недалеко от Земли, Марса и Пояса лежит самая настоящая Бездна. И обращают они на неё взгляд или нет — сама она уже начала приглядываться к людям повнимательнее.

За пять сезонов «Пространство» дало нам всё, чего так давно не хватало в телевизионных историях о космосе. Это и проработанные характеры, химия между которыми образует занимательный коктейль. И досконально продуманная вселенная, с долгой историей, многогранными культурами и непростыми взаимоотношениями. И хитрая межпланетная политика, в которой границы морали размыты, а враги и союзники то и дело меняются местами. И масштабный, зрелищный сюжет, где ставки высоки, а жертвы неизбежны.

Но прежде всего «Пространство» дало нам Науку, попытавшись выйти на уровень классической «твёрдой» научной фантастики. Сюжет «Пространства» разворачивается в чётко описанной вселенной, где правила определяюся не только слепой волей автора и героя, но также экономикой, социологией, инерцией и законом сохранения энергии. Для фанатов жанра этот сериал стал чуть ли не единственной отдушиной — вестником умных, сложных историй, так редко доходящих из книжного мира до экранов.

Быть лучшим нелегко, но куда тяжелее быть единственным. Одинокую фигуру на вершине не с кем сравнить — в итоге каждый её недостаток, каждый неверный шаг будет обсуждаться и оцениваться в разы суровее. Со всеми его достоинствами и недостатками пятый сезон «Пространства» — ещё одно явление уникального сериала, которому на современном телевидении просто нет аналогов. Без сомнения, ещё десятки лет с ним будут сравнивать все будущие фантастические шоу.

Нам может не понравиться замедленный темп или сомнительный кастинг, мы можем сетовать на вырезанных из книжного сюжета персонажей. Мы можем тосковать о забытых эффектных сценах и рано уходящих героях, мы можем сомневаться в иных сценарных решениях. В конце концов, нас могут раздражать самые маленькие детали — пухлые девичьи губы Филипа Инароса, беспрерывные и одинаковые рыдания Наоми, манерно-беззащитное выражение лица Холдена.

Но какие бы претензии мы ни предъявляли, они не могут закрыть собой главного: «Пространство» было и остаётся главным современным научно-фантастическим шоу — сериалом, которому мы будем прощать и куда большее. Если не из-за подробно продуманного мира, эффектных космических боёв, многослойных межпланетных интриг, то хотя бы... ради тех капель крови, что так красиво парят в невесомости. Ради щелчков магнитных ботинок, цепляющихся к поверхности корабля. Ради пустого и немного жуткого, но в то же время вполне покоряемого, рутинного, достижимого космоса. Пространства, где всё-таки есть место для таких, как мы.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Пингвин»: лицо со шрамом покоряет экраны

Сериалы

«Дэрил Диксон» и «Выжившие»: куда идут спин-оффы «Ходячих мертвецов»
До чего дошёл главный сериальный постапокалипсис в 2024 году

Сериалы

«Это всё Агата». Трогательный и музыкальный сериал Marvel с ведьмами вместо супергероев
Самый дешёвый и неформатный сериал Marvel — и в этом его сила.

Сериалы

Пришельцы, духи и украденные гениталии — да кто такой этот ваш «Дандадан»?!
Что объединяет духов, инопланетян и прочие сверхъестественные вещи? Главное аниме осеннего сезона (а то и всего года!) со странным названием «Дандадан». Рассказываем, откуда взялся этот хайповый сёнэн «Дандадана» — и про что он вообще.

Сериалы

Какие сериалы смотреть в ноябре 2024? Их мало, зато — ого какие!
Продолжение главного мультсериала 2021 года и предыстория «Дюны».

Сериалы

«Совместить футуризм и Древнюю Русь»: разговор с создателем «Киберслава» Стасом Дмитриевым
Как рождался мультсериал, какие планы у создателей и как взглянуть на родную культуру через призму мировой.

Сериалы

«Звёздные врата: ЗВ-1» и другие сериалы, расширившие вселенную фильма
Именно за них многие когда-то полюбили эту вселенную, которая благодаря сериалам стала поистине огромной.

Сериалы

«Кольца власти», 2-й сезон. Стало ли лучше?
Поборникам канона лучше и не начинать.

Сериалы

Аниме «Спираль»: проклятие экранизаций Дзюндзи Ито
Как мечта фанатов превратилась в кошмар.

Сериалы

Звёздный крейсер «Галактика». 20 лет поисков Тринадцатой колонии
От наивного оригинала к блестящему переосмыслению
Показать ещё