На конфликт пятого сезона «Пространства» можно взглянуть ещё под одним любопытным углом. Это яркая и точная картина кризиса трёх идеализированных государственных систем.
С одной стороны, правый авторитарный Марс разваливается именно тогда, когда его идеология подвергается сомнению — и выясняется, что для «лучшего общества» может вовсе и не потребоваться таких суровых жертв. С другой, социально-демократическое либеральное правительство Земли почти пасует перед актом агрессии: неспособное на быструю и жёсткую реакцию, оно погрязает в спорах и склоках борьбы за власть. Оказывается обречена и кратковременная анархия астеров, ведь их лидеры уже во время революции постепенно превращаются в авторитарных диктаторов.
И если опустить очевидные симпатии авторов к Земле (возможно, во многом из-за харизматичной Авасаралы), подтекст «Пространства» очевиден: не существует универсальных систем и идеальных государств. Будущее не за теми, кто упрямее верит в свою идею, а за теми, кто сможет быстрее к нему адаптироваться.
«Пространство» медленно запрягает, но с каждой следующей серией ускоряется всё сильнее. Каждая из сюжетных линий проходит на грани жизни и смерти (в случае Авасаралы — конечно, политической), а ставки растут от единиц человеческих жизней до миллиардов. Сериал точно не разочарует и тех, кто пришёл в пятый сезон за дорогой графикой от Amazon: виды космоса зачаровывают, внутренние конструкции кораблей убеждают, а декорации Балтимора будущего сочетают в себе футуристичность и приземлённость.
Конечно, «Пространство» не лишено недостатков — в сложной конструкции сюжета не все элементы работают как надо. И если иные из них выделяются намеренно, то другие, кажется, совершенно случайно. Можно задаться вопросом: почему в линии Алекса и Бобби большую часть времени два человека разговаривают друг с другом на пилотских сидениях? Можно задуматься: стоило ли уделять столько внимания линии Амоса, почти не влияющей на основной сюжет? Можно прикинуть, как стоило бы распределить по сезону боевые сцены, чтобы не казалось, будто для последней серии специально приберегли стопку сюрпризов. Можно посетовать, что конфликт сезона почти не касается инопланетных технологий — они появляются в паре сцен скорее в роли
макгаффинов, чем самостоятельных сюжетных элементов. Наконец, можно припомнить сериалу несколько не вошедших в него сцен из книг — например, той, где Бобби единолично спасает марсианское правительство.
Наибольшие проблемы возникают в истории Наоми, где важное место занимает Филип Инарос — юный сын революционера, к юности которого прилагается худшая версия максимализма. Предполагается, что в пятом сезоне мы должны увидеть его взросление, постепенный отказ от деления мира на чёрное и белое. Возможно, дело в актёрской игре, а возможно, в изначальном сюжете книги, но в какой-то момент за беседами Наоми с сыном наблюдать становится просто скучно — они либо кончаются некрасивой истерикой, либо повторяют уже произошедшие события.