Маленький принц: два мультфильма в одном
60655
5 минут на чтение
История маленькой девочки в большом серьезном мире взрослых. Она живет с мамой, которая старается распланировать всю жизнь дочки по часам, чтобы та смогла поступить в престижный колледж. Казалось бы, ее судьба определена. Но неожиданно девочка знакомится с забавным старичком-авиатором, живущим по соседству. Он рассказывает ей удивительную историю про Маленького принца, которая заставляет девочку задуматься о своей жизни.

The Little Prince

Жанр: сказка

Режиссёр: Марк Осборн

Первоисточник: одноимённая сказка Антуана де Сент-Экзюпери

Роли озвучивали: Рэйчел Макадамс, Пол Радд, Джеймс Франко, Джефф Бриджес

Роли дублировали: Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Константин Хабенский

Премьера в России: 24 декабря 2015 года

Возрастной рейтинг: 6+

Похоже на:

“Хранитель времени” (2011)

“Крюк” (1963)

“Крупная рыба” (2003)

“Вверх” (2009)

Эти взрослые — очень странный народ. Они почему-то считают, что если книга написана простым языком, а главный герой — ребенок, то это книга для детей. А на совершенно не детские темы, поднятые в произведении, и сложные символы, в частности религиозные, которые и самим-то взрослым расшифровать непросто, они закрывают глаза. Так вот, «Маленький принц» Экзюпери – не детская литература. Если бы его не записали туда по ошибке, Марк Осборн не снял бы этот мультфильм. А нам бы не пришлось мучиться с его разбором.

Экзюпери умудрился вложить в маленький объем текста очень много смысла. Перевести его на язык кино – задача неподъемная. Тем не менее попытка вышла интересная. Первые минут тридцать не отпускает ощущение, что смотришь концептуальную короткометражку, номинированную на «Оскар». Здесь полно интересных образов и неожиданных идей, а текст семидесятилетней давности интегрирован в современные реалии на множестве уровней.

Вот нам показывают город, по форме и расположению улиц напоминающий микросхему. Прекрасный пример математического, серого, выверенного мира – как известно, «взрослые очень любят цифры». Рассуждения про взрослых, подсчет количества фонарщиков и другие цитаты из повести мы часто слышим как обрывки новостей по радио. Дом Авиатора — яркий, наполненный хламом и странными изобретениями, которые противопоставляются выверенной серой технике большого мира. Когда-то изобретательство было делом веселых энтузиастов с верой в светлое будущее, как бы говорят нам авторы, сейчас же все захватил бизнес.

Таким, наверное, был бы Антуан де Сент-Экзюпери, доживи он до старости.

Главной удачей «Маленького принца» стало воплощение нашего времени и книжного через разные типы анимации. Мир девочки выполнен в современной компьютерной графике, а рассказ авиатора про принца – покадровая анимация, где все сделано из бумаги. Персонажи – куклы из папье-маше, а задники нарисованы на листах и расположены на разных уровнях для создания объема. Ожидаемо, но от того не менее приятно, что авторы использовали рисунки самого Экзюпери. В финале, когда девочка окончательно принимает историю принца, тот тоже становится компьютерным, но сохраняет прежние черты. Круг замыкается.

Отдельно стоит похвалить музыку, поддерживающую настроение сцен. Сначала включается милое и беззаботное ретро, потом музыка интригует и нагнетает сказочную атмосферу, а затем вдруг меняет настрой на мрачный и тревожный. А композиция с фоновым «циферным речитативом», играющая в сцене усердной учебы девочки, достойна Оскара.

Лис и его принц. Пока ещё бумажный.

Но красивая картинка и музыкальное сопровождение не искупают целого ряда проблем. Герои вышли симпатичные, но с логикой и моральным обоснованием их поступков есть проблемы (не забываем, фильм позиционируется как детский). Неоднозначно смотрится сама дружба между стариком и девочкой. Мама, конечно, не права, что расписывает жизнь дочери по часам, не давая ей ни минуты на себя. Но получается, если тебя не понимает мама (а так считает почти каждый ребенок), надо уходить от неё к незнакомому дядьке, врать, бросать учёбу? Такие выводы ребенок легко вынесет из сюжета, а найти в нем опровержение сложнее. Хотя оно там и есть.

Есть вопросы и к мотивации самого авиатора. О чем он думал, когда завлекал соседского ребенка в свой мир? Не говоря уже о сцене, когда они катаются на разваливающейся машине, не имея прав. Юмор юмором, но сценаристам стоит задумываться о влиянии придуманных ими эпизодов. Очень характерно, что знаменитая фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили» в фильме не звучит.

Дедушка-авиатор любит маленьких девочек. Кто подумал плохое, тому пусть будет стыдно!

Все эти несуразности вытекают из главной проблемы «Маленького принца»: очень трудно определить его целевую аудиторию. Чтобы угодить зрителям всех возрастов, в Disney и Pixar стараются сбалансировать содержание, а On Animation в погоне за этим просто перегрузили свой фильм. Для детей мультфильм вышел местами чересчур мрачным, со спорными сценами, массой непонятных аллюзий и подтекстов. Для взрослых же фильм слишком сильно разбавили не особо зрелищным, но отвлекающим от размышлений экшеном и детским юмором. К тому же и сюжет книги урезали в угоду цензуре (например, выбросили планету с пьяницей).

Страдает и темпоритм. Во второй половине фильма нам показывают пять сцен, строящихся по одной схеме: интрига, разгон, кульминация, сюжетный твист, облом, повторить. Это как если взять эпизод с мусоросжигателем из «Истории игрушек 3» и распилить его на пять равных частей. Уже на третьей сцене просто устаешь и перестаешь сопереживать.

Отсылка для взрослых: вам не кажется, что этот лис немного... эм-м.. упорот?

Общее впечатление мультфильм при всех своих недочетах оставляет положительное. Он красивый, неглупый, с удачной музыкой. В целом он говорит о правильных вещах – о том, что взрослым становиться надо, просто не стоит забывать своего внутреннего ребенка. Или о том, как подготовить себя к неизменной смерти близкого человека: хотя его больше нет рядом, «смотреть нужно сердцем», и тогда он останется с нами навсегда. А ведь что такое первое столкновение со смертью, как не прощание с детством?

В «Маленьком принце» много хорошего, теплого, уютного и временами глубокомысленного. Но мы неспроста упомянули студию Pixar. Там умеют принимать сложные творческие решения и отказываться от идей, которые в рамках истории не работают. Авторам из On Animation не помешал бы этот навык.

Попытка адаптировать недетскую книгу для детей оказалась неплохой: вышел красочный, добрый мультфильм, со вторым дном и хорошей музыкой. Вот только авторы попытались взвалить на себя слишком много, и результат вышел шероховатым.

 

Оценка

7

оценка

УДАЧНО

  • сочетание двух анимационных технологий
  • серьезные темы и метафоры
  • музыка

НЕУДАЧНО

  • не вышло угодить и взрослым, и детям
  • неправильный темпоритм
  • дыры в мотивации персонажей

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Обзоры кино

«Ворон» (2024). Дождь кончился, уберите зонтик

Обзоры кино

«Чужой: Ромул»: неужели наконец-то нормальный Чужой?
Больше никаких библейских отсылок!

Обзоры кино

«Бордерлэндс»: кино с тэгом #опытные
Плохо одетые актёры делают всякое.

Обзоры кино

«Мятежная луна»: режиссёрская версия. В чём отличия, кроме крови и секса?
Стал ли фильм лучше от двух часов дополнительных сцен.

Обзоры кино

«Собиратель душ»: сверхъестественная драма о серийном убийце
Тёмные тайны Николаса Кейджа

Обзоры кино

«Дэдпул и Росомаха». Кинокомикс для взрослых во славу заурядности
Вселенная «Людей Икс» мертва — да здравствует вселенная «Людей Икс»!

Обзоры кино

Аниме «Воображаемый друг» от учеников Миядзаки: ничто не истинно, всё дозволено
Достойный представитель недавнего тренда на кино про воображаемых друзей.

Обзоры кино

«Тихое место: День первый» — это «Титаник» с монстрами на руинах Америки
Фильм никак не объясняет свою вселенную — зато это трогательная история любви на фоне апокалипсиса.

Обзоры кино

«Контакты»: русский авторский фильм, не стесняющийся быть фантастикой
Фильм, который называют русским «Районом №9» чаще, чем стоило бы
Показать ещё