Сюжет нового «Хищника» уже известен

37497
10 минут на чтение
Наш постоянный автор Кирилл Размыслович в своём блоге опубликовал обзор сценария Шейна Блэка к новому фильму про Хищника. С разрешения автора мы публикуем его с сокращениями.
После первого «Хищника», ни один из последующих фильмов франшизы и близко не подобрался к его успеху. И когда фанаты уже отчаялись дождаться хорошего фильма про инопланетного охотника, забрезжил лучик надежды. В 2014 году режиссёр и сценарист Шейн Блэк предложил студии 20 Век Фокс идею картины, которая должна вытянуть франшизу из болота. Боссы одобрили идею, Блэк получил карт-бланш: вместе со своим давним соратником Фредом Деккером он написал сценарий и буквально на днях приступил к съемкам фильма.

Премьера нового «Хищника» намечена на 9 февраля 2018 года (а потом дату перенесли на сентябрь). Сценарий «Хищника», о котором пойдет речь, датирован 17 апреля 2016 года и насчитывает 133 страницы.
Итак, действие начинается на Кубе. Главный герой с неприметным именем Стив Маккена — боец американского спецназа. Вместе со своим отрядом он собирается ликвидировать какого-то наркобарона и освободить заложников. Внезапно с неба падает спасательная капсула с космического корабля. Маккена добирается до места падения и находит там тело Хищника, который от удара потерял сознание. Не растерявшись, бравый вояка экспроприирует шлем и оружие пришельца в качестве доказательства контакта.

В этот момент прилетает зловещий черный вертолет с наемниками из ЦРУ. Маккена понимает, что запахло жаренным, и убегает. Вскоре Хищник приходит в себя и убивает не столь расторопных бойцов отряда Маккены. Затем пришельца выслеживают наемники и усыпляют. Потом люди в черном ловят и самого Маккену. Но к этому моменту герой уже успел отправить по почте в свою камеру хранения инопланетные артефакты.

Шейн Блэк участвовал в создании первого «Хищника»: внёс несколько правок в сценарий и сыграл спецназовца Хокинса — очкастого любителя шуток, который погиб первым

Перечитав предыдущий абзац, я осознал, что уже в завязке главный герой предстает в не самом положительном свете. Сперва он обворовывает космического гостя, затем бросает свой отряд. Это впечатление усиливается, когда выясняется, что Маккена не заплатил за камеру хранения. Поэтому все вещи оттуда пересылают ему домой (сразу чувствуется подготовка профессионала!).

Это дает нам шанс познакомиться с семьей героя — женой-разведенкой и сыном-аутистом по имени Роби. Понятное дело, Робби — скрытый гений с удивительными лингвистическими способностями, а в школе ему не дают прохода хулиганы-старшеклассники. Для полного комплекта штампов не хватает разве что астмы.

После этого вступления действие разбивается на три параллельные сюжетные линии:

А) Мы знакомимся с главной героиней — ученой по имени Кейси. Она получает приглашение от ЦРУ и отправляется на секретную базу, где держат в плену Хищника, и изучает его биологию. Когда она узнает, что пришельца легко поймали, а на базе хранится куча оставшегося с прошлых фильмов инопланетного оружия, в ее голову закрадываются нехорошие подозрения. Но слишком поздно. Увы, никто из наемников не смотрел ни «Темного рыцаря» ни «Мстителей». Видно, они планировали сделать это на пенсии, до которой всем им оставалось всего три дня…

Б) Маккена тем временем пребывает в психушке — коварные ЦРУшники сделали так, что героя признали сумасшедшим. Вскоре Маккену сажают в автобус с еще шестью экс-вояками, которые тоже должны провести остаток жизни в дурдоме. Но во время перевозки охрана получает приказ доставить Маккену на ту самую секретную базу — героя хотят еще раз допросить. Не спрашивайте, зачем отправлять автобус, наполненный опасными заключенными, на режимный объект, когда нужен лишь один из них. Автобус прибывает как раз в тот момент, когда Хищник вырывается наружу. Маккена пользуется моментом, чтобы освободиться. При поддержке психотряда заключенных он спасает Кейси, после чего они устраивают зрелищный побег на чопперах.

Как кое-кто, наверно, уже догадался, этот момент используется, чтобы обыграть классическое Get to the chopper!

В) Ну а пока происходят все эти события, Роби исследует артефакты Хищника, буквально за пару страниц «взламывает» их и обучается инопланетному языку. Это запускает цепь событий, в результате которой на Землю прибывает еще один Хищник. В сценарии он назван Апгрейдом. Он трехметрового роста и внешне больше похож на человека, нежели классические Хищники. Ему нужен артефакт, который находится у Робби.

Наконец, все три линии сплетаются воедино. Маккена с психотрядом добирается до сына в тот самый момент, когда его находят сбежавший Хищник и Хищник-Апгрейд.

Шейн Блэк с актёрами нового «Хищника»

Несмотря на все мои шутки и логические несостыковки, первая часть сценария выглядела интересной. Мифология расширялась, хотелось узнать, к чему все идет. Но во второй половине на нас выкидывают массу спорных сюжетных откровений. Например, выясняется, что Апгрейд — кто-то вроде межгалактического киллера. Его задача — убить Хищников-диссидентов, которые прячутся на Земле в Зоне 52 и работают на организацию, защищающую Землю от инопланетян.

Это не единственное подобное откровение. Вы думали, Хищники забирают позвоночники просто в качестве охотничьих трофеев? Нет, таким образом они собирают спинной мозг, чтобы потом извлечь из него человеческую ДНК и вколоть себе, чтобы стать сильнее.

Ближе к финалу герои находят во Флориде спрятанный корабль Апгрейда (он был угнан Хищником-диссидентом из вступления). Вскоре туда является его владелец, высвобождает кучу инопланетных гибридов (трехногие Хищники, Хищники-пауки и так далее), после чего… они дружной толпой уходят на своих двоих атаковать Зону 52. Скрипт никак не объясняет ни почему Хищник оставил свой корабль и пошел пешком, ни как он узнал, где скрываются диссиденты.

Подобная непроработанность приводит к странной последовательности сцен. Герои садятся на вертолет и летят в Зону 52, где после небольшой экспозиции им объясняют, что нужно срочно доставить Хищников-диссидентов… на тот же самый корабль. При этом, все персонажи видимо где-то подхватили амнезию. Иначе сложно объяснить, почему вместо того, чтобы снова взять вертолет, для транспортировки Хищников используют автомобили (может у пришельцев страх высоты?). И что это за организация по защите Земли, которая не может защитить свой штаб от группы пеших мутантов?

Конечно, все это прикрыто большим количеством разнообразных экшн-сцен. Тут и нападение гибридов на базу, и эпизод, где сын главного героя рулит инопланетным кораблем и, я не шучу, розовый вертолет.

Я долго думал, что же тут не так (если не брать во внимание сомнительную логику), но затем понял, что это очевидно: цели и мотивации персонажей. Во всех предыдущих фильмах все было крайне просто. Или герой выживет, или его череп украсит стенку охотничьего домика где-нибудь на Бетельгейзе.

Тут же в первой половине скрипта худо-бедно, но у персонажей была понятная мотивация. Во второй все куда печальнее. Нам не объясняют, что будет, если Апргейд убьет диссидентов, и почему это вообще должно кого-то волновать. Отсюда и хромающая логика, и нелепые поступки. Все лишь бы поставить героя и его семью в опасность. Иначе непонятно, зачем герой рискует жизнью — ведь Апгрейд же прилетел не ради охоты за ним.
Не так просто дать жанровую оценку сценарию Блэка. Я бы описал его как смесь масштабной приключенческой картины, черной комедии и семейного фильма. Вы ждали не этого? Ну, в одном из интервью Блэк прямо заявил, что хочет придать ленте такой же масштаб, дух удивления и новизны, как в «Близких контактах третьей степени». Теперь вы знаете, что получается, когда создатели «Хищника» вдохновляются Спилбергом.

Ладно, оставим логику в покое и поговорим про отдельные элементы скрипта Блэка. Да, попытка вернуть Хищника к истокам (т.е. забросить отряд крутых парней в джунгли) не слишком удалась, вполне можно было перенести действие в далекое будущее или, наоборот, в прошлое. Но я вполне могу понять мотивы Блэка. Каждый автор стремится работать на знакомой территории. А территория Блэка — фильмы про непохожих напарников, обменивающихся искрометными подколками, с черным юмором, элементами нуара и похищением злодеями отпрыска героя («Смертельное оружие», «Последний бойскаут», «Долгий поцелуй на ночь»). И действие обязательно происходит в канун Рождества.

Большая часть перечисленного есть и в сценарии нового «Хищника». Диалоги, канун праздника (правда, в этот раз не Рождества, а Хэллоуина), юмор. Даже сына героя похищают, причем дважды (да, Хищник стал киднеппером, что дальше — азартные игры и наркотики?).

Юмора тут много. Даже слишком. В паре мест сценарий опасно приближается к грани, отделяющей иронию от самопародии. Например, Хищник отрывает руку и голову одного из ученых, и таскает их с собой, чтобы проходить систему идентификации. Или сын героя надевает маску и пушку Хищника и решает прогуляться по улицам города в Хэллоуин. Он натыкается на школьных хулиганов, кто-то кидает в него яблоко, и оружие Хищника автоматически воспринимает это как нападение — с печальными последствиями. По крайней мере, я считаю эти сцены комедийными. Не представляю, как такое может восприниматься всерьез на большом экране.

Ни один современный перезапуск классики не может обойтись без отсылок. И тут этого добра тоже навалом. Есть переделанная фраза You are one beautiful motherfucker. Школа Роби носит имя Лоуренса Гордона (продюсер первого фильма). Героиня убеждает вояк, что слово «Хищник» неверно отражает суть пришельца и его нужно называть Охотником (если кто не понял суть шутки, «Охотник» — первоначальное название оригинального фильма со Шварценеггером которое позже изменили на «Хищника»).

Как и в предыдущей картине, в сюжете присутствуют «собаки Хищника». Одна из них после случайной лоботомии даже перейдет на сторону героев и окажется очень милой. Ее сувенирные фигурки наверняка будут хорошо продаваться (я же говорю, семейное кино — пускай и с кучей кишок и оторванных голов). Есть даже отсылки к неэкранизированным сценариям из 1990-х. Например, за неимением оружия Хищнику приходится использовать земной автомат (такая же сцена была в скрипте «Чужого против Хищника» Питера Бриггса). А финал с гибридами напоминает безумный сценарий Роберта Родригеса 1996 года.

Фото со съемок с персонажем Кейси и собакой Хищника

В творении Блэка есть сцена, где Апгрейд и беглый Хищник впервые встречаются лицом к лицу, после чего переросток убивает врага одним ударом. На мой взгляд, это прекрасная метафора сценария, где ради эффекта «удивления и новизны» автор разрывает классику на кусочки.

Кто-то спросит — стоит ли ждать Шварцнеггера? В сценарии предусмотрено его камео, но оно построено так, что сцену легко вырезать. Или, скажем, заменить его на Дэнни Гловера или Адама Болдуина. В конце концов, Датч должен был появиться еще в финале «Хищников», но тогда Шварценеггер отказался от предложения.

Даже некоторые из коронных элементов Блэка сделаны не на том уровне, которого от него обычно ждешь. Например, психотряд. Казалось бы, какой простор для творчества! В конце концов, студия разрешила рейтинг R, можно запросто заткнуть за пояс «Отряд лжесамоубийц». Но, как ни странно, эти персонажи толком не прописаны. Сколько не пытаюсь вспомнить, но ничего не могу сказать ни про одного из них.

Конечно, герои оригинального фильма тоже не отличались проработкой и драматической глубиной. Но у каждого была какая-то своя коронная фишка, помноженная на стереотипную крутость 1980-х. А у Блэка этого почему-то нет. Возможно, причина в том, что в скрипте вообще много персонажей, из-за чего они слишком размылись. Про главного героя тоже сложно сказать что-то определенное.
А вот чего тут мало, так это саспенса и хоррора. Помните все эти напряженные сцены из первого и нескольких эпизодов второго фильма, когда опасность могла нагрянуть с любой стороны и мы вместе с героем напряженно пытались понять, где же враг? В «Хищнике» Блэка такого практически нет. Уверен, это его сознательный выбор. Вероятно, Блэк решил что овчинка не стоит выделки и в одну реку не войти дважды. Хищник давно стал предметом масс-культуры, и никакие Хищники-гибриды и инопланетные собаки не вернут того оригинального чувства первородного страха, что было в первом фильме. Вот и получилась полусемейная полукомедия.
Еще раз извиняюсь за массу спойлеров. Я привел их, чтобы вы могли понять, чего от фильма стоит ждать, а чего не стоит. На мой взгляд, неоправданные ожидания — основная проблема современных блокбастеров. Очень часто их продвигают как совершенно другой продукт. Зритель ждет одной картины, а на выходе получает что-то совершенно другое. А кому нравится чувствовать себя обманутым?

Конечно, пока рано судить, на чем будет строиться маркетинговая компания «Хищника» и как будет позиционироваться фильм. Также может быть, что сценарий за прошедший год основательно переписали. Возможно, тест-просмотры пройдут плохо, и что-то переснимут. Но все же не думаю, что на выходе тональность сильно изменится. Поэтому нужно сразу расставить точки над «i». Судя по сценарию, новый «Хищник» будет представлять собой смесь большого приключенческого боевика, черной комедии и семейной картины. Если трейлеры будут выдавать это как серьезный фильм, как истинное продолжение оригинала — мы получим огромную массу возмущенных фанатов.

Впрочем, если добавить харизмы персонажам и убрать хотя бы несколько наиболее явных логических дыр — может из этого и получится динамичное, развлекательное кино с кровью, шутками и неплохими экшн-сценами. Но я бы не стал давать этому фильму такое же название, как и ленте 1987 года. По духу, сюжету, концепции это совершенно разные картины.

Если вам понравилась статья, поддержите автора

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё