Но это всё мелочи. В том, что касается атмосферы, чёрно-белый фильм Эпштейна даст сто очков вперёд многим последующим экранизациям. Родерик в исполнении Жана Дебюкура за какой-то час экранного времени успевает показать весь спектр эмоций (не произнеся ни одной реплики!): он то безнадёжно печален и погружён в себя и свою болезнь, то абсолютно разбит смертью любимой. В финале его безумие разгорается подобно пожару, бушующему в доме Ашеров, — от маленькой искорки в огромных глазах до неостановимого яростного пламени.
Но главным героем фильма стал сам дом — ни одной другой ленте не удалось показать столь же впечатляющих картин одиночества и упадка. Гигантские полупустые залы, пыль и паутина, холодный, пронизывающий до костей ветер — всё это вкупе с пронзительной струнной музыкой передаёт именно то настроение, которое По мастерски создал в своём рассказе. Колеблющиеся белые занавеси скрывают стройный силуэт леди Мэделин — то ли живой, то ли мёртвой, — а буря, воющая за окном, шатает вековые камни древнего поместья. Ашеры обречены, вопрос только в том, что доберётся до проклятого рода быстрее — огонь или вода бездонных болот.
Пожалуй, фильм портит лишь неуместный для такой мрачной истории хеппи-энд со спасением всех — хотя сама сцена разрушения смотрится неплохо для 1928 года. В остальном «Падение дома Ашеров» Жана Эпштейна можно смело рекомендовать к просмотру — если, конечно, вы не возражаете против интертитров на французском языке.
Самый известный:
Дом Ашеров (1960)