«Мальчик и птица»: последняя безумная грёза Хаяо Миядзаки 6

Война рушит привычную жизнь мальчика Ма́хито: его мать гибнет под бомбёжкой. Спустя год его отец решает жениться снова — на маминой младшей сестре. Семья переезжает из Токио в родовое поместье — весьма специфическое, надо сказать. Здесь стоит таинственная башня, к которой мальчика влечёт, хотя взрослые стараются его к ней не подпускать, и живёт множество странных старушек. А коварная зубастая цапля говорит Махито, что его мать жива.

Жанр: фэнтези, драма
Режиссёр: Хаяо Миядзаки
Прокат в РФ: с 7 декабря
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на: «Лабиринт Фавна» (2006) ~ «Ходячий замок» (2004) ~ «Бесконечная история» (1984) ~ «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005)

«Мальчик и птица» — одновременно и типичный мультфильм Миядзаки, и весьма нестандартный. На первый взгляд, у нас тут хорошо знакомая завязка — главный герой приезжает в провинцию и там соприкасается с волшебным миром. Отличие же в том, что обычно у мира духов есть чёткая структура и правила (место в общей системе мира, наконец!), а сюжет довольно прямолинеен. Здесь же ни зритель, ни герои не могут понять, что из происходящего реально. События развиваются, как это модно говорить, по логике сна, а правила то обозначаются задним числом, то не формулируются и не объясняются вовсе. Персонажи и события вплывают в повествование, чтобы плавно трансформироваться: птица становится злобным карликом, старушка — энергичной молодой женщиной, а спасательная операция — нарушением древнего табу.

В то же время всё это переплетение нереального и невозможного образует вполне стройную сюжетную арку главного героя. Махито первоначально отправляется на поиски матери, но постепенно всё больше увлекается другим глобальным квестом — спасением мачехи. Той самой, которую он в начале истории отказывается принимать, как отказывается и отпустить родную мать, раз за разом проживая её гибель. Махито в начале ленты предельно замкнут в себе, отдалён от родных и зол: и на отца, и на мачеху, и на их будущего ребёнка. Мачеха вообще в начале мультфильма нарисована таким образом, что в ней можно заподозрить скрытую злодейку. Ведь так её хочет видеть мальчик, он ищет причины ненавидеть её и ощущать её ненависть. Так проще, чем признать, что мама умерла и нужно жить с этим. Что жить дальше — это не предательство.

«Мальчик и птица»: последняя безумная грёза Хаяо Миядзаки

Измученный разум Махито жаждет сбежать из невыносимой для него новой реальности. С самурайской целеустремлённостью мальчик движется к цели. Он даже наносит себе серьёзную рану камнем — просто чтобы не ходить в школу и вместо этого пообщаться с духами, которые населяют поместье.

Мир духов обещает ему встречу с матерью, и он бросается в его объятия не раздумывая — не потому что глуп и не видит опасности, а потому что воспринимает эту опасность лишь как часть пути. Махито поражает тем, насколько он сам творец своей истории. Если Тихиро из «Унесённых призраками», оказавшись в волшебном мире, вынуждена искать помощи и покровительства, то этот парень прёт к цели напролом и лишь к середине сюжета позволяет хоть кому-то его наставить и направить. Он движется по причудливому миру, словно прогибая его под себя, заставляя антагонистов прикладывать всё больше усилий в попытках его остановить. К слову, противники здесь в основном представлены злобными птицами — цаплей, пеликанами и попугаем. Это очень символично, ведь именно злобная стальная птица стала причиной гибели матери Махито.

«Мальчик и птица»: последняя безумная грёза Хаяо Миядзаки 3

Путешествие меняет героя, позволяя ему не только открыть в себе новые глубины мужества, но и наладить отношения с родственниками. Это действительно походит на те длинные, красочные, мучительные сны, где подсознание пытается решить проблемы, которые сознание ещё даже не успело в полной мере заметить.

Насколько конец истории можно считать счастливым — зависит от того, как вы в принципе её трактуете. Махито можно считать и образом гордого японского духа, смирившимся с поражением в войне, и собирательным портретом наследника Миядзаки, который должен был найтись и принять в свои руки студию, чтобы повести её к новым вершинам мастерства, и даже автопортретом самого мэтра анимации. В силу зыбкости и сюрреалистичности повествования «Мальчик и птица» открыт для интерпретаций, а фигуру автора тут можно увидеть в каждом из ключевых мужских персонажей — ну разве что кроме зубастой птицы.

«Мальчик и птица»: последняя безумная грёза Хаяо Миядзаки 7

Ощущение сновидческой природы происходящего на сеансе было таким сильным, что я несколько раз ловил себя на желании закрыть глаза — не чтобы не видеть фильм, а просто потому, что глупо держать их открытыми, когда смотрю сон. Словно всё это должно транслироваться проектором непосредственно в мозг и никак иначе. Миядзаки будто удалось натянуть ткань сновидения поверх кинотеатрального экрана — и по субъективным ощущениям, вышло у него это куда органичнее, чем у большинства режиссёров до него. Возможно, потому, что анимация куда лучше подходит для сюрреализма и для реконструкции снов. Жутковатые и жестокие эпизоды тут тоже есть, хоть и немного, так что возрастной рейтинг мультфильма — это проявление реальной заботы о нервах юных зрителей.

Отдельно хочется отметить работу композитора Дзё Хисаиси. Он писал музыку и ко всем прошлым работам Миядзаки, но здесь она получилась какой-то неуловимо другой. Без неё сюрреалистическое погружение определённо не было бы столь глубоким.

После просмотра «Мальчика и птицы» не очень-то заботит вопрос, что хотел сказать автор — куда важнее, как он это сказал. Среди множества интерпретаций я лично склоняюсь к той, что перед нами горячечный сон мальчика. Но мне (возможно впервые!) не обидно от такого поворота, ведь сон этот — пусть и беспокойный, болезненный, но всё же целебный. Иррациональность не обесценивает его, не делает историю менее волшебной, увлекательной и важной. Но точно делает более личной.

«Мальчик и птица»: последняя безумная грёза Хаяо Миядзаки 10

Читайте также

Статьи

Во что поиграть? Настольные игры жаркого июля 2024 6
0
27443
Во что поиграть? Настольные игры жаркого июля 2024

Сбегаем из Нью-Йорка, устраиваем разборки с героями боевиков восьмидесятых и примеряем себя в роли котят-викингов. А что, козлы сами себя не завоюют.

Джеймс Блэйлок «Земля мечты. Последний сребреник». Californication
0
46991
Джеймс Блэйлок «Земля мечты. Последний сребреник». Californication

Взрослые сказки на грани абсурда

Художница Дарья Рашевская: игровы 1
0
124061
Художница Дарья Рашевская: концепт-арты, нежить и вороны

Петербургская художница — о вдохновении от техзаданий, пользя арт-челленджей и влиянии «Малыша и Карлсона» вместе с Doom 2

1
0
189166
Мечтаем об электроовцах вместе с Филипом К. Диком в 134 выпуске «Фантастического подкаста»

Всем прослушавшим гарантируется улучшение понимания реальности на 73%

Читаем книгу: Замиль Ахтар — «Эпоха древних»
0
102691
Читаем книгу: Замиль Ахтар — «Эпоха древних»

Отрывок, в котором император готов осадить пещерный город, а кровавое облако готово осадить императора.

Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать 18
0
145818
Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать

Как магия слов превращается в магию киноэкрана

Какие эксперименты проводят на МКС? Космический огород, спортивные тренировки и тёмная материя 9
0
153867
Какие эксперименты проводят на МКС? Космический огород, спортивные тренировки и тёмная материя

Чем занимаются космонавты, кроме плавания в невесомости

Древнегреческая философия в китайской «гаче»: какой получилась история в Honkai: Star Rail? 12
0
209655
Древнегреческая философия в китайской «гаче»: какой получилась история в Honkai: Star Rail?

Каким получился глобальный сюжет в обновлении 2.0

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: