Комедии, я сказал? Да, это так, его страшные, ужасные, кровавые, дикие фильмы замечательно смешны. И «Заживо погребенные», и «Нападение чудовищных крабов», и даже «Тварь из Моря Призраков» прежде всего — забавны. В эталонном для Кормана фильме «The Terror» (снятом, впрочем, не в 50-х годах, а чуть позже — в 1963) нагромождение ужасов просто невероятно: тут и оживающие статуи, и живые мертвецы, и колдуны, убивающие взглядом, и многое другое. И все это подается зрителю якобы абсолютно всерьез — до самых последних минут фильма, до финальной катастрофы. Замок безумного чародея разрушается прямо в кадре, и каменные глыбы, не очень искусно вырезанные из пенопласта, рушатся на голову совсем юному Джеку Николсену, весело отскакивают от него, чтобы упасть в бурный поток и уплыть вниз по течению...
К этому стоит добавить, что весь этот ужас был снят за три дня, без сценария, в декорациях, оставшихся после съемки относительно дорогого (для Кормана) фильма «Ворон», в котором великолепно сыграли актеры trash movies Винсент Прайс, Борис Карлоф и Питер Лорре (а сценарий — якобы по стихотворению Эдгара По — сочинил уже упоминавшийся Ричард Матесон)!
Другие времена
В промежутке между бездарным Эдом Вудом и почти гениальными Джеком Арнольдом и Роджером Корманом пребывает бесчисленное множество полузабытых жемчужин «мусорной культуры», спродюссированных бесстыжим скупердяем Сэмюэлем Аркоффом. В этой куче неведомых шедевров с упоительно сюрреалистичными названиями вроде «I was a Teenager Alien» («Я был подростком-чужим») и «Terror from the Year 5000» («Ужас из пятитысячного года») есть и хорошее, талантливое мусорное кино, есть и полная чушь, не заслуживающая упоминания даже в справочнике «The Icredible Strange Movies». Фильмы снимались быстро, быстро выходили на экран и так же быстро исчезали в небытии. Копии утрачивались, терялись, смывались — и сегодня мы можем удовлетворить свое любопытство относительно того или иного trash movie только по описанию в рекламной брошюрке или кинокаталоге.
1950-е годы были золотым веком trash movies, но они прошли, их сменили бойкие оптимистичные 60-е, и в 60-х не было места для мусора. Trash movies оттеснялись в киноподполье, в привокзальные театрики с дурной репутацией, а режиссеры интересующего нас субжанра или замолкали, или начинали снимать «нормальное», дорогое кино.
В то же время «мусорные тенденции» возникают по другую сторону Атлантического Океана, в Италии, которая пытается конкурировать с импортным американским кинотоваром, доводя характерные черты американщины до гротеска и создавая настоящие шедевры веселья, наглости и дурного вкуса. Но я не стану останавливаться на мусоре, сделанном в Италии, потому что вклад итальянцев в trash SF невелик.