Какими могли быть «Хранители» Пола Гринграсса

9003
9 минут на чтение
В 2018 году я написал статью, рассказывающую о том, как во второй половине 1980-х – начале 1990-х Голливуд попробовал экранизировать «Хранителей» и об участии в этом деле знаменитого Терри Гиллиама. В итоге из начинания не вышло ничего хорошего.  Устав от бесконечных задержек и переносов, Гиллиам  покинул проект, напоследок заявив, что «Хранители» невозможно поставить в виде полнометражного фильма, а продюсеры переругались между собой.

Но на этом история не закончилась. В самом начале 2000-х, когда режиссёр рекламных роликов Зак Снайдер ещё только-только подумывал о том, чтобы попробовать свои силы в кинематографе, Голливуд предпринял вторую серьёзную попытку экранизировать графический роман Алана Мура. В этом материале я вкратце расскажу, какими могли быть «Хранители» той эпохи и почему они тоже так и остались на бумаге.

Для лучшего понимания контекста и того, в каком направлении двигалась экранизация, советую вначале прочитать оригинальную статью.

Почитайте,это потрясающая история

Какими могли быть «Хранители» от Терри Гиллиама

Кирилл Размыслович

21.06.2018

49148

Сценарии неснятого фильма, который одни называют утраченным шедевром, а другие (особенно Зак Снайдер!) — издевательством над книгой.

Воскрешение проекта

Датированный 2004 годом концепт доктора Манхэттена

Итак, осенью 2001 года уже хорошо знакомый нам продюсер Лоуренс Гордон решил, что пора воскресить экранизацию «Хранителей». В этот раз он заключил соглашение со студией Universal. В качестве сценариста был нанят Дэвид Хейтер. На тот момент его самой известной работой был скрипт «Людей Икс» — фильма, который как сейчас принято считать, возродил жанр кинокомиксов. Продюсеры оптимистично надеялись начать съёмки «Хранителей» уже в первой половине 2002 года. Но Хейтер не выдержал установленных сроков и завершил первый черновик лишь к лету того года.

Подобно своим предшественникам, чтобы уложиться в стандартный двухчасовой хронометраж, Хейтер сконцентрировался на ключевой сюжетной линии графического романа Мура с расследованием Роршахом смерти Комедианта и избавился от его многочисленных подсюжетов и побочных линий, вроде комикса «Легенды чёрной шхуны» и истории первой команды Ополченцев. Впрочем, в отличие от предыдущих сценариев, в его работе, по крайней мере, содержались упоминания о ней (в виде фотографий и нескольких реплик). Также присутствовал Холлис Мейсон и ключевые флэшбеки, связанные с жизнью Комедианта и историей его отношений с Салли Юспешик (в этой версии её почему-то переименовали в Далию).

В целом работа Хейтера основывалась на оригинале Мура и не сильно от него отличалась. Конечно, имелись определённые расхождения, вроде зачем-то добавленного эпизода, где Роршах допрашивал расследовавшего дело Комедианта детектива, потерял контроль над собой и отрезал ему палец. Но по сравнению со взрывающимися Статуями Свободы и товарищами Справедливостями у Терри Гиллиама это уже выглядело сущей мелочью.
Два ключевых отличия версии Хейтера от оригинала заключались в следующем.

1) Время действия перенесли в современность (т.е. в 2004 год). В тексте не упоминались ни Холодная война, ни СССР, ни Никсон. Исчезновение доктора Манхэттена приводило к тому, что нации, которые боялись начинать войны из-за возможного вмешательства синего гиганта, переходили в режим планетарной королевской битвы.

Эта идея, на мой взгляд, получилась откровенно неубедительной. Несмотря на некоторые альтернативные технологии, мир «Хранителей» в версии Хейтера на удивление слабо отличался от нашего в геополитическом плане. А на настоящей Земле, как известно, нет сдерживающего политиков и военных синего сверхчеловека. И при этом, хоть страны и конфликтуют между собой, крупные игроки делают это опосредованно и не демонстрируют склонности к коллективному суициду. Например, Индия и Пакистан, хоть и обладают ядерным оружием, но воздерживаются от его применения при конфликтах.

 
2) В финале Эдриан Вейд (Озимандия) телепортировал огромную линзу к Солнцу и фокусировал его луч на Нью-Йорке, испепеляя все население мегаполиса. После этого он отправлял лидерам всех крупных держав сообщение (от лица доктора Манхэттена), в котором обещал уничтожить все остальные крупные города, если воюющие нации не разоружатся. В дальнейшем Вейд планировал стать своеобразным кукловодом для всей планеты, рассылая из своей антарктической резиденции приказы мировым правительствам.

Манхэттен согласился с логикой Озимандии, испепелил Роршаха и отправился в другую галактику. Дэн Драйберг решил отомстить миллиардеру за все причиненные им смерти. Он украл разработанный Вейдом экзокостюм и вступил с ним в поединок. Несмотря на это технологическое преимущество, Вейд оказался сильнее, он победил Драйберга в схватке и собирался прикончить. Но в «лучших» голливудских традициях буквально за секунду до неминуемой смерти, Дэн кинул бумеранг, который вонзился Озимандии в грудь. После этого Драйберг разослал мировым лидерам строчки из песни Биттлз «And in the end… The love you take Is equal to the love you make» и сообщил умирающему Вейду, что миру придётся как-то выживать без его мудрого руководства. Последняя сцена с дневником Роршаха в редакции New Frontiersman соответствовала графическому роману.
Что ж, повторюсь, версия Хейтера была куда ближе к графическому роману, чем все предшествующие. Тем ироничнее, что её самыми слабыми элементами были те, что отсутствовали в первоисточнике и были добавлены сценаристом: перенос действия в современный мир и убийство Вейда.

В период с 2002 по 2003 год Хейтер написал ещё несколько вариантов сценария. Они не сильно отличались от первой версии. В основном, правки были косметическими — например, Вейд оставил Роршаха и Драйберга замерзать в снегах (героев спасал Манхэттен), и впоследствии Драйберг сразился с ним голыми руками уже без экзоскелета, и все так же убил миллиардера. В одном из интервью Хейтер даже похвалился, что Алан Мур чуть ли не благословил его работу. Оставлю это заявление на его совести.

Однако эта экранизация тоже так и осталась на бумаге. Теперь продюсеры рассорились уже с руководством Universal, и проект снова отправился в свободное плавание. Одно время Лоуренс Гордон собирался ставить фильм с Revolution Studios — но и из этой идеи ничего не вышло.

Затем проект подхватили на Paramount. Первым кандидатом на пост режиссёра стал Майкл Бэй. Остаётся лишь гадать, каким могло выйти в кино в его исполнении, но  Бэй так и не заинтересовался проектом — и это, пожалуй, к лучшему. Затем в Paramount попытались привлечь Даррена Аронофски. Но и тот в конце концов отказался от предложения. Следующим кандидатом стал Пол Гринграсс.

Приход и уход Гринграсса

До тех пор Гринграсс (будущий режиссёр серии про Джейсона Борна) никогда не читал роман Мура. Но, ознакомившись с первоисточником режиссёр всерьёз заинтересовался материалом. Гринграсса привлекла идея снять кино в своём фирменном полудокументальном стиле с многочисленными аллюзиями на темы борьбы с терроризмом и войны в Ираке.

Всем начало казаться, что уж в этот раз «Хранители» точно будут сняты. Гринграсс даже успел начать собирать актёров. Он хотел отдать роль Роршаха Пэдди Консидайну, Лори Юспешик — Хиллари Суонк, Дэна Драйберга — Хоакину Фениксу. Поговаривают, что Том Круз и Джуд Лоу всерьёз хотели сыграть Эдриена Вейда.

Эволюция каста из разных версий «Хранителей»

Со сменой режиссёра проект получил и нового сценариста, Алекса Тсе. Он внёс ряд изменений в скрипт Хейтера. В основном добавленные элементы были направлены на то, чтобы сделать привязку «Хранителей» к современности более убедительной. Так, в новом скрипте появилась сцена, где Манхэттен сорвал нападение арабских террористов. А ещё в тексте несколько раз упоминалось, что синий гигант спас Всемирный торговый центр. В одном из эпизодов дети на улице даже играли в игру «Манхэттен останавливает угнанные смертниками самолёты». Американский президент стал подозрительно похож на Джорджа Буша-младшего. Также имелось несколько эпизодов в Индии, Пакистане и Израиле, где показали, как местные относятся к доктору Манхэттену и как само его существование влияет на весь мир.

Финал в целом соответствовал версии Хейтера. Вейд уничтожил девять ключевых городов на Земле, после чего пустил в эфир фальшивое сообщение от лица доктора Манхэттена. В нем он потребовал, чтобы все страны немедленно разоружились, и пообещал, что будет следить за исполнением этого условия.

После отбытия синего гиганта Драйберг вступил в схватку с Вейдом, чтобы отомстить. При этом он честно признал, что не рассчитывает на победу. Когда Вейд собирался прикончить Драйберга, тот активировал дистанционное управление своим кораблём и направил его прямо на антарктическую резиденцию самого умного человека на Земле (видно, все же недостаточно умного). В результате удара Вейд погиб, Лори и Драйберг выжили и вернулись домой. Могу лишь предположить, что повторявшееся во всех сценариях Хейтера и Тсе убийство Вейда было вставлено туда по требованию продюсеров, боявшихся, что зрители не оценят концовку, если Озимандия осуществит свой бесчеловечный план и уйдёт безнаказанным.

Работа над этой версией продолжалась около года. Был запущен сайт будущего фильма, художники сделали ряд концепт-артов, призванных продемонстрировать его визуальный стиль. Разглядывая их, понимаешь, что кино  явно выглядело бы не так, как лента Снайдера. Говорят, что Терри Гиллиам прочитал сценарий Тсе и вроде как он ему даже понравился.
Но затем на Paramount начались кадровые перестановки. Они привели к очередной заморозке проекта. В результате продюсеры решили снова сменить студию. В этот раз их выбор пал на Warner Bros. Однако в Paramount не очень обрадовались подобному решению и заявили, что с юридической точки зрения права на «Хранителей» всё ещё принадлежат им. В воздухе запахло судебным разбирательством, но в конце концов студиям удалось полюбовно договориться. Они распределили между собой производственные расходы и рынки проката.

И как мы получили версию Снайдера

К этому моменту Пол Гринграсс уже выпал из проекта, отправившись снимать третьего Борна. После внушительного успеха «300 спартанцев» пост режиссёра был предложен Заку Снайдеру. Каким-то непостижимым образом ему удалось уговорить студию вернуться к изначальному сеттингу с Холодной войной, СССР и Никсоном. В Warner Bros. даже согласились на рейтинг R, хотя предыдущие сценарии были явно написаны с расчётом на PG-13. Сценарий поручили все тому же Алексу Тсе. Он воспользовался некоторыми наработками Хейтера, поэтому в титрах фильма они оба указаны в качестве сценаристов.

«Хранители» Зака Снайдера вышли в прокат в марте 2009 года. Фильм собрал достаточно неплохую кассу в первый уик-энд, и многие аналитики поспешили наречь его финансово успешным и отправить поздравления Снайдера. Но уже на второй неделе «Хранители» резко обвалились в американском прокате. В мире же ленту практически не заметили. В итоге она осилила лишь 185 миллионов долларов при производственном бюджете в 130 миллионов.

Можно долго размышлять, почему «Хранители» Снайдера провалились. Может быть, дело в сочетании большого хронометража и взрослого рейтинга. Может, в затронутых лентой щекотливых темах. Ну а может, продюсеры попросту переоценили популярность романа Мура и его реальную фанбазу.
Зато «Хранители» стали редким случаем, когда, несмотря на долгие годы пребывания в производственном аду, итоговый фильм оказался максимально приближен к оригиналу. Как правило, в Голливуде все иначе. Если ранние варианты сценария экранизации ещё похожи на первоисточник, финальный продукт зачастую уже не имеет с ним ничего общего, кроме имён.

В случае с «Хранителями» все произошло ровно наоборот. Каждый последующий сценарий постепенно избавлялся от добавленных авторами сторонних сцен и вводил в действие элементы оригинала. Поэтому, если оценивать ленту с точки зрения верности первоисточнику, то, на мой взгляд, Снайдер выжал максимум возможного из формата одного полнометражного фильма. Ну а хорошо у него получилось или плохо, думаю, каждый может решить для себя сам.

Если вам понравилась статья, поддержите автора материально

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:22дня
Подписатся
Статьи

Кино

«Война рохирримов»: и Рохан явился! Чем хорош, а чем плох эпичный мультфильм по Толкину

Кино

Kingsman: серия комиксов и фильмов супершпионской фантастики
Оксфорды, а не броги!

Кино

«Злая: Сказка о ведьме Запада». Что делать, если ты зелёная? Петь!
Отличный мюзикл о проблемах злых ведьм с альтернативным цветом кожи

Кино

Что такое «умный хоррор»? Расцвет возвышенных ужасов в 2010-е
Новый взгляд на старые страхи

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 онлайн и за рубежом? Толкин, готика и клюква
Месяц мультфильмов, мультяшек и зубастых хищников.

Кино

«Моана 2»: «А помните, как было круто?», спрашивает Disney
Очень красивый задел под неснятый сериал.

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 в кино? В России — смотрим русские
А также пару необычных фильмов от Земекиса и Робби Уильямса

Кино

«Приключения Паддингтона 3»: как медвежонок становится Индианой Джонсом
Теперь с Бандерасом и в Перу!

Кино

«Чужой: Воскрешение»: секс с ксеноморфом от создателя «Амели»
Самый безумный фильм про Чужого.

Кино

«Дорога»: самый мрачный и реалистичный постапокалипсис, дающий надежду
Ровно 15 лет назад вышел самый реалистичный фильм про конец света.
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:22дня
Подписатся