Вампир из поверий средневековых славян — это чудовище. Оживший мертвец, который по ночам вылезает из могилы и пьёт кровь. От современного зомби он отличается главным образом тем, что его совершенно не интересуют мозги. Про такого неинтересно снимать кино.
Другое дело — маньяк, превративший убийство в искусство, одинокий демон ночи, полный тёмных желаний. Мрачный байронический антигерой, который вызывает у публики не только страх, но и восхищение, и даже некоторую симпатию. Так мы представляем себе вампира сегодня.
Меньше чем за два века в нём не осталось ничего от ходячего трупа с деревенского кладбища, и виноваты в этом, конечно же, книги и кино. Причём кино — даже в большей степени. Если взглянуть на столетнюю историю вампирского кинематографа, можно проследить, как лысый уродец эволюционирует в утончённого аристократа.
Прелюдия
Однажды Брэм Стокер, создатель графа Дракулы, умер. Если бы дело происходило в мэшап-романе, то он наверняка превратился бы в вампира, но ничего такого не случилось. Зато несколько лет спустя режиссёр Фридрих Мурнау загорелся идеей снять экранизацию романа о Дракуле. К несчастью, вдова писателя, Флоренс Стокер, отказалась продать кинокомпании права. Если бы дело происходило в унылой европейской драме, Мурнау выпил бы стакан виски с горя и сделал себе имя на чём-нибудь другом. Но шестерёнки уже закрутились, режиссёр был слишком увлечён сюжетом, чтобы просто так отступиться от него. Он решил, что раз не выходит по-честному, историю можно просто украсть.
Создатели слегка перекроили исходный текст: изменили имена персонажей, перенесли действие из Англии в Германию и поменяли заголовок. Так фильм стал называться «Носферату: симфония ужаса», граф Дракула превратился в графа Орлока, Харкеры стали Хаттерами, причём Мина Харкер превратилась в Элен.
Риск погореть на откровенном плагиате был велик, и если бы дело происходило в мелодраме, то Флоренс Стокер увидела бы получившийся шедевр, прослезилась и всё всем простила бы. Но она не оценила шутку, подала на компанию в суд и почти убила один из лучших фильмов в истории кинематографа. Весь тираж «Носферату» по решению суда действительно был уничтожен. Если бы это случилось в голливудском фильме, то пара копий непременно уцелела бы. Дело происходило не в фильме, но так и вышло — «Носферату: симфония ужаса» всё-таки дошёл до нас. Графа Орлока можно считать дедушкой всех современных киновампиров.