Наконец, в традициях Спилберга (хотя и без его технической виртуозности) поставлены экшен-сцены. Искомый приз переходит из рук в руки, а на поле боя царит весёлый хаос. Не успел Индиана приготовиться к смерти в петле, как вдруг в комнату падает авиабомба, пробивает пол и ме-е-едленно сползает вместе с ковром в дыру, ежесекундно рискуя взорваться. Позднее, уже на улицах Танжера, герои преследуют злодея, но тут неожиданно появляется любвеобильный гангстер с ятаганом наперевес.
Судьба постоянно тасует расклад сил, словно играя с персонажами, — и это не комедийный гэг, а сама суть франшизы. «Утраченный ковчег» часто критикуют: дескать, протагонист ничего не меняет, и без его участия развязка осталась бы прежней. Очевидная драматургическая ошибка! Однако так же устроен сценарий и в «Крестовом походе», и в «Хрустальном черепе», и в «Колесе судьбы».
«Индиана, мы лишь проходим сквозь историю», — заявляет Беллок в первом фильме. Джордж Лукас, известный адепт буддизма, открытым текстом говорит: течение времени (как и воля Великой Силы) предопределено. Ему можно и нужно помогать, а сопротивление бесполезно. Что, разумеется, не останавливает людей, которые из гордости или от отчаяния пытаются изменить судьбу. Неслучайно каждый фильм про Индиану Джонса завершается испытанием: устоят ли герои перед соблазном узнать, сделать или рассказать больше, чем дозволено простым смертным?
И в «Колесе судьбы» Инди это испытание… проваливает!