После сделки Fox и Disney стало ясно, что «Люди Икс: Тёмный Феникс» станет последним фильмом франшизы (не считая зависшего спин-оффа «Новые мутанты») перед тем, как мутанты вольются в киновселенную Marvel. Постоянный сценарист серии Саймон Кинберг, сменивший в режиссёрском кресле утратившего доверие Брайана Сингера, словно предвидел это и положил в основу картины «
Сагу о Тёмном Фениксе», один из самых известных комиксных сюжетов. В оригинале эта история, полная драмы и неожиданных поворотов, затронула половину галактики и на долгие годы определила дальнейшее развитие «Людей Икс».
Fox уже пыталась экранизировать «Сагу», но фильм «Люди Икс: Последняя битва» нельзя назвать адекватной адаптацией — он позаимствовал из комикса лишь пару сюжетных ходов. Кинберг, который был одним из сценаристов «Последней битвы», долгие годы надеялся загладить свои грехи. И всё же, когда такая возможность наконец выпала, он снова не справился.
«Тёмный Феникс» бережнее обходится с первоисточником и следует если не букве, то духу комикса. Но огромный потенциал «Саги» снова не использован даже наполовину. Сюжет получился скомканным. Трагедия Джин Грей не трогает зрителей, ведь они ещё не успели проникнуться симпатией к этой версии Джин. Остальные персонажи получают ещё меньше внимания, мотивы злодейки не раскрыты до конца. А привычной для предыдущих фильмов теме конфликта между людьми и мутантами здесь и вовсе не нашлось места.
Больше всего разочаровывает, как обошлись с Мистик, которая оставалась со зрителем со времён «Первого класса» и в этом варианте хронологии сделала для мутантов гораздо больше Джин. Её мимоходом вычеркнули из повествования, и остальные сразу о ней забыли. Когда в финале школу одарённых детей переименовали в честь Джин, это и вовсе кажется насмешкой над памятью Мистик.