Редкий фильм или сериал может всерьёз напугать. Страх больше всего зависит не от неожиданности или кровавости сцены, а от самого зрителя. Для многих никакой скример из «Заклятия» не сравнится с зайцем-роботом из «Ну, погоди!», пугавшим в детстве до икоты. Или чем-то другим, что страшно лично для вас.

На дворе Хэллоуин, а значит — снова время бояться! По такому случаю мы спросили у наших авторов, какие фильмы и сцены вызывали у них настоящий страх.

Смотрите также

Фильмы на Хэллоуин: топ-10

Александр Гагинский

30.10.2016

161889

Смешные ужастики, тёмные сказки и другие фильмы, передающие дух праздника.

Дмитрий Шепелёв
«Матрица» (1999)

В детстве я был знаком с ужастиками не понаслышке. У деда была огромная коллекция VHS, и он не особо-то заморачивался, что разрешать мне смотреть, а что лучше убрать на дальнюю полку. «Да ладно, пусть психика закаляется», — говорил он. Так что первый «Кошмар на улице Вязов» я увидел лет в пять, затем были «Чужой», «Чужие», «Хищник», четыре части «Лепрекона» — и всё как с гуся вода. Дедуля во многом оказался прав — киношные монстры пугали меня исключительно понарошку.
А вот творение братьев Вачовски в шесть лет нагнало жути не на шутку. Первую «Матрицу» тогда не все взрослые-то в России поняли, что уж говорить обо мне-дошколёнке. Хотя без ложной скромности скажу, что общую сюжетную канву я уловил без проблем. Но не мрачное будущее и не кровь меня довели до слёз (хотя, может, я тогда и не плакал, но хотелось точно), а общая сюрреалистичность искусственной реальности. Ощущение сна, из которого не вырваться.

Эмоциональным пиком стала сцена допроса Нео агентом Смитом. «Я знаю свои права. Дайте мне позвонить. — Скажите, мистер Андерсон, зачем вам кому-то звонить, если вы не можете говорить?» В этот момент у Киану Ривза слипаются губы и исчезает рот. Он бьётся в истерике, и я, сидя у экрана телевизора, прекрасно его понимаю. А потом Нео хватают агенты и выпускают на него отвратительную каракатицу-жучка, которая забирается ему в пупок (фууууу!). Помню, что при повторных просмотрах я почти всегда проматывал эту сцену — такой неизгладимый след она оставила в моей психике.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Александр Стрепетилов
«Муха» (1986)

Это был второй или третий класс. Я дни напролёт проводил дома, потому что сломал ногу и не мог нормально ходить в школу. Порой мы с отцом засиживались допоздна, смотря какие-то фильмы, — всё равно на следующий день можно было поспать.

В один из поздних вечеров папа как-то включил фильм Кроненберга «Муха» (ужасы 1986 года). Кажется, это случилось после того, как по телевизору показали спецвыпуск «Симпсонов», в котором спародировали это кино.

К середине фильма папа заснул, а я всё смотрел и смотрел. Сам фильм не слишком пугал, но запомнились отдельные жуткие сцены вроде отковыривания ногтей. А самое страшное впечатление произвела последняя сцена, когда, казалось бы, бояться уже было нечего. Из какого-то прохода вылезало настоящее чудовище и пошло прямо на камеру, утробно завывая и медленно-медленно передвигаясь.

Кажется, вот та самая сцена. Сейчас выглядит довольно нелепо, но была ночь, вокруг темно, все спали, а я не мог даже нормально встать из-за гипса на ноге. Кое-как уполз в спальню.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Юлий Ким младший
«Терминатор 2. Судный день» (1991)

Самые страшные сцены для меня — это те, на которых я просто выключал фильм. Второго «Терминатора» я, конечно, досмотрел на следующий день, но такого наплыва впечатлений и напряжения четырехлетний мальчик за один заход вместить в себя не смог. Триггером послужила сцена, где Т-1000 «втекает» в вертолет через лобовое стекло. Неумолимость и неостановимость этого персонажа настолько меня ужасала, что я затребовал у родителей перерыв на восстановление нервов.

А следующие два фильма остаются недосмотренными до сих пор.

«Оно» (1990)

В детстве я, не моргнув глазом, посмотрел весь цикл «Кошмаров на улице Вязов». Помню, расправы Крюгера над детьми казались мне необычными и художественно интересными, но не страшными. Тем удивительнее, что я не выдержал фильма «Оно». С самого начала я чувствовал себя крайне неуютно и мало что помню, кроме классической сцены со сливным люком и корабликом. Но выключить телевизор меня заставил момент, когда в фотоальбоме из-под фотографии пропавшего мальчика стала течь кровь. Это было неожиданно и жутко.

«Зловещие мертвецы» (1981)

Трилогию Сэма Рэйми я смотрел в обратном порядке. Тем страннее мне было слышать мнения, что уже первая часть с юмором и новаторством подошла к жанру. Сначала я на повторе смотрел третью часть — откровенную пародийную комедию в духе Цукер-Цукер-Абрахамс («Голый пистолет», «Горячие головы»). Потом пару раз оценил вторую, которая для меня была на грани — половина моментов стремная, половина смешная, да и то со спорным юмором (во взрослом состоянии я научился любить этот фильм больше, чем третий).

А первая показалась нам с другом абсолютно серьезной и ужасающе страшной. Мы дергались весь фильм, дотерпели почти до конца, но, когда девушка заговорила из подвала, наши нервы не выдержали. Пересматривать фильм я больше не пытался. Зато недавно словил невероятный кайф от ремейка.

Дарья Беленкова
«Маленький магазинчик ужасов» (1986), «Оно» (1990), 

В нежном возрасте я ужасно переживала, когда Чудовище в мультфильме «Красавица и чудовище» грызли волки в лесу. Закрывала лицо подушкой каждый раз при просмотре, а пересматривала я этот мультик десятки раз.
Но настоящий кошмар пришёл ко мне, когда я в младшей школе посмотрела с родителями (зачем мне разрешили?...) хоррор-мюзикл «Маленький магазинчик ужасов». Рассудительный, властный и даже в какой-то мере обаятельный разумный цветок, который вынуждал хозяина скармливать ему людей, напугал меня в десять раз больше, чем если бы он просто рычал, пускал слюни и откусывал всем подряд ноги. Потом, уже в университете, тёмной холодной зимой, я посмотрела в пустом ночном общежитии «Оно». С тех пор очень не люблю сливные отверстия.

«Будет ласковый дождь» (1984)

А САМЫЙ леденящий душу ужас, пробирающий до костей, я до сих пор испытываю от советского мультфильма по мотивам рассказа Рэя Брэдбери «Будет ласковый дождь». Не знаю, из каких глубин ада аниматоры достали эту палитру и визуальные решения, но я лучше устрою себе марафон «Пилы», чем пересмотрю эту короткометражку.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Игорь Хованский
«Зубастики» (1986)

Бояться темных углов — естественно. Инстинкт самосохранения! Все дети знают, что высовываться из-под одеяла ночью нельзя. А вдруг ты сунешь руку под кровать и останешься без пальцев?! На этом первобытном страхе сыграли создатели «Зубастиков», показав одновременно и милых, и отвратительных тварей. Самое пугающее в фильме — ощущение незнания, когда и откуда придет опасность. На тебя могут напасть в кладовке, на кухне, в спальне... Что это там? Крыса?! Сжечь все!

«Особое мнение» (2002)

Когда я шел на «Особое мнение» в кино, у меня уже было сложившееся мнение о Стивене Спилберге как об оптимисте и гуманисте. Однако фильм моментально поразил меня тем, насколько неуютным было показано вроде бы безопасное будущее. Я представлял себя на месте героя Тома Круза, который постоянно видит сцены еще не совершенных убийств, и... мне не хотелось быть на этом месте. Сильнее всего страх охватывал в сцене, когда провидица Агата видела сцену утопления своей матери... На материале Филипа Дика Спилберг снял одну из самых живых антиутопий. Плотоядные монстры и роботы-убийцы — это, конечно, страшно. Но самым опасным зверем остается человек.

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)

Ни спецэффектов, ни скримеров. Ледяной ужас при полном эффекте присутствия. Комбинация пары извечных страхов — потеряться в лесу и оказаться во власти неведомой зловещей силы. Один из самых известных фильмов в стиле «найденной пленки» сегодня, может, смотрится не так выигрышно на фоне последовавших «Монстро» и «Паранормальных явлений», но жути в свое время он на меня нагнал предостаточно. Особенно финал. Проклятый дом. Что же там сидело?

Елена Кушнир
«Сайлент Хилл» (2006)

В 2006 году я ничего не знала об одноименной игре, но фильм заинтересовал меня еще на стадии рекламной кампании. С огромного плаката, висящего на кинотеатре, мимо которого я каждый день проходила, пристально смотрела серьезная большеглазая девочка, у которой не было рта. И, конечно, было ужасно интересно узнать, что она хочет сказать. Без рта-то.

В кино я ходила со спутником, который был фанатом «Сайлент-Хилла» и комментировал происходящее на экране со снисходительностью пуриста: «Все не то. Все не так. Хвост должен быть не в полосочку, а в крапинку». Но я едва его слышала — цепенея от ужаса, вжималась в кресло и даже отворачивалась от экрана. Рядом сидела девушка, которой тоже было страшно, и я предложила, как в мультфильме «Котенок по имени Гав»:

— Давай бояться вместе.

Начали бояться вместе — стало намного веселее. Всегда бойтесь вместе.

Через пару лет, узнав о психологических глубинах «Сайлент-Хилла», я уже наслаждалась при просмотре его страшной красотой. Сквозь призму психологии фильм и сама вселенная «Сайлент-Хилла» оказались не столько пугающими, сколько очень интересными.

«Халиф-аист» (1981)

Но ничто не сравнится с детскими впечатлениями, полученными в свое время от просмотра мультфильма «Халиф-аист». Эти двадцать минут сюрреалистического кошмара я до сих пор не решаюсь пересматривать. Кто смотрел в детстве, тот знает, что это за волшебное слово — «Мутабор». Какие там Тихие Холмы...

Борис Невский
«Зловещие мертвецы» 1-2 (1981, 1987)

Это было где-то в начале девяностых. В новогоднюю ночь ко мне домой притащился кузен и принёс несколько видеокассет, которые одолжил у кого-то из приятелей. Там были две первые части «Зловещих мертвецов» и еще какая-то мистическая фигня, чьё название в памяти не сохранилось — помню только, что там сектанты вызвали демона и он их на протяжении всего фильма рвал на куски.

Я никогда не любил ужастики, но после той новогодней ночи, испорченной вдрызг, я их возненавидел. За окном — легкий снежок, в квартире ёлка и новогодний стол, а по телеку — кровавый, мать его, ужас. Я не мог «потерять лицо» перед своим кузеном — тем ещё спесивым козлом, кстати. Потому сидел и смотрел это месилово, хотя меня буквально выворачивало. Знаю, знаю — фильмы Сэма Рэйми считаются «юмором». Но первая часть реально жуткая, потому более пародийная вторая картина после первой мне как-то не казалась особенно смешной. В общем, этот хоррор-марафон изрядно попортил мне нервы.

Так что с тех пор я ужастики не смотрю — вообще. И даже если «Оно» соберёт в прокате хоть триллион — дудки!

Владислав Чирин
«Мурашки» (1995–1998)

В детстве мне нравились мультики на Fox Kids больше, чем фильмы, тем более фильмы ужасов. Ужастики не очень меня пугали, просто их было скучно смотреть, если в кадре не появлялся динозавр или анаконда.

«Мурашки» на Fox Kids рвали мне шаблон сразу по двум причинам. Во-первых, в мой досуг между «Человеком-пауком» и «Тотали Спайс» врывались живые актеры.

Во-вторых, было в историях этого сериала что-то очень неуютное. С детьми плюс-минус моего возраста случалась всякая чертовщина, и взрослые не обращали на это внимания. Я плохо помню конкретные сюжеты, но помню недоумение из-за странной стилистики шоу — и чувство изоляции из-за того, что происходящее никому не казалось страшным. Это была как будто моя персональная «свечная бухта» из одноименной крипипасты — еще и потому, что обсудить увиденное было не с кем: никто, кроме меня, это шоу не смотрел.

Последним пугающим штрихом были концовки, в которых далеко не всегда всё возвращалось в норму. Было не по себе от чувства, что эти дети так и не выбрались из своего кошмара. Поэтому, кстати, меня пугали еще и хэллоуиновские спецвыпуски Симпсонов, от которых в детстве реально веяло чем-то зловещим.

«Челюсти» (1975)

Не было такого, что я стал бояться воды, да и акула мне казалось скорее крутой, чем страшной. Но образы из этого фильма (не уверен, какую часть я смотрел первой) крепко въелись мне в память. Желтые комбинезоны ассоциируются у меня с кровью и расчлененкой совсем не из-за «Оно», а из-за открывающей сцены одного из фильмов серии «Челюсти». Еще я много лет был уверен, что акулы — абсолютно беспощадные больные ублюдки. Но сейчас я отношусь к ним гораздо толерантнее и не поддаюсь на провокации киноделов.

«Байки из склепа» (1989–1996)

Помню кассету родителей с этим разложившимся, ехидно скалящимся скелетом-зомби на потертой обложке. Он пугал меня до кошмарных снов, и я просил маму убрать кассету туда, где я ее никогда не найду.

Я так и не посмотрел ни одной серии.

Алексей Мальский
«Малхолланд Драйв» (2002)

Линч попался мне в руки где-то в старших классах — не то чтоб совсем в неподходящем возрасте, но рановато. Кассету я смотрел глубокой ночью, на старом телевизоре с пропадающим красным каналом, и впечатление получилось что надо — как от сумбурного и абсолютно непонятного трипа. Впрочем, подозреваю, что возраст и телевизор здесь особой роли не играли: всё-таки Линч остаётся Линчем. Несложно проникнуться его фильмами — но легко ли их понять?

Зато в «Малхолланд Драйв» была просто эталонная жуткая сцена, которая напугала меня так, что досматривал я её чуть ли не сквозь пальцы. Это момент, когда камера медленно движется вдоль стены, приоткрывая задворки переулка-тупика. По сюжету первые несколько раз в этом переулке пусто, но героиня отчего-то всё равно испытывает перед ним дикий страх. А вот в кульминации наконец-то показывают, кто там таится... и атмосфера нагнана так мастерски, что видеть этого «кого-то» не хочется ни в коем случае! Хоть на паузу ставь. Всё-таки правы классики хоррора: страшнее всего тот монстр, которого ты не видишь.

Кирилл Размыслович
Терминатор (1984)

Начало девяностых было поистине уникальным временем, когда плохих фильмов просто не существовало. Все, что мы смотрели на кассетах, по умолчанию считалось отличным кино. Неважно, шла ли речь о «Американском ниндзя» или «Молчании ягнят». Конечно, среди этой массы были и картины, которые казались весьма пугающими. Большинство из них сейчас сложно смотреть без смеха. Есть и парочка, что до сих пор держит марку. Но один образ оказал на меня поистине неизгладимое впечатление. Концовка первого «Терминатора».
Этот фильм сейчас справедливо называют классикой НФ-боевика. Но нельзя забывать, что картина переняла многое и от хорроров. Терминатор действительно пугал: своей мощью, несокрушимостью и полным отсутствием в его образе чего-либо человеческого. Апофеозом этого был финал. Бензовоз взрывается. Горящая фигура выходит из кабины и, наконец, падает. Кайл и Сара обнимаются на фоне пылающих обломков. Все кончено. Вопреки всему, герои победили несокрушимую машину. Это практически идеальный финальный кадр. Серьезно, даже в сценарии Кэмерона сцена описывается подобными словами.

Вот только несколько секунд спустя мы узнаем, что кошмар продолжается. Металлическая фигура, окончательно сбросившая остатки человеческой маскировки, восстает из пепла. Это же Терминатор — как же самонадеянно было считать, что какой-то жалкий взрыв сможет его остановить! Робот должен убить Сару Коннор, и он будет продолжать выполнять задачу, невзирая ни на что. Так что все самое страшное было еще впереди. А затем следовал ироничный твист, когда мы понимали, что все показанные события будут бесконечно повторяться вновь и вновь — и герои никогда не смогут разомкнуть эту цепь. Возможно, осознание этого пугало даже больше всех экранных смертей и разрушений. Так что в детстве я частенько выключал «Терминатора» на финале, представляя, что Терминатор был уничтожен вместе с бензовозом и у героев все сложилось хорошо.

Дарья Буданова
«Сонная лощина» (2000)

К ужастикам меня приучил дядя: вместе мы посмотрели «Кладбище домашних животных», «От заката до рассвета», «Сияние» и все фильмы про кровожадного Чаки и его невесту. Так что где-то к семи годам у меня уже был иммунитет к оторванным конечностям, монстрам, без разбору пожирающих всё на своем пути, и вампирам, низшим и высшим.

Но как-то раз мамина знакомая в канун Рождества посоветовала посмотреть «Сонную лощину», «мрачную, но безобидную сказку с Джонни Деппом». Хотя поначалу всё шло спокойно, с появлением на экране всадника без головы в исполнении Кристофера Уокена для меня начался настоящий кошмар. Хоть он и сам по себе не больно приятный тип, больше всего напугала сцена его казни: после того, как правосудие свершилось, на весь экран показали его лицо с неестественно ярко-голубыми глазами и острыми клыками, которые он сам когда-то заточил. Помню, после этой сцены его бледная физиономия целую неделю смотрела на меня каждый раз, как только я закрывала глаза.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)

А лет десять назад мне попался триллер «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», который был опубликован на диске к «Миру фантастики» (спасибо, любимая редакция!:)). Хотя фильм был снят чуть ли не на любительскую камеру, а особой мерзости там не показывали, чувство тревожности, зародившееся в самом начале, к середине разбухло до сковывающего, панического страха перед неизвестным. Да и как тут не испугаться, когда в лесу один за другим бесследно пропадают друзья.

И страшно до сих пор — ведь мы так и не узнали, куда они делись и что на самом деле случилось в том заброшенном доме. А вдруг они сами напугали себя до смерти, вообразив за конструкциями из веток жутковатую мистическую историю? Куда только не заводит воображение...

А какие сцены напугали лично вас?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё