Kingdom Come: Deliverance (2018). Фантастический немагический реализм Это самая настоящая фантастика! Просто космос! Но не в плане сюжета и сеттинга, а именно благодаря механике, вниманию к мелочам и подаче истории. Кто бы что ни говорил, а Даниэль Вавра — гениальный разработчик, достойный стоять в одном ряду с небезызвестным Хидэо Кодзимой. И вот команда Вавры, подарившая нам Mafia: The City of Lost Heaven и Mafia II, выпустила новый шедевр.
Время действия — 1403 год, королевство Богемия. По сюжету мы будем играть за Индрижиха — сына кузнеца из Скалицы. На Скалицу напала армия короля Венгрии и хорватских земель Сигизмунда: половецкие наемники убили родителей главного героя, а сам город сожгли. Индрижиху удалось спастись, и теперь он должен не только отомстить своим обидчикам, но и вернуть меч своего отца, отнятый у него одной коварной шайкой разбойников.
Первое, на что обращаешь внимание, — это титаническая работа, которую проделали разработчики Warhorse Studios, создавая этот жестокий мир чешских земель начала XV века. Богатое обилие типажей людей самых разных сословий, начиная с простых крестьян, углежогов и охотников и заканчивая панами и воеводами, аутентичная одежда, уникальная манера речи и диалоги, свойственные людям того времени; все города существовали в реальности, а многие сохранились и по сей день, причём многие объекты, как то некоторые замки или церкви, воссозданы с фотографической точностью. Колорит сочится буквально отовсюду — даже карта мира снабжена картинами и гравюрами. К тому же в игре есть энциклопедия, подробно освещающая различные аспекты средневековой жизни и истории. Если здесь и есть недочёты, то распознать их сможет разве что самый дотошный историк-медиевист. Но уверен, что даже он закроет на них глаза.
Не забудем и о природных красотах: густых лесах, богатых животным миром (хотя и не настолько, как в серии игр Red Dead Redemption от Rockstar), полях, реках, озёрах и водоёмах.
KCD раскачивается медленно и неспешно. Несмотря на столь богатый событиями пролог, разработчики дают игроку время освоиться с интерфейсом и всеми механиками игры. Поэтому не стоит удивляться заданиям типа «Сходи на рынок и купи гвоздей» или «Поговори со Збышеком насчёт долга». Нас никто никто не бросает сразу в полымя. Некоторых игроков такой подход может оттолкнуть, но потерпите немного — игра потом разгонится так, что мало не покажется. Сначала она плотно ведёт нас за главным сюжетом, но потом предоставляет игроку всё больше и больше свободы. Сам же сюжет подаётся интересно, местами даже кинематографично, и нисколько не проседает. Однако переписать ход истории не получится, поскольку игра чётко следует всем фактом, упомянутым в разных исторических источниках.
Количество второстепенных заданий растёт как на дрожжах, и вот уже не знаешь, за что хвататься. Игра предоставляет полную свободу в выборе занятий: хочешь — вступай в городскую стражу и получай жалование, хочешь — добывай гроши охотой и рыболовством; хочешь — участвуй в состязаниях стрелков; хочешь — выполняй поручения местной феодальной знати, и в твоём кармане всегда будут гроши; а если ты хорошо владеешь мечом, то можешь попытать счастья на рыцарском турнире (в одном из DLC). Ну и конечно же, никто не отменял возможность заработка способами, недостойными честного христианина, как воровство и грабёж.
Главное достоинство KCD — это реализм, причём практически во всём. Индржих хороший парень но ещё юный, и мало что умеющий. Ему нужно многое осваивать с самых азов.
Начнём с того, что Индржиху нужно не забывать о своих физических потребностях, таких как пища или сон. И да, никто не отменял гигиену — мало кому понравится разговор с человеком, который давно не мылся. Одежда имеет свойство изнашиваться — значит, нужно искать портного, чтобы он смог её заштопать или зашить. А может быть, имеет смысл купить новую?
Оружие и доспехи тоже нужно поддерживать в боевом состоянии — от тупого клинка в бою пользы никакой. Так что обращай внимание, где находятся точильные камни.
Считаешь, что искусно владеешь мечом или булавой? Ха, да ты их держишь в руках первый раз в жизни! Отправляйся-ка на ристалище и тренируйся, пока не сотрешь все мозоли на руках в кровь. Разучивай самые разнообразные удары различными видами оружия. И будь готов, что пихать тебе на первых порах будут ой как часто! Будет больно, но а чего ты хотел — мир суров. Но помни — вода точит камень: с каждой тренировкой твоё мастерство будет повышаться, и со временем не поздоровится тому половцу или разбойнику, который решит перейти тебе дорогу.
Хочешь научиться стрелять из лука? Отправляйся на стрельбище и оттачивай свой прицел.
Я вижу, ты нашёл карту с сокровищами. Молодец, спору нет. А читать-то ты умеешь? Скажи мне на милость, откуда простому сыну кузнеца знать грамоту в средневековой Чехии? То-то же. Но есть тут один бывший церковный писарь, который может тебя научить читать, да вот только живёт он в Ужице, а до неё из Ратае — два дня пути. Путь не близкий. Есть ли у тебя конь? Дорога проходит через леса, в которых не только волки, но и разбойники и прочий лихой люд. А есть ли у тебя еда на дорогу? Хорошо, можешь пособирать в лесу грибов. А что насчёт ночлега? Дружок, есть ли у тебя гроши на твоё путешествие? То-то же. Гроши нужны на всё: на пропитание, на гигиену, на уход за оружием, на подарки одной бесподобной пани...
И так во всём. Нужно учитывать много мелочей. Но такой подход работает — ты погружаешься в игру с головой.
О KCD можно рассказывать очень долго. Это не просто игра, а целая жизнь, способная погрузить вас в средневековую Чехию с головой. Единственный недостаток KCD — высокие системные требования: не всякое железо её потянет. Если же такой проблемы нет, то дайте игре шанс, и она вас не разочарует. Вас ждёт много удивительных приключений.
Вавра — тоже гений!