Обзор настолки «Маскарад сказок»

7996
6 минут на чтение
Ещё до выхода настолка «Маскарад сказок» вызвала множество дискуссий — в основном из-за нетрадиционных образов героев из старых добрых (и не очень) сказок. На тематических сайтах нередко можно встретить фразы вроде «Я не буду в это играть, там Красная Шапочка чёрная!». И зря. Ведь за оформлением скрывается простой, но очень увлекательный игровой процесс.

Тип игры: карточная, со скрытыми ролями

Авторы: Тим Айснер, Бен Айснер, Джеймс Хадсон

Художник: Мистер Каддингтон

Издатель в России: Hobby World, 2020

Количество игроков: 2–5 (оптимально 4−5)

Возраст игроков: от 8 лет

Время игры: 20−40 минут

Похоже на:

«Лес сказок» (2017)

«Бэнг!» (2002)


В «Маскараде сказок» издательство Druid City Games возвращает нас в волшебный мир сказок нашего детства, знакомый по их предыдущему проекту, «Лесу сказок». Хотя в оригинале эти игры называются The Grimm Forest и The Grimm Masquerade, сеттинг не ограничивается элементами из творчества двух немецких сказочников. На картах мы видим персонажей из историй Шарля Перро и Ганса Христиана Андерсена, а также из популярных европейских народных сказок. Даже Аладдин с джинном и волшебной лампой заглянули на огонёк.

Однако то, что сказки за основу взяты по большей части европейские, стало косвенной причиной неоднозначной реакции на игру. Не все оказались готовы к темнокожей Спящей Красавице и азиатской Белоснежке. И хотя «Дисней», «Нетфликс» и другие теле- и кинокомпании идут по тому же пути, демонстрируя расовое разнообразие везде, где можно, выход «Маскарада сказок» показал, что в настольной среде такая практика вызывает бурю дискуссий. И на «Кикстартере», и на BGG, и на русскоязычных форумах в первую очередь обсуждаются иллюстрации. А ведь в целом оформление обеих игр просто прекрасное. Но что ещё важнее — его дополняет увлекательный и оригинальный игровой процесс.

«Маскарад сказок» — это быстрая карточная игра со скрытыми ролями. По сюжету Чудовище устроило в своём замке карнавал, на который приглашены Спящая Красавица, Злая Королева, Красная Шапочка, Страшный Серый Волк, Гензель, Золушка и Румпельштильцхен (гендерное равновесие тоже соблюдено, хотя видовое — не совсем). Карты с этими восемью героями перемешиваются и раздаются в начале каждого раунда случайным образом. Теперь хозяин замка устраивает игру — надо определить, кто скрывается под масками, и остаться последним неопознанным. По итогам трёх раундов определится победитель.
В игре ещё есть колода волшебных предметов — их, как и персонажей, всего восемь. Каждый предмет для одного героя может быть талисманом (собрав три таких, он победит в раунде), а для другого — проклятьем (взяв два таких, он раскроет свою карту персонажа, и на этом раунд для него почти что закончится). Гензель не против собирать «котлы», но сторонится «угощений» после инцидента с пряничным домиком. Красной Шапочке «угощения» нравятся, а вот подозрительный маскировочный «костюм» — не очень. Угадайте, кто победит, если наберёт «костюмов» побольше? Правильно, Страшный Серый Волк. Только не сажайте его в котёл!
Именно на манипуляциях с предметами и строится игровой процесс. В свой ход каждый игрок по очереди берёт из колоды предметов две карты. Одну из них надо оставить себе, а вторую — передать кому-то из других гостей. Эти карты лежат перед игроками на столе лицом вверх, а сбор пар или троек обязывает игрока открыть о себе правдивую информацию. Вам сунули второй «котёл», но вы не Страшный Серый Волк — честно и громко объявляете об этом и кладёте фишку подсказки своего цвета на портрет Волка, чтобы другие игроки о признании не забыли. Получили третий «котёл», но вы не Гензель — объявляете и кладёте фишку на его портрет. Так, методом исключения, надо догадаться, какому игроку какой персонаж достался.
В каждом раунде можно не только выкладывать предметы, но и совершать особые действия, скинув два одинаковых предмета. Всегда доступно действие «Маску прочь!» — попытка угадать персонажа любого игрока. Если попытка провалилась, оппонент объявляет об этом, кладёт фишку подсказки на поле и берёт один жетон розы, которыми ведётся счёт победным очкам. Если же предположение правдиво, две «розы» получает угадавший, а снявший маску игрок берёт все предметы со стола в руку. Ему уже не победить в этом раунде, но он не вылетает окончательно — в свой ход он способен подкидывать предметы другим игрокам, таким образом выбивать их из игры в текущем раунде и получать «розы». Два других доступных игрокам действия меняются каждый раунд: можно подсмотреть пару карт неприглашённых гостей, обменяться предметами или пустить их по кругу и даже приказать конкретным соперникам выложить подсказки на портреты персонажей, которыми они точно не являются.
Победителем раунда объявляется тот игрок, что собрал три предмета-талисмана или последним остался неузнанным. Он получит жетон, который в первом раунде стоит одну «розу», во втором — три «розы», а в третьем — пять «роз».

Три — оптимальное число раундов для «Маскарада сказок». После прочтения правил игра может показаться очень простой и бесхитростной, однако на практике, после первой пары раундов, вы начнёте понимать, что она гораздо глубже. Рискну предположить, как поначалу будут развиваться многие партии:

Раунд первый. Все начинают подкидывать друг другу парные предметы, чтобы проверить, не проклятье ли это для оппонента. Ведь кажется, что стремиться получать новую информацию — хорошая стратегия. Вы подкидываете соседу вторую «туфельку», и тот честно признаётся, что он не Чудовище. В свой ход сосед вытаскивает из колоды третью «туфельку» и мгновенно побеждает, ведь он был Золушкой. Вот такой коротенький получается раунд. Все осознают, что снабжать других парными предметами — не лучшая идея.

Раунд второй. Игроки стараются копить одинаковые предметы только у себя. И вот кто-то накопил пару «корон». «Не хочешь потратить их на полезное действие?» — «Эм-м, нет, ещё рано...» — «Это ещё почему? Что-то подозрительно! Маску прочь, Злая Королева!» Все осознают, что победить, накопив три предмета-талисмана, далеко не так просто.
Раунд третий. Игроки не стремятся копить предметы, и начинается настоящая борьба. Едва собрав пару, участник тут же тратит её на действие — а то вдруг кто-то в чём-то заподозрит! Благодаря действиям передаются предметы, выявляются неприглашёные персонажи, выкладываются подсказки и, конечно, выдвигаются всё новые и новые обвинения. Удачные догадки, особенно брошенные наугад, вызывают бурю эмоций. В конце партии наверняка прозвучит фраза: «Так, ладно, теперь-то я понял, как играть, давайте ещё раз!». Дальше, спустя нескольких не менее напряжённых партий, последует: «А теперь давайте попробуем усложнённые правила!».

Базовый и усложнённый режимы в «Маскараде Сказок» отлично сбалансированы: первый можно объяснить новичкам за пять минут, а второй добавит новых ощущений, когда первый поднадоест. В нём появляется возможность заключить пари, то есть сделать ставку на победителя раунда и в случае успеха получить столько же «роз», сколько и за победу, — из-за этого вылетевшие игроки продолжают с напряжением следить за развитием событий. Также в игру входят карты способностей — во втором и третьем раунде отстающие игроки могут воспользоваться уникальным свойством своего предыдущего персонажа и попробовать догнать лидеров. Золушке позволяется в начале каждого хода брать новую карту из колоды при отсутствии двух одинаковых предметов, а Красная Шапочка, передавая соперникам «костюм» или «угощения», способна подсмотреть случайную карту из колоды персонажей. Третий модуль — жетоны драгоценностей, которыми раз в раунд в нужный момент можно заменить одну любую карту предмета для совершения действия. Эти опции не меняют игровой процесс «Маскарада» кардинально, но вносят приятное разнообразие.
Итог: «Маскарад сказок» оказался очень занимательной быстрой карточной игрой, способной неожиданно стать звездой вечера. Если вас, конечно, не смущает новая интерпретация сказочных героев.

Стоит ли играть?

оценка

Да, и пусть вас не смущает новая интерпретация сказочных героев.

Удачно

  • Быстрые напряжённые партии
  • Базовый и усложнённый режимы
  • Сказочная атмосфера

Неудачно

  • Непривычные образы героев
  • Интереснее играть большим составом
  • Нужны протекторы для карт

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Ещё пять крутых фантастических игр, которые вы пропустили в 2024 году

Игры

Пять крутых фантастических игр, которые вы пропустили в 2024 году
Борьба за пост Адского Сатаны, XCOM про магов и жуткая драма про очиститель рта.

Игры

Лучшие игры 2024 года
Нам казалось, что выбирать игру года не из чего. А потом вышла ОНА.

Игры

Издательство Capcom анонсировало новые игры из серии Onimusha. Рассказываем, о чём были предыдущие
Вспоминаем, как на пару с Жаном Рено месили демонов в феодальной Японии.

Игры

Фантастические стражи реального закона. Игры о копах и специальных агентах, которые нам запомнились
Идеалисты, алкоголики и судья Дредд.

Игры

Обзор Marvel Rivals. Китайский клон Overwatch или нечто большее?
И пошёл Человек-паук на Человека-паука…

Игры

Зал славы видеоигр на Западе и в России: история и будущее
Об истории игровых залов славы и о том, для чего такой зал нужен именно в России.

Игры

Обзор Indiana Jones and the Great Circle. В поисках утраченного восторга
Microsoft наносит ответный удар.

Игры

«BESM»: аниме-мультивселенная настольной ролевой игры
Большие глаза, маленький рот и бесчисленное множество миров

Игры

Legacy of Kain. Запутанная история игровой вселенной
Саге вампирского тёмного фэнтези уже десятки лет, у неё проработанная вселенная и драматичная история
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться