«Модель для сборки»: «Двадцать лет планируем отметить лихо!»

16246
11 минут на чтение
«Модель для сборки» (МДС) — литературно-музыкальная радиопередача формата аудиокниги. То есть фактически мини-спектакль одного актёра, когда чтение фантастической прозы сопровождается электронной музыкой «под настроение». Существует проект с 1995 года, а значит, скоро ему стукнет уже двадцать лет. В честь юбилея 29 ноября в Москве МДС устраивают уникальное живое чтение. В связи с этим мы встретились и поговорили с авторами МДС — о прошлом, настоящем и немного о будущем.

«Модель для сборки»: кто есть кто

[su_tab title="Влад Копп"]
Актёр озвучивания, кино и ТВ, радиоведущий, автор и бессменный «голос» программы «Модель для сборки» с 1995 года. Выпускник Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, Копп считается одним из наиболее востребованных актёров озвучки в мире отечественных компьютерных игр и видеоконтента. Вёл ночные музыкальные новости на канале BIZ TV, работал программным директором радио «Станция 106.8», снимался в рекламе и телесериалах. С 1995 года Влад и команда «Модели для сборки» записали более двух тысяч аудиоспектаклей.


[su_tab title="Андрей «Addison»"]
DJ и клубный промоутер. Занимается диджеингом с 1996 года. Участник легендарных музыкально-промоутерских коллективов «Кратер Земли» и Reactor Sound System. В общей сложности принял участие в нескольких сотнях мероприятий, как в Москве, так и в других местах, включая известнейшие фестивали «Орбита», «Казантип», «КиберПанкРеволюция» и многие другие. Также занимается организацией музыкальных мероприятий и фестивалей, в том числе с участием зарубежных звёзд электронной сцены. С 2004 года — музыкальный соведущий и продюсер МДС. Огромная музыкальная коллекция позволяет Андрею составлять уникальные диджейские сеты в наиболее популярных жанрах клубной музыки.


[su_tab title="Михаил Габович"]
Математик по образованию и неисправимый романтик в душе, DJ Габович — верный адепт идеи, что любое событие, настроение, состояние, да что угодно должно иметь свой звук. Благодаря обширной и постоянно пополняющейся коллекции электронной музыки, нетривиальному подходу и многолетнему опыту он может заинтересовать своим сетом практически любого слушателя — от молодого клаббера до солидного филофониста. Михаил входил в первый состав знаменитого клуба «Город» на Шмидтовском, участвовал в большом количестве мероприятий вместе с корифеями российской и зарубежной клубной сцены. С 2002 года DJ Габович — музыкальный соведущий МДС.


[su_tab title="Сергей Чекмаев"]
Писатель-фантаст, сценарист и литературный редактор. В творческом активе Сергея восемь романов, сборники романтической и фантастической прозы, более 250 рассказов и статей. Автор-составитель ряда фантастических сборников, лауреат различных жанровых премий. Участвовал в литературной обработке и проектах по новеллизации более трёх десятков игр, писал сценарии для сериалов, телепередач и мультфильмов, в прямом эфире телевидения «Живое ТВ» в 2007–2008 годах выходила его авторская программа «Точка отсчёта». Литературный редактор МДС.



 

«Выбирается рассказ, подбирается музыка — и вперёд!»

Как родилась концепция проекта? Как собирался коллектив?

Влад Копп: Я с детства любил фантастику, радиопостановки и «космическую» музыку. Подвернулась возможность соединить всё вышеперечисленное на «Станции 106.8» — пришёл и предложил. Там же познакомился с диджеем Инкогнито, который впоследствии свёл меня с ди-джеями Габовичем и Эддисоном.

Существуют ли аналогичные МДС проекты — например, за рубежом? Кого вы считаете своими конкурентами среди отечественной аудитории?

Влад Копп: Наверняка что-то похожее где-то кем-то делалось или делается. Но у нас нет и не было задачи ни с кем конкурировать или соревноваться.

Сергей Чекмаев: В литературной среде многие пытаются читать свои и чужие произведения. Для примера могу назвать проект «Тёмные аллеи» Олега Булдакова. Но формат «Модели для сборки» всё-таки достаточно уникален: синтез голоса чтеца, фантастической истории и характерной музыки. Мы все вместе делаем одно дело — помогаем нашему любимому жанру стать более массовым.

Современный ритм жизни просто бешеный, а информационно-развлекательное поле переполнено. Насколько велика ваша аудитория в этих условиях? Представляете себе, кто именно слушает ваши выпуски? И есть ли какая-то обратная связь со слушателями?

Влад Копп: Рады всем слушателям, которые находят время на то, что мы делаем.

Сергей Чекмаев: Наша аудитория взрослеет вместе с программой, но остаётся достаточно стабильной. «Живые» выступления по-прежнему собирают полные залы, а в фансообществах «ВКонтакте» состоят десятки тысяч человек. К сожалению, у «Модели для сборки» нет официального представительства в соцсетях — ни у кого из нас просто нет времени, чтобы сопровождать его, но мы поддерживаем контакт со слушателями через фанатские группы, наш сайт и твиттер. Большая часть вопросов повторяются из года в год, и мы даже думаем написать небольшой FAQ, но мнения о прочитанных рассказах и прозвучавшей музыке всегда очень полезны.

Насколько изменилась ваша команда за эти двадцать лет? Кто сейчас работает над проектом?

Влад Копп: Команда изначально состояла из ди-джея Инкогнито и меня. Сейчас это ещё ди-джеи Габович и Эддисон, наш литературный редактор Сергей Чекмаев и звукорежиссёр Дмитрий Волков. А Инкогнито теперь VJ и занимается визуализацией проекта.

Каким образом ведётся вещание сейчас? Происходили ли какие-то изменения в формате? Или, может, они планируются?

Влад Копп: Подкасты — наше всё. Конечно, если есть подходящий портал. «Живые» выступления тоже стараемся сделать регулярными.

Сергей Чекмаев: Концепт современного радиовещания таков, что МДС уже вряд ли сможет вернуться в эфир — слишком протяжённый по времени контент. Сейчас правит бал клиповый формат из музыки и скороговорки ведущего, редкая передача занимает больше пятнадцати минут. Поэтому проект ушёл в интернет, на подкаст-площадки. Долгое время мы стабильно выкладывали начитанные произведения в свободный доступ, распространяли через онлайн-магазин для Android-устройств.

Сегодня же «Модель» перешла к формату постоянных «живых» выступлений, хотя идею с подкастами мы не оставили. Возможно, вернёмся к ней с помощью краудфандинга.

Михаил Габович: Проект наш постоянно развивается, творческий потенциал участников непременно находит в нём отражение. Сейчас мы серьёзно работаем над визуализацией. Этим занимается VJ Инкогнито, и, надо сказать, весьма успешно.

Сейчас всё стоит денег. За чей счёт «банкет»? Реклама? Спонсоры? Краудфандинг? Или вы продаёте свои работы?

На издание сборника, куда вошли рассказы постоянных авторов МДС, средства собирали всем миром

Влад Копп: Мир не без добрых людей!

Сергей Чекмаев: Влад, как обычно, краток, попробую раскрыть некоторые подробности. Начну с главного: «Модель для сборки» не продаёт свои подкасты. Площадка оплачивает нам запись и размещает её у себя бесплатно или за деньги, но мы к этому отношения уже не имеем. К юбилейному выступлению мы собрали средства на издание книги — сборника рассказов наших постоянных авторов — с помощью краудфандинга. Эксперимент оказался неожиданно удачным, и мы решили повторить его, но уже для финансирования новых выпусков.

Какова схема вашей работы? Как готовятся выпуски, как подбираются произведения?

Влад Копп: Выбирается рассказ, обсуждается, подбирается музыка — и вперёд!

Михаил Габович: Как правило, сначала появляется «странная литература». После ознакомления с ней начинается проработка звукового концепта. Здесь возможны варианты: нейтральное сопровождение, активное соответствие, работа на контрасте… После принятия решения начинается непосредственный подбор произведений для включения в саундтрек. Здесь уже анализируются темповые, сюжетные и прочие моменты. Абсолютно всё формализовать невозможно, да и задачи такой нет. Вот тут-то и наступает момент творческого осмысления, а это для меня самое интересное и важное.

Сергей Чекмаев: За выбор рассказа отвечаю я. И стремлюсь охватить весь спектр фантастической и мистической литературы, все поджанры и направления. Пусть у нас будут космические оперы и социальная фантастика, постапокалипсис и фэнтези — всем сёстрам по серьгам. Только так каждый наш слушатель сможет найти рассказы себе по душе.

Андрей «Addison»: Схема работы у нас достаточно консервативна, и она практически не менялась уже много лет. Нам удобно работать именно так, как в те времена, когда программа только начиналась. Хотя сейчас почти все записи у нас студийные, процесс ничем не отличается от ведения, скажем, прямого радиоэфира. Есть лишь одно отличие — мы можем позволить себе оговориться и переписать фрагмент или вырезать ошибки из готового материала. Вот и всё. Больше никаких отличий нет. Произведения подбирает наш литературный редактор Сергей Чекмаев, Влад отсматривает материал, и если никаких вопросов нет, то перед записью мы обсуждаем музыкальную концепцию на данный конкретный рассказ. Всё всех устраивает — начинается собственно запись. Абсолютно в живом режиме: в студии ди-джей за аппаратом занимается созданием аудиомикса, в соседней микрофонной комнате Влад читает рассказ. Всё как в жизни.

Как обстоят дела с авторским правом? Особенно когда речь идёт о зарубежных авторах. Влад Копп: Ищем возможность договориться, чтобы никого не расстраивать.

Сергей Чекмаев: С 2007 года, когда в истории «Модели для сборки» началась эпоха подкастов, мы стремимся полностью соблюдать авторские права. И все произведения получены с любезного разрешения их авторов. Это привело к тому, что мы читаем в основном современных российских фантастов, хотя появлялись и переводы классиков — Конан Дойл, Киплинг, Уинтл, Робинсон. Но слушатели постоянно просили вернуться к текстам иностранных писателей, и мы частично смогли выполнить запросы с помощью дружественных литературных журналов. «Мир фантастики» тоже давал нам тексты из своего авторского пула — например, на «живом» выступлении 12 апреля 2015 года прозвучал рассказ лауреата премии «Хьюго» Лю Цысиня «Забота о Боге», впервые опубликованный на русском в мартовском номере за 2015 год.

В 2014 году на международном форуме по информационной безопасности Positive Hack Days МДС читали киберпанк (Фото: Дмитрий Новиков)

«Модель» взрослеет, и мы вместе с ней»

Вашему проекту исполняется двадцать лет. Можно подвести какие-то итоги? Удалось ли реализовать задуманное в полной мере?

Влад Копп: За двадцать лет было немало прочитано. Некоторые задумки перевыполнены с лихвой, а до других руки так и не дошли. Но всю интересующую литературу прочесть просто невозможно.

Михаил Габович: Эти двадцать лет пролетели невозможно быстро. Я по-прежнему чувствую себя неофитом, у которого всё впереди, — и это прекрасно. Ещё столько всего предстоит сделать. Необъятное количество музыки и литературы ждёт, чтобы мы осмыслили его и вложили в проект. Такая перспектива вдохновляет.

Когда-то МДС обитали на радио, но эти времена прошли

Как «Модель для сборки» планирует отмечать юбилей?

Влад Копп: Двадцать лет планируем отметить лихо, с отчётным мероприятием и последующим весельем!

Андрей «Addison»: Конечно, мы готовимся торжественно встретить эту дату. Приглашаем всех наших слушателей присоединиться к празднованию, которое состоится 29 ноября 2015 года в Москве, на большой сцене ДК им. Зуева. Это та самая площадка, на которой проводит регулярные спектакли всеми любимый театр «Квартет И». И нам надо максимально ответственно подойти к данному выступлению, тем более что оно планируется в не совсем обычном для МДС формате, несколько приближенном к театральному, что ли… В общем, подробностей раскрывать не стану, а вот всех желающих быть в этот вечер вместе с нами хочу пригласить. Вся информация о мероприятии есть на нашем сайте, так что до скорой встречи!

Почему вы решили остановиться на театральном формате?

Влад Копп: Вообще, у нас вполне театральная история. Есть даже устоявшееся словосочетание «театр у микрофона».

Андрей «Addison»: Дело в том, что «Модель» растёт и взрослеет, и мы растём вместе с ней, как бы мы к этому ни относились… Например, десять лет назад, когда мы отмечали юбилей МДС, мы выбрали в качестве площадки легендарную «Гауди арену», одну из лучших в стране, а может, и во всём мире. По крайней мере, мы искренне

любим это место и были рады возможности отметить юбилей именно там. И оно, естественно, носило абсолютно клубный формат, хотя и с элементами «Моделирования». На тот момент это было абсолютно верное решение, так как все мы вышли из клубной среды, наша публика росла с нами же в тех же клубах, и радио 106.8 FM, на котором «Модель для сборки» впервые появилась в эфире, было главным клубным рупором той эпохи. И, конечно, тогда у нас было намного меньше опыта в проведении «живых» литературных чтений. Сейчас ситуация несколько другая: во-первых, мы стали намного чаще выступать живьём и проводить наши фирменные вечеринки, которые совсем не похожи на то, что раньше делалось в клубных рамках, во-вторых, наша публика с тех пор тоже значительно изменилась и повзрослела. Мы видим устойчивый интерес к тому формату, в котором мы сейчас выступаем: у нас постоянные аншлаги, и это очень приятно. К тому же нам интересно экспериментировать с форматом выступлений, расширять границы, поэтому нам давно хотелось выступить в настоящем театральном зале с соответствующей атмосферой. И повода лучше, чем собственное двадцатилетие, было не сыскать.

«Живые» выступления МДС регулярно проводятся и имеют стабильный успех

Готовите ли вы какие-нибудь сюрпризы к праздничной дате?

Андрей «Addison»: Раскрывать все секреты, конечно, не будем, но одно могу сказать с уверенностью: мы находимся в постоянном контакте с целым рядом замечательных музыкантов и диск-жокеев, со многими из которых, чего скрывать, нас давно связывают не только деловые, но и дружеские отношения. У нас есть целый ряд интересных предложений для юбилейного выступления. К этому мероприятию мы относимся максимально серьёзно, так что можете быть уверены: музыкальная составляющая программы будет на высоте. Работа над этим идёт уже давно. Мы решили, что МДС отменит все запланированные на эту осень мероприятия как раз для того, чтобы у нас было больше времени на тщательную подготовку, репетиции, работу с музыкой и литературой. Надеемся, что зрителям будет интересно!

Михаил Габович: Мы вообще хотим, чтобы у наших поклонников что-нибудь обязательно осталось на память об этой славной дате. В том числе и музыкальные сувениры.

Сергей Чекмаев: Разумеется, будут и литературные сюрпризы. Мы прочитаем рассказы самых известных российских фантастов, как давних друзей МДС, так и новых. А один из текстов написан специально к юбилейному выступлению и посвящён… впрочем, не буду портить сюрприз. Сохраним интригу до 29 ноября.

В прошлом интервью мы с вами говорили о возможности выпуска фирменных «Модельных» CD или DVD. К юбилею что-нибудь выйдет?

Андрей «Addison»: Если говорить о CD и DVD, то, конечно, эти носители становятся всё менее актуальными. Мы планируем провести качественную съёмку мероприятия и получить на выходе профессиональную запись, которую опубликуем в Сети — это самый правильный и быстрый вариант донести наше творчество до слушателей.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Фан

Художники перерисовывают мем «Гоку и Вегета под дождем» — с героями игр, аниме и не только

Фан

Художники Дмитрий и Екатерина Бурмак: «Берсерк», Magic: The Gathering, и ещё немного ККИ
Беседа о совместном творчестве, создании иллюстраций для коллекционных карточных игр и увлечении ретро

Фан

Художник Егор Гафидов: боевые гномы, уютные домовые и персонажи комиксов Bubble
Беседа о работе в геймдеве, семейной династии художников и чувстве родства с расой гномов

Фан

Художник Энди Асламов: яркое фэнтези, светлая магия и красивые герои
Беседа с художником о том, как фанарт может стать толчком к получению новой профессии, что должен знать начинающий художник и почему вдохновение сильно переоценено

Фан

Музыка нового мира: К-pop и фантастика
Яркие клипы, странные тексты и виртуальные певцы

Фан

Художник Алексей Круглов: чудовища, мутанты и тёмный мир Warhammer
Беседа с художником о создании запоминающегося персонажа, любви к хоррорам и «грязи» традиционной живописи

Фан

Художник Роман Авсеенко: фантастические пейзажи, безлюдные миры и огни в небесах
Беседа с художником об особенностях создания пейзажей, важности академического рисунка и источниках вдохновения

Фан

Художник Константин Порубов: Hearthstone, Pathfinder и Baldur’s Gate 3
Беседа с художником о творческой свободе, создании концепт-артов и нейросетях

Фан

Художник Михаил Сидоренко: славянское фэнтези, чертановские мифы и пандемия коронавируса
Беседа о персональных проектах, творческом выгорании и лайках в соцсетях

Фан

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца
Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций
Показать ещё