Фильм по Deus Ex: сценарий неснятой экранизации
40692
8 минут на чтение
На сайте ftw.usatoday.com вышла довольно обширная статья о том, каким должен был быть отменённый фильм по Deus Ex: Human Revolution. Для тех наших читателей, кому сложно воспринимать большие объёмы английского текста, спешим пересказать этот материал.

В 2012 году режиссёр Скотт Дерриксон («Шесть демонов Эмили Роуз», «Доктор Стрэндж») и его коллега, соавтор хоррора «Синистер» Кристофер Роберт Каргилл, работали над адаптацией Deus Ex: Human Revolution для больших экранов. Компания CBS планировала пересказать историю Адама Дженсена — бывшего полицейского, возглавившего службу безопасности биотехнологической компании «Шариф Индастриз».
Во время инцидента на работе Дженсен получил множество несовместимых с жизнью травм, и его тело было подвергнуто масштабной модификации. Конечности Дженсена были заменены роботизированными военными протезами, улучшениям подверглись и внутренние органы, включая мозг.

Грядущая адаптация вполне могла бы стать стильным киберпанком в духе «Бегущего по лезвию», но с гораздо большим количеством экшен-сцен. Однако Скотт Дерриксон был вынужден прекратить работу над фильмом и переключиться на съёмки кинокомикса «Доктор Стрэндж» от Marvel. По признанию самого режиссёра, без него работа над адаптацией игры от Square Enix фактически прекратилась.

У нас был большой прогресс в работе над сценарием. Ребята из CBS наняли меня и К. Р. Каргилла, и рабочий процесс был действительно классным, мы все были очень довольны. Было немного неприятно, когда мне пришлось уйти ради работы над «Доктором Стрэнджем», я понимал, что ждать два года никто не готов.Скотт Дерриксон, режиссёр
Однако у проекта были и другие проблемы. Владельцы прав на адаптацию считали Deus Ex неудобным активом и хотели отойти от съёмок масштабных блокбастеров в сторону романтических комедий и мелодрам.

До работы над адаптацией Deus Ex CBS Films профинансировали боевик Дуэйна Джонсона «Быстрее пули», и было принято решение о смене курса в сторону таких фильмов, как, например, «Простушка». Естественно, Скотт Дерриксон и К.Р. Каргилл были вынуждены уйти, а сам проект вскоре умер.Скотт Кинни, директор по развитию Prime Universe Productions

Скотт Дерриксон (фото: Gage Skidmore, CC BY-SA 2.0)

Скотт Кинни рассказывал, что именно он предложил голливудским продюсерам кандидатуры Дерриксона и Каргилла для работы над адаптацией. По его словам, дуэт авторов «Синистера» очень проникся миром Deus Ex и с самого начала работы имел чёткое представление о том, что именно они хотят видеть на экране в итоге. Также продюсер считает, что у проекта был потенциал, чтобы стать «первой действительно хорошей игровой адаптацией».

Именно Кинни предоставил версию сценария от 2014 года. Практически все сцены были согласованы с разработчиками Deus Ex: Human Revolution, а ревизию финального драфта проводил автор «Хищников» Майкл Финч. 

Фильм должен был открываться цитатой Альберта Эйнштейна: «Технологический прогресс подобен топору в руках патологического преступника».

Вступительной сценой должна была стать утренняя зарядка и пробежка Адама Дженсена. Его сценаристы видели как мужчину в полном расцвете сил, чуть за тридцать, с густыми чёрными волосами и «живым, проницательным, умным взглядом». Работе главного героя над собой и своей физической формой посвящена достаточно продолжительная сцена, в ходе которой камера должна была фокусироваться на его мышцах, поте, стекающем по лицу, и тяжёлом дыхании.

Меган Рид в сценарии предстаёт как «прекрасная и начитанная» (bookish) женщина. По всей видимости, через внешность персонажа авторы хотели показать её приверженность научной работе. Здесь видна большая разница между игрой и адаптацией — отношениям Адама и Меган уделяется значительно больше внимания. Помимо этого, в самом начале фильма задан и конфликт идей: доктор Рид верит в то, что аугментации — безусловное благо, а Дженсен показан как более сомневающийся. Также на момент начала фильма Меган пытается убедить возлюбленного согласиться на вживление имплантов.
МЕГАНАугментации помогают людям.АДАМ нежно обнимает её, протягивает руку и кладёт ей на сердце.МЕГАН (смущённо)Что ты делаешь?АДАМЧувствую тебя.МЕГАН (улыбается)Ты думаешь, кибернетическая рука так не сможет?АДАМТак — не сможет.МЕГАНАугментации не меняют того, кто ты есть.АДАМДа, но они меняют, что ты есть. Ты хочешь, чтобы я согласился на операцию, — хорошо, я сделаю это. Для тебя. Но я не хочу прекращать чувствовать. Никогда.
По пути на работу происходит ещё один любопытный эпизод — голографический помощник напоминает Адаму, что он до сих пор не воспользовался одним из преимуществ своей работы, а именно бесплатными аугментациями. Также нам показывают одного из «зависимых» — очевидно, речь идёт о людях, которые страдают от нехватки нейропозина, предотвращающего отторжение аугментаций организмом. 
Также нам достаточно быстро представляют других ключевых действующих лиц, включая главу корпорации Дэвида Шарифа и тройку главных антагонистов: Лоуренса Барретта, Джарона Намира и Елену Фёдорову. На протяжении фильма, по задумке сценаристов, должно было создаваться впечатление, что наёмники работают на консервативную организацию Purity First, настроенную против аугментаций и занимающуюся промышленным саботажем.

Главным антагонистом должен был стать именно Барретт — Дерриксон и Каргилл описывают его как «огромного металлического ублюдка с человеческой головой». «Если что-то на всей нашей земле и способно заставить вас усомниться в моральности аугментаций, то это Барретт», — написано в сценарии.

Также Скотт Кинни назвал своих кандидатов на главные роли в адаптации видеоигры. Роль Барретта должен был исполнить Стивен Лэнг (известен по роли полковника Куорича из «Аватара»), а на роль Дженсена планировалось пригласить Брэдли Купера.

Брэдли Купер (фото: Carlos González Santos, CC0 1.0)

Во время нападения на штаб-квартиру «Шариф Индастриз» наёмники хватают Меган и пытаются выяснить у неё местонахождение некоего «Дедала». Адаму удаётся её вызволить, однако вскоре Намир и Елена хватают его, избивают, говорят, что аугментации сделали их лучше, сильнее и умнее всех людей на планете, и вышвыривают Дженсена в окно, оставляя его умирать. 

А дальше — главное отличие игры от экранизации. Дженсен приходит в себя в больнице, ещё будучи вполне себе человеком. Однако он взбешён нападением, издевательствами наёмников Барретта и, что самое главное, уверен в смерти Меган. В порыве ярости он требует от Шарифа, чтобы в него вживили новейшую систему «Тайфун», которая в игре превращает Дженсена в ходячую бомбу со шрапнелью. После этого протагонисту уже придают классический видеоигровой образ.

Вскоре происходит первая экшен-сцена с участием Дженсена в новом кибернетическом теле. Он сбегает из больницы и идёт в парк, в котором совершал пробежку в начале фильма. Здесь он сталкивается с тремя бандитами — сборщиками аугментаций и крайне жестоко с ними расправляется. Много внимания уделяется виду от лица главного героя: картинка, по мнению сценаристов, должна была быть крайне яркой и насыщенной, с большим количеством боевых интерфейсов, подсказывающих Дженсену, как, кого и в каком порядке лучше выводить из строя.

Нашлось место и для фансервиса. Например, у главного героя должна была быть собака по кличке Кубрик. Также планировалось воссоздать популярный мемный кадр с полуголым Дженсеном, сидящим на диване и пьющим виски. Ещё в сценарии была поездка в Шанхай с посещением клуба «Улей» (Тонг Си Хунг прилагается) и даже автомобильная погоня.

Финальная часть сценария, за исключением небольших деталей, придерживается игрового канона. Дженсен раскрывает секреты Шарифа, использует «Тайфун» в бою, самый известный пропагандист страны оказывается искусственным интеллектом, а система «Дедал» сводит с ума аугментированных по всему миру.

Тем не менее одна из диалоговых сцен выглядит забавно и даже абсурдно. Она происходит уже в самом конце, во время схватки с Барреттом.

МЕГАНВставай!АДАМ (голос в голове)Я не могу. Все мои системы вышли из строя.МЕГАН переводит взгляд на пистолет, лежащий неподалёкуМЕГАНТы человек…Дженсен смотрит на Барретта, тот перезаряжает ручной пулемёт. В этот момент на АДАМА снисходит озарение: всё, во что он думал о себе раньше, — неправда; теперь он наконец понял истину.АДАМ (тихо, самому себе)Вставай, Дженсен.БАРРЕТТ (уже наводит пулемёт)А? Чё?АДАМЯ не такой, как ты, Барретт.БАРРЕТТТы грёбаный ауг!АДАМДа, но…БАРРЕТТНо что?В этот момент Дженсен БРОСАЕТСЯ на Барретта. Тот нажимает на спусковой крючок, но Дженсен ОТСКАКИВАЕТ в сторону и лезвием отрубает руку Барретта с пулемётом. Тот кричит и падает на пол, а Дженсен поднимает отрубленную руку-пулемёт и направляет на него.АДАМ…я никогда не просил об этом.Дженсен СТРЕЛЯЕТ.
Этот фрагмент сильно выбивается по качеству из сценария в целом и больше всего напоминает позднюю вставку, сделанную ради фансервиса и хэппи-энда. По словам проводившего ревизию Майкла Финча, подобные правки могли быть внесены уже после финальной вычитки сценария — под давлением продюсеров картины. «Выглядит как типичный голливудский ван-лайнер. К сожалению, полностью таких вещей избежать практически невозможно».
Любая адаптация видеоигры для больших экранов будет отличаться от оригинала — и это нормально. Однако создатели фильма по Deus Ex пересмотрели один из главных канонов франшизы: Дженсен никогда не давал согласия на установку аугментаций. В играх это выводило его за рамки общественного конфликта, давало геймеру безграничную свободу выбора и пространство для отыгрыша, а также подчёркивало внутренние противоречия протагониста. Дерриксон и Каргилл конкретизируют персонажа и определяют его характер за игрока, что, конечно, не может прийтись по вкусу ортодоксальным поклонникам экшена от Square Enix.

Тем не менее находящиеся в открытом доступе фрагменты сценария действительно дают понять: адаптация создавалась как минимум с любовью и с пониманием того, что делает Deus Ex: Human Revolution одним из самых значимых произведений прошлого десятилетия. И лично я был бы рад увидеть философствующего киборга в исполнении Брэдли Купера на больших экранах.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Черновики и неснятые

Режиссёрские версии в кино и не только

Черновики и неснятые

«Ворон»: неснятые сиквелы и ремейки. Невеста, зомби-коп, Сатана и Эминем
Сюжеты неснятых черновиков — это просто кладезь безумных идей.

Черновики и неснятые

Сценарий «Мессии Дюны»: что не снял Дэвид Линч?
Кошмар на планете Тлейлакс или Неоконченный мессия.

Черновики и неснятые

Бюджет «Чужих»: сколько стоили голливудские фильмы 1980-х?
Сколько получили Сигурни Уивер и Джеймс Кэмерон и сколько стоили спецэффекты.

Черновики и неснятые

«Чужие» Кэмерона: неожиданный сюжет, который не вошёл в фильм
Как фильм чуть не предвосхитил «Чужого: Завет».

Черновики и неснятые

«Правдивая ложь 2»: сценарий неснятого фильма
Кирилл Размыслович рассказывает о неснятом сценарии Джеймса Кэмерона.

Черновики и неснятые

Неснятые продолжения знаменитых кинокомиксов
Про «Бэтмена» Бёртона, «Супермена» от него же и невезучего «Судью Дредда» с Карлом Урбаном. 

Черновики и неснятые

Неснятые продолжения классических фильмов
Пять известных несостоявшихся продолжений популярных фильмов. Все они были запущены в производство, но так и не добрались до экрана.

Черновики и неснятые

«Человек-паук»: неснятые экранизации и история фильма Рэйми
20 лет первому Паучку на большом экране. 20 лет до этого — в производственном аду.
Показать ещё