Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры»

12044
5 минут на чтение
Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры»Scott Lynch. The Lies of Locke Lamora

Роман

Жанр: плутовской роман, приключенческое фэнтези

Художник: В. Ненов

Переводчики: Т. Минина, Е. Свешникова

Издательства: «АСТ», «Хранитель», 2007

608 стр., 7000 экз.

«Джентльмены-ублюдки», часть 1

Похоже на:

фильмы «Одиннадцать друзей Оушена», «Двенадцать друзей Оушена», «Тринадцать друзей Оушена» (1960—2007)

Алексей Пехов, цикл «Хроники Сиалы»

Фриц Лейбер, цикл о Фафхрде и Сером Мышелове

Миловидный, принципиальный, мужественный вор в черном лезет по кажущейся неприступной стене, преодолевает искусно расставленные ловушки, в последний момент уходит от встречи со стражей и наконец достигает цели — какого-нибудь редкого и знаменитого бриллианта, как раз которого и не хватает в коллекции ловкого проходимца. Подобные сцены волнуют умы писателей и сценаристов, читателей и зрителей всего мира. В кино блистательные похитители давно и прочно заняли достойное и почитаемое место. В литературе, особенно фэнтези, где жанр предоставляет громадный простор для создания плутовских полотен, подобные романы все же скорее исключение, чем правило. И большинство из них не могут похвастаться той атмосферой изобретательности и вседозволенности, в которую хотел бы погрузиться читатель.

Но вот появился Скотт Линч: лестные отзывы западных критиков, высокие тиражи, грядущая экранизация, сравнения с Джорджем Мартином... И воображение уже рисует грандиозный, читающийся на одном дыхании роман-жемчужину, где полностью воплотились все плутовские красоты — как виденные на киноэкране, так и доселе незнакомые, способные появиться лишь в литературе.

То, чем в действительности оказались «Обманы Локки Ламоры», назвать неудачей нельзя, но при этом и ожиданий большинства отечественных читателей роман, скорее всего, не оправдает. Нет здесь ни схожести с Мартином, ни какого-то нового слова в жанре фэнтези, ни безудержного полета сюжетной фантазии. А что же есть?

История Локки Ламоры раскрывается на двух планах — в настоящем и в прошлом главного героя. В прошлом он сирота, тощий мальчуган и вор от природы, демонстрирующий чудеса смекалки. Локки учится, знакомится с воровским миром города-государства Каморра, где ему суждено было родиться и жить. Именно на интерлюдии о прошлом Локки пришлось большинство действительно удачных ходов писателя, именно здесь Линч свил паутину повествования так, что читатель удивляется, затаив дыхание, задается вопросами: «Почему так получилось?» или «Как он из этого выпутается?». А вот основная сюжетная линия «Обманов», рассказ о настоящем Ламоры и его друзей... Такое впечатление, будто Линч придумал мир и героев, наделил их психологией, понял, как они будут взаимодействовать, а потом столкнулся с проблемой — а что же со всем этим теперь делать? Локки и его Джентльмены-ублюдки даже не воры — аферисты, мастера перевоплощения. Раз за разом они устраивают настоящее шоу, чтобы выманить денежки из аристократических кошельков да карманов. Вот и на этот раз они выбрали в жертвы молодую высокородную пару — но их новый план, вроде бы призванный облегчить работу, оказывается вовсе не таким идеальным. А тем временем в городе появляется таинственный Серый Король, и одни за другим исчезают верные подданные капы Барсави, властителя воровского мира, которому и Локки Ламора когда-то поклялся служить верой и правдой...

Линч не жалеет времени, чтобы прописать выдуманный им мир. Каморр сильно напоминает Венецию времен Ренессанса, писатель лишь усилил мрачное впечатление от бедных районов да добавил экзотики в виде акул и построек из древнего стекла. Но при этом описания не складываются в единую картинку, а остаются солянкой из ярких деталей.

Перевод книги неплох, хотя и небезупречен. Самая главная его проблема — в том, что переводчикам не всегда хватает чутья. Самый яркий пример: Gentlemen Bastards переведены как «Джентльмены-ублюдки». Во-первых, такой вариант не звучит, во-вторых, русское слово «ублюдок» вызывает куда больше отрицательных ассоциации, чем английское bastards.

Итог: безусловно, роман Линча хорош, особенно для дебюта, — ярок, динамичен, остроумен. Вот только не хватает ему оригинальности и глубины. Ведь каждая книга, стремящаяся найти дорожку к сердцу читателя, должна нести в себе что-то новое, притягательное. Скотт Линч же, по сути, не предложил ничего нового — кроме, пожалуй, боев с акулами. Да, аферисты, да, воровской мир, — но все это уже было: у Лейбера, у Асприна, у Пехова, в конце концов. А хотелось — и до сих пор хочется — хотя бы нового взгляда, необычной точки зрения, детали, от которой можно было бы ахнуть и сказать: «Удивил». А этого нет. Книга не «цепляет»: нет здесь персонажей, в которых легко влюбиться; нет сцен, которые заставили бы вздохнуть с придыханием, врезались бы в память на годы. Нет и глубины: роман вынуждает вспомнить бесконечные сериалы вроде «Забытых Королевств», цель которых — исключительно развлечь читателя, но не заставить его задуматься. Суть произведения — Локки и его друзья мстят тому, кто точно так же мстил. Никаких вечных вопросов, никаких неразрешимых конфликтов, — просто последовательность событий. В следующем томе герои получат возможность задуматься о том, что случилось с ними в Каморре. Будем надеяться, что это натолкнет писателя на идею, что неплохо бы разбавить бездумные похождения каким-то смыслом.

Цитата

— Я связал его и пытал. Чтобы вытянуть правду из этого мерзавца, мне пришлось отрубить ему все пальцы. После чего мы вырвали его поганый язык и прижгли рану раскаленным железом.
В комнате повисла гробовая тишина. Все в ужасе смотрели на Локки.
— А еще я назвал его козлом, — добавил он. — И, кажется, ему это не понравилось.

Оценка

8

оценка

Присутствуют

  • аферисты
  • воры
  • убийцы

Отсутствуют

  • паладины
  • судьи
  • тюрьмы

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться
Статьи

Обзоры книг

Сергей Лукьяненко «Поиски утраченного завтра». Спасти Вселенную

Обзоры книг

Замиль Ахтар «Эпоха Древних». В дебрях мрачного Востока
Тёмное фэнтези в ориентальном сеттинге

Обзоры книг

К. У. Джетер «Ночь морлоков». По следам Герберта Уэллса
Роман, положивший начало стимпанку

Обзоры книг

Шамиль Идиатуллин «Бояться поздно». В петле времени
«День сурка» в российских реалиях

Обзоры книг

Анджей Сапковский «Перекрёсток ворона». Какой получилась книга о юности Геральта
Ведьмак. Сага. Начало.

Обзоры книг

Брэдли Бэлью «Двенадцать королей Шарахая». Ад посреди пустыни
Тёмное фэнтези на фоне песков

Обзоры книг

Девин Мэдсон «Мы воплотим богов». Закономерная развязка
Достойный финал фэнтезийной эпопеи

Обзоры книг

Леони Свонн «Гленнкилл: следствие ведут овцы». Мисс Мапл наносит ответный удар
Классический английский детектив с необычным сыщиком

Обзоры книг

Павел Матушек «Оникромос». Найти Крек’х-Па!
Сюрреалистическая фантастика с расследованиями и путешествиями

Обзоры книг

Брайан Макклеллан «В тени молнии». В мире стеклянной магии
Фэнтезийные приключения в стиле Сандерсона
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться