В связи с этим гипотетическое истребление орков сложно описать как геноцид, а не как войну. В Средиземье нет и не может быть никаких «мирных» орков, к которым приходили бы карательные отряды, — орков, стремящихся жить своей жизнью, растить детей и возделывать поля. Эти существа с рождения с удовольствием сражаются с эльфами, гномами и людьми. Они могут отступать, но не могут сомневаться, раскаиваться или находить смысл жизни в чём-то, кроме разрушения.
Можно ли на основании такого образа орков называть Толкина и его книги расистскими? До определённой степени. Любопытно, что иногда так рассуждают и сами расисты. Так поступила, к примеру, испанская профашистская партия Vox, опубликовав «фотожабу», где изобразила членов партии в виде Арагорна, а организации, борющиеся за права рабочих, национальных и сексуальных меньшинств, — как орков. Сразу после публикации картинки на Vox обрушился с резкой критикой исполнитель роли Арагорна Вигго Мортенсен.
Логику испанских правых можно понять, если воспринимать «Властелина колец» как метафору реальной политики. Тем не менее, даже если в нашем мире Толкина и можно обвинять в расизме, в самом Средиземье говорить о расизме, то есть о предубеждении против орков, неправильно. Ведь они и вправду с готовностью вступают в войну с любыми «добрыми» расами.
Автор или комментатор, который изображает орков, пытающихся просто вести мирную жизнь, конечно, в своём праве. Но он должен понимать, что нарушает не просто дух, но и букву оригинального романа в той же степени, как если бы объявил Гимли эльфом или сказал бы, что хоббиты живут на деревьях. Реальность метафизики, существование добра, связанного со светом, красотой и другими хорошими вещами, и зла, связанного с нарушением всего этого, — объективный факт в Средиземье, влияющий в том числе и на образы отдельных народов. Мы можем критиковать взгляды Толкина — например, осуждать его понимание морали, которое стояло за написанием подобной вселенной. Но странно было бы выборочно выкидывать из его мира важные элементы и потом критиковать писателя за то, что он «не продумал» ту или иную вещь.
История продолжается