В первой новелле, «Наставники», согласно новому закону Мосгордумы, всем молодоженам выделяют кураторов, проживших в счастливом браке не менее пятнадцати лет. К молодоженам Косте и Лене, которые настроены категорически против этой идеи, приезжают их старшие товарищи (Максим Суханов и Юлия Салмина). Встреча начинается как напряженное чаепитие, а заканчивается трагическим абсурдом.
— Мы с женой поняли, что нам не хватает общего оптимизма, который нам и нужно укреплять.
— И как вы его укрепляли?
— Для начала мы поняли, что живем в великой стране. С великой культурой, историей, религией, спортом. И вот как только мы это поняли, все сразу встало на свои места.
Во второй новелле, «Опасный человек», талантливого сценариста (Максим Виторган) приглашают на комиссию по поводу профилактики экстремизма в культуре. Автор встал на опасный путь: в его новом сценарии в половине сцен идет дождь. Он показывает зрителю слишком мрачную картину мира. С этим нужно что-то делать, пока не стало слишком поздно.
В третьем эпизоде, «Рай», популярная поэтесса (Мария Лаврова) соглашается стать личным, домашним поэтом некоего всесильного Генриха Витальевича. С ней проводит собеседование управляющий (Кирилл Козаков), предупреждая, что отныне ее единственным читателем будет ее работодатель. Одновременно на более скромное место горничной в «Раю» претендует другая девушка (Ирина Вилкова).
Мини-сериал режиссера Владимира Мирзоева, конечно же, успели окрестить «„Черным зеркалом“ по-русски». В своей антиутопии режиссер исследует те границы свободы, которые готово нарушить государство, выясняя, что таких границ попросту не существует. Государство залезет к вам в постель, государство будет контролировать ваше творчество и настроение (вторая новелла напоминает эпизод «Патруль счастья» из классического «Доктора Кто» — там правительство тоже следило за всеобщим счастьем и казнило депрессивных любителей дождя; будь счастливым или умри).
В третьей новелле, с демоническими прислужниками Хозяина, государство не упоминается вовсе, но именно там его больше всего. Это притча о том, что раб всегда умирает вместе с хозяином и любая продажа своей свободы, не важно по каким причинам, — это нисхождение в ад.
Канал «Дождь», который снял «Этюды о свободе», собрав средства с помощью краудфандинга, сейчас пытается собрать финансирование для съемок второго сезона. Стоит пожелать ему удачи в этом деле: как бы ни напрашивалась аналогия с «Черным зеркалом», это все же именно российский проект, посвященный актуальным проблемам нашей страны и вполне достойно реализованный. К тому же это столь редко встречающаяся сейчас сатира — один из столпов фантастики, проверено Салтыковым-Щедриным.