Фото: © Audrey Stevens
Нобелевскую премию по литературе
вручили 77-летней американской поэтессе Луизе Глюк. Она мало известна в России: на русский полностью переведен лишь один ее полный сборник стихов, «Дикий ирис» (вышел в переводе Бориса Кокотова). Однако в США она получила множество престижных наград, включая Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию.
Глюк наградили «за чистый поэтический голос, который со своей строгой красотой превращает индивидуальный опыт в универсальный».
[su_spoiler title="Пример стихов Глюк: «Странница Персефона» (пер. Екатерина Дайс)" style="fancy" icon="arrow"]
В первой версии мифа
Персефону
отнимают у матери,
и богиня земли
наказывает землю — это
согласуется с тем, что мы знаем о человеческом поведении,
что люди получают глубокое удовлетворение
от причинения вреда,
особенно бессознательно:
мы можем назвать это
отрицательным творчеством.
Первоначальное
пребывание Персефоны в аду
по-прежнему обсуждается учеными, которые оспаривают
ощущения девственницы:
участвовала ли она в похищении,
или ее накачали наркотиками и изнасиловали,
как это часто случается с современными девушками.
Как известно, возвращение возлюбленной
не замещает
потерю возлюбленной: Персефона
возвращается домой
испачканная красным соком
как
персонаж из сериала
«Сестра Готорн»
Я не уверена, что
сдержу это слово: является ли земля
«домом» для Персефоны? Может быть,
она дома в постели бога? Или она бездомна?
Является ли она
прирожденной странницей, иными словами,
экзистенциальной
копией своей матери, менее
обремененной идеями причинности?
Ты же
знаешь, что тебе не должен никто нравиться.
Персонажи –
это не люди.
Это аспекты дилеммы или конфликта.
Три части: точно также, как душа разделена на
Я, Сверх-Я и Оно.
Точно также
Как три уровня мироздания, своего
рода диаграмма, которая отделяет
Небо от Земли и от Ада.
Вы должны спросить себя:
где идет снег?
Белый цвет забвения, осквернения
На Земле идет снег, молвил холодный ветер.
Персефона занимается сексом в аду.
В отличие ото всех нас, она не знает,
что такое зима, только то,
что она — причина зимы.
Лежа в постели Аида,
О чем она думает?
Неужели она боится? Неужели что-то
заслонило идею разума?
Она действительно знает,
Что земля управляется матерями,
это уж точно.
Она также знает,
что она больше не та, кого называют
девой.
Что касается лишения свободы, то она считает, что
она была пленницей с тех пор, как стала дочерью.
Ужасные воссоединения
займут всю ее оставшуюся жизнь.
Когда страсть к искуплению
становится хронической, яростной, вы не выбираете
свой образ жизни. Вы не живете;
вам не позволено умереть.
Вы дрейфуете между землей и смертью,
которые становятся, наконец,
странно похожими. Ученые говорят нам
что нет смысла знать, чего ты желаешь,
когда сильные борются за тебя
и могут тебя убить.
Белый цвет забвения,
белый цвет безопасности.
Они говорят,
что в человеческой душе есть щель,
в душе, созданной не для того,
чтобы полностью принадлежать жизни.
Земля
просит нас отрицать эту щель, угрозу,
замаскированную под рекомендацию –
Как мы уже видели
в сказке о Персефоне,
которую следует прочесть
как спор между матерью и любовником
дочь просто мясо.
Когда смерть встречает ее, она никогда не видела
луга без маргариток.
Больше она не поет
девичьи песни
о красоте и плодовитости своей матери.
Где щель, там и разрыв.
Песнь земли,
песнь мистического видения вечной жизни –
Моя душа
разбилась от напряжения,
пытаясь принадлежать земле.
Что ты будешь делать,
когда окажешься на одном поле с Богом?
Премия мира