Разум и душа
Самые ранние эксперименты с воздействием на головной мозг упоминаются в шумерских записях, которым около 6000 лет. Примерно в то же время предпринимались и первые попытки трепанации черепа. Есть распространённое мнение, что в Древнем Египте мозг не считался чем-то ценным для жизни человека, в отличие от сердца. Однако сохранился папирус, датируемый примерно 1700 годом до н. э., который рассказывает об устройстве мозга, черепно-мозговых травмах и лечении их последствий.
Древние греки первыми поняли, что именно мозг, а не сердце содержит «душу» человека. Авторство открытия принадлежит легендарному философу Алкмеону, написавшему трактат об этом между 500 и 450 годами до н. э. Вероятно, он же одним из первых сформулировал понятие «бессмертной души», повлияв своими идеями на творчество Платона и Аристотеля.
В III веке до н. э. практикующие врачи Эрасиаст и Герофил, работавшие вместе, составили подробное описание головного мозга и его отделов. Римские хирурги тоже изучали мозг, однако без особых прорывов, поэтому большинство открытий первого тысячелетия н. э. в данной области принадлежит арабским лекарям. А основоположником науки о мозге (нейробиологии) можно назвать итальянца Мондино де Лучи, который в 1315 году сумел преодолеть церковный запрет на вскрытие трупов, благодаря чему создал теорию мозговых «пузырей». Каждый пузырь, по мнению де Лучи, обладает своей спецификой: передний отвечает за чувства, средний — за фантазии, задний — за память.
Вопрос о том, что первично — разум или интеллект, всерьёз взволновал научный мир в середине XIX века, когда разразилась яростная дискуссия между двумя видными французскими анатомами Луи Грасьоле и Полем Броком. В то время под разумом понимали самосознание (душу) человека, то есть способность воспринимать себя как обособленную личность. Брок полагал, что разум и интеллект неразрывно связаны, а их развитость зависит от размеров мозга. Грасьоле возражал ему: проведя сравнительный анализ мозга человека и животных, он показал, что у них есть много общего, поэтому интеллектом обладает не только человек. Разум же, по его мнению, был более «тонкой материей», которая не может быть описана анатомически.
Материалисты приняли точку зрения Брока, и долгое время мозг изучался как механизм, функционирование которого подчинено простым физическим законам. Дискуссия вокруг связи самосознания и интеллекта вновь вспыхнула в середине ХХ века. К тому времени психическая деятельность мозга была хорошо изучена, и учёные выяснили, что его размеры плохо согласуются с уровнем интеллекта. Ещё более остро стоял вопрос самосознания: откуда оно берётся и может ли существовать разум без самосознания?