«Собиратель душ»: сверхъестественная драма о серийном убийце
7506
5 минут на чтение

В центре нового фильма ужасов режиссёра Оза Перкинса — неузнаваемый Николас Кейдж в образе серийного убийцы по прозвищу Longlegs (Длинноногий). Однако история лишь притворяется процедуралом о маньяке — на самом деле это тонкая психологическая драма о последствиях детских травм.

«Собиратель душ» подбирается к отметке в 70 миллионов кассовых сборов — очень много для нишевого фильма ужасов с бюджетом не выше 10 миллионов. Через неделю после выхода у него примерно 85% рейтинга «свежести» от кинокритиков, но лишь 60% — от аудитории. При этом дистрибьютор картины, компания Neon, активно продвигает фильм в TikTok, а у финального трейлера больше 10 миллионов просмотров на Youtube — приличная цифра для проекта такой категории. В соцсетях полно разочарованных отзывов — зрителей не устраивает упрощённый сюжет, заунывный монтаж и медленные диалоги, как во сне наяву. «Собирателя душ» можно уничтожить, навесив на него ярлык «переоценён», — вот только фильм на самом деле состоит из огромного количества слоёв и множества смыслов.

Осгуд Перкинс, сын легендарного актёра Энтони Перкинса (известного по роли Нормана Бейтса в «Психо»), упрямо продолжает снимать один малобюджетный хоррор за другим. «Собиратель душ», возможно, самый громкий его проект — по сборам уж точно. Перкинс — один из главных представителей современного жанра ужасов. Его фильмы «Февраль», «Я — прелесть, живущая в доме» и «Гретель и Гензель» заставляют потеть от дискомфорта без скримеров или кровавых подробностей. В «Собирателе душ» это напряжение лишь усиливается. Истории о противостоянии жуткого маньяка и агента ФБР, обладающего необъяснимой парапсихологической силой в духе Стивена Кинга, вроде бы и не нужно ничем дополнительно пугать. Однако у Перкинса есть удивительная способность сделать жуткими даже домики, покрытые аккуратным белым сайдингом.

Очевидно, что «Собиратель душ» склеен из самых качественных референсов: «Молчания ягнят», «Зодиака», «Настоящего детектива», «Омена» и подобных ему фильмов ужасов 1970-х годов. Некоторые из них содержали сверхъестественные элементы, другие же пугали по большей части человеческой жестокостью. Но главное, что объединяет эти ленты с творением Перкинса, — мрачный сеттинг, в котором угнетает ощущение неправильности происходящего. Стиль режиссёра идеально поддерживает эту атмосферу: камера двигается сонно, а актёры говорят не сразу после обращённой к ним реплики, а спустя секунду-полторы (в особенно драматичных моментах они ждут даже две). Музыка в это время замирает, и в зале кинотеатра можно расслышать сердцебиение погружённых в фильм зрителей и зевки тех, кто всё ещё надеется на развитие действия.

Перкинс сознательно сделал «Молчание ягнят» своей точкой отсчёта — благодаря ему появилась агент ФБР Ли Харкер, сыгранная легендой инди-хорроров Майкой Монро. Её персонаж — очередная типичная героиня современных фильмов ужасов. Таких мы уже видели в «Бабадуке», «Ведьме», «Оно приходит за тобой», «Я иду искать», «Солнцестоянии», «Суспирии» и много где ещё. Эти персонажи не в ладах с настоящим — их преследует трудное прошлое, которое обязательно наложит отпечаток на происходящие события. 

Чтобы понять, как работает «Собиратель душ», вы должны принять правила игры здешнего ужасного мира. Тут нет противостояния «добра» и «зла» — добро вовсе вычеркнули из уравнения. Только в такой реальности и мог возникнуть персонаж Николаса Кейджа, тот самый длинноногий собиратель душ из названия. Промокампания фильма в основном была построена на нём — но лицо убийцы в рекламных материалах отсутствовало. Это не только эстетическая задумка или маркетинговая уловка: в ролике, опубликованном создателями фильма, видно, что Осгуд Перкинс добавил более 15 появлений «дьявола» на заднем фоне. В фильме у Длинноногого (он же Дейл Коббл) всего несколько эффектных сцен, но маньяк незримо довлеет над каждым кадром. 

Николасу Кейджу удалось создать впечатляющего монстра. Для образа он многое позаимствовал у своей матери: Джой Фогельсанг несколько лет провела в психлечебнице, проходя шоковую терапию. В детстве актёр наблюдал за её приступами, и они пугали его до чёртиков. У Джой собиратель душ позаимствовал высокий голос, движения рук, а также любовь к немотивированным крикам «КУ-КУ!». Но родственные связи вдохновили не только Кейджа. В начале работы над фильмом Осгуд Перкинс сказал ему: «Знаешь, этот фильм о моей маме». Мать Перкинса, актриса Берри Беренсон, долгие годы скрывала ориентацию своего мужа — не только от всего мира, но и от собственных детей. Идея, что мама может не просто врать, а выстроить на лжи всю жизнь и одеть в неё детей, как в защитный костюм, стала сюжетной основой фильма. Что хуже: причинить боль своему ребёнку или незнакомым людям? 

И всё же дьявол (или какое-то его воплощение) в «Собирателе душ» тоже есть. Психически больной Дейл Коббл полностью отдаётся демонической сущности, превращаясь в ужасное орудие зла. В интервью Перкинс рассказывал, что Коббл пострадал из-за неудачной пластической операции. Это сломило его и расшатало и без того слабую волю. Коббл — творческий человек, бывший глэм-рокер, но от прошлой жизни у него осталась лишь привычка носить длинные, уже выцветшие волосы, кожаные белые сапоги и жутковатый грим. Он выглядит жутко не только для окружающих, но и для себя самого. В одной из сцен герой приходит в магазин и, стесняясь собственной внешности, пытается неловко шутить. От этого зрителям становится только страшнее: заметно, как он страдает из-за того, что все вокруг считают его фриком. Удобно сочувствовать злодеям, испытывающим удовольствие от собственной злобы, — но куда сложнее принять антагониста, который осознаёт свою мерзость. 

Фильм Перкинса сложен и многослоен, но режиссёр не горит желанием раскрывать подробности сюжета. Как Коббл убивает своих жертв? Что за жутковатые куклы он мастерит? Почему ищет детей, рождённых именно 14-го числа? К сожалению, большинство загадок «Собирателя душ» теряются в линейном и довольно предсказуемом третьем акте. Многие из них Перкинс обрубает сам. Таинственные записки — не важно. Психические способности главной героини — не важно. Камео Кирнан Шипки в психиатрической больнице — ни к чему не обязывающая интерлюдия, которая обрывается за кадром. 

Возможно, в этом и была цель Перкинса — сделать так, чтобы зритель не смог сориентироваться и определиться с тем, что же он смотрит. Драму о переживании травмирующего детского опыта? Процедурал о серийном убийце? Сверхъестественный ужастик об одержимости дьявольской сущностью? Удовольствие от просмотра зависит от того, сможете ли вы принять условия режиссёра и отдаться медитативной, давящей атмосфере. В любом случае «Собиратель душ» — один из самых ярких хоррор-опытов этого года и, возможно, лучший фильм в карьере Осгуда Перкинса.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Обзоры кино

«Чужой: Ромул»: неужели наконец-то нормальный Чужой?

Обзоры кино

«Бордерлэндс»: кино с тэгом #опытные
Плохо одетые актёры делают всякое.

Обзоры кино

«Мятежная луна»: режиссёрская версия. В чём отличия, кроме крови и секса?
Стал ли фильм лучше от двух часов дополнительных сцен.

Обзоры кино

«Собиратель душ»: сверхъестественная драма о серийном убийце
Тёмные тайны Николаса Кейджа

Обзоры кино

«Дэдпул и Росомаха». Кинокомикс для взрослых во славу заурядности
Вселенная «Людей Икс» мертва — да здравствует вселенная «Людей Икс»!

Обзоры кино

Аниме «Воображаемый друг» от учеников Миядзаки: ничто не истинно, всё дозволено
Достойный представитель недавнего тренда на кино про воображаемых друзей.

Обзоры кино

«Тихое место: День первый» — это «Титаник» с монстрами на руинах Америки
Фильм никак не объясняет свою вселенную — зато это трогательная история любви на фоне апокалипсиса.

Обзоры кино

«Контакты»: русский авторский фильм, не стесняющийся быть фантастикой
Фильм, который называют русским «Районом №9» чаще, чем стоило бы

Обзоры кино

Удивительные мультфильмы 2024 года, которые вы пропустили: «Сирокко», «Душа койота» и не только
Вход только для ценителей полного метра!
Показать ещё