«Райя и последний дракон». Почему дивная восточная сказка Disney не станет хитом (а жаль!)

22942
7 минут на чтение
Волшебная страна Кумандра на грани гибели. Её величественные храмы и прекрасные долины разорены нашествием друунов — безликой чумы, которая обращает людей в камень. Много веков назад могучим драконам удалось сдержать предыдущую эпидемию ценой своей жизни. Но, пережив катастрофу, обитатели Кумандры поддались страху и алчности. Некогда единая земля раскололась на несколько враждующих племён, бессильных перед новым вторжением друунов. Осталась лишь одна надежда на спасение: юная воительница Райя отправляется на поиски Сису, последней из великих драконов…

Raya and the Last DragonЖанр:

восточное фэнтези

Режиссёры:

Дон Холл и Карлос Лопес Эстрада

Роли озвучивали: Келли Мари Трэн, Аквафина, Джемма Чан, Дэниел Дэ Ким

Возрастной рейтинг: 6+

Премьера: 4 марта

Похоже на: «Моана», «Аватар: Легенда об Аанге», «Как приручить дракона»

 Бывает, просто не везёт. Даже самая захватывающая история может оказаться не ко времени и не к месту. Работа над первой южноазиатской сказкой студии Disney (тогда проект именовался «Империя драконов») началась примерно пять лет назад. И кто в 2016 году мог предсказать, что по миру прокатится вполне реальная чума, а рынок захватят онлайн-сериалы?

Изменились вкусы зрителей, нормы индустрии и даже сам мультфильм. «Империя» стала «Райей». Добрый десяток сценаристов, продюсеров и режиссёров подхватывали проект друг у друга. Всего за полгода до релиза главную роль пришлось полностью переозвучить новой актрисе, Келли Мари Трэн («Последние джедаи»). А триумфальная кинопремьера оказалась смазанной: из-за пандемии во многих странах фильм одновременно выходит на стриминг-сервисе Disney+.

Весь этот контекст необязательно нести с собой в зал. Многим хватит уже и того, что «Райя и последний дракон» просто хороший фильм. Зрелищная и красивая сказка, которая развлечёт детей и растрогает взрослых. Критики поблагодарят за грамотную репрезентацию азиатской культуры. Авторы фанфиков потеряют голову от «химии» между главной героиней и её заклятым врагом. Магазины распродадут миллионы плюшевых фигурок Тук Тука, милой зверушки на стыке мокрицы, броненосца и гигантской собаки. Все при деле, все довольны… и благополучно забудут про «Райю» к концу года, как раз к релизу следующего большого проекта Disney.

Это ожидаемо. Это нормально. Но сложно избавиться от ощущения, что фильм заслуживает большего. В доковидные времена он легко мог бы стать хитом проката и положить начало успешной франшизе а-ля «Холодное сердце». Или, наоборот, задержись производство ещё примерно на полгода — и руководство студии наверняка адаптировало бы проект под сериал для Disney+. В новой реальности это ничуть не позорно: «Звёздные войны» и вселенная Marvel превосходно чувствуют себя на малых экранах!

Откровенно говоря, в многосерийном формате «Райе» было бы намного комфортнее, ведь по сути своей это роуд-муви. Путь героини лежит через всю Кумандру — и, чтобы зрители не запутались, карту волшебной страны им подробно показывают уже на первых кадрах. Перед глазами проносится добрая дюжина локаций и персонажей, а сюжет то и дело норовит сорваться в исторический экскурс: добрая четверть фильма уходит на флешбэки и разговоры о прошлом. Каждые 15–20 минут к героической партии присоединяется новый компаньон — конечно же, со своей трагической предысторией, — из-за чего происходящее начинает напоминать ролевую игру от BioWare, только на ускоренной перемотке.

После множества итераций (над сценарием в разное время работали восемь человек) авторы загнали себя в ловушку. С одной стороны, им удалось придумать яркую, многообразную вселенную. «Райя» черпает элементы сразу из нескольких азиатских культур, от Лаоса и Камбоджи до островов Филиппин, но подгоняет их под нужды собственной сказочной истории. Племена Кумандры разительно отличаются друг от друга по настроению и колориту. К примеру, торговцы из земель Когтя ослепляют героев яркими цветами и огнями, а прагматичные воины страны Клыка, наоборот, живут в аскетичной каменной цитадели, полной острых углов. Архитектура, костюмы, даже кухня — всё отражает характер каждого отдельного племени и его место в сюжете.

С другой стороны, уместить такой необъятный массив лора в полтора часа хронометража попросту невозможно. Сюжет боится перегружать зрителей информацией (и правильно делает), а потому несётся вперёд по максимально прямой траектории. Ни слова впустую, ни минуты на «лишнюю» рефлексию. Увлекательно? Вполне. Доступно? Пожалуй. Но при таком подходе от драматургии остаётся лишь каркас, все нюансы приходится домысливать. А из-за этого страдает сама суть истории.

Ведь в конечном счете «Райя» — не про драконов, а про людей. Про разобщённые племена Кумандры, которым необходимо преодолеть свои страхи и взаимное недоверие. Перестать бороться с соседями за ценные ресурсы и объединиться ради выживания всего человечества. Актуальные политические параллели (от идеологического раскола в США до всемирного экологического кризиса) каждый зритель может расставить по своему усмотрению.

Но вот парадокс. Из-за суматошного темпа истории прекрасный посыл о важности эмпатии так толком и не получает подтверждения на деле. Сюжет снова и снова подгоняет Райю вперёд: нет времени узнавать себя в другом! Многие второстепенные персонажи (даже ключевые — лидеры племён) появляются в кадре меньше чем на минуту. А основная героическая партия лишь однажды позволяет себе передышку и собирается за общим столом.

Компромисс понятный и, в общем-то, характерный для Голливуда. Любой сценарист рано или поздно учится обходиться малым: сокращать сюжет, довольствоваться парой ярких деталей вместо подробного психологического портрета, показывать общее явление через частный пример. Так же и в «Райе» за всю Кумандру приходится отдуваться главной героине и её антагонисту, Намаари из племени Клыка.

Персонажи ловко запараллелены друг с другом. Райя и Намаари — ловкие и бесстрашные девушки-воительницы, готовые на всё ради выживания своей семьи. Кто ж виноват, что они принадлежат к враждующим кланам? Как и положено сказочным богатырям, они трижды сходятся в битве, и схватки поставлены неожиданно яростно и стремительно. Но прежде всего драматично — один из сценаристов Куи Нгуйен также хореограф боевых искусств.

Намаари служит зеркалом Райи, её «темной стороной». Или как минимум воплощением той тьмы, которую недоверчивая героиня ожидает увидеть в других людях. Но тьму всегда должен уравновешивать свет, и за это в фильме отвечает драконица Сису.

Тех, кто привык к каноничному образу мудрых и опасных огнедышащих ящеров, она наверняка застанет врасплох. Сису — азиатский водяной дракон-нага, энергичная, немного неказистая и максимально открытая миру. В отличие от своих западных сородичей, она почти не участвует в битвах — скорее наставляет и защищает Райю, помогает героине прислушаться к красоте и многообразию Кумандры. А ещё она, разумеется, даёт аниматорам Disney редкую возможность поиграть с эффектами воды: в одной из самых зрелищных сцен фильма Сису взмывает в воздух прямо по «ступенькам» из дождя!

К сожалению, из-за всё той же сюжетной спешки ни Намаари, ни Сису не успевают раскрыться в полной мере. Но они дополняют персонаж Райи, задают координаты для её морального компаса. Прагматичность против наивности, эгоцентризм против самоотрешённости, железная стойкость против «течения» в общем ритме вселенной. Каждый путь по-своему обоснован и логичен, но к спасению мира ведёт лишь один.

Дилемма с одной стороны традиционная, а с другой — довольно нетипичная для фильмов Disney. «Райя», надо отдать ей должное, вообще не боится нарушать жанровые правила. Героиня скорее циник, а не идеалист. Антагонисты очеловечены (насколько позволяет темп истории), а главное зло, друуны, максимально обезличено — это по сути стихия, с которой бесполезно бороться традиционными методами. И даже романтической линии в фильме нет, хотя воображение фанатов-шипперов это, конечно же, не остановит.

Но главная находка «Райи», безусловно, состоит в отказе от традиционного «пути героя». Новому поколению протагонистов недостаточно поверить в себя и выйти на бой со злом. Наоборот, по ходу фильма Райя учится отпускать собственную агентность и передавать эстафету спасения мира другим персонажам. Выбирать не силу, но чуткость и доверие. Урок не самый очевидный, но чрезвычайно полезный — пусть и подаётся он скороговоркой.

«Райя и последний дракон» — хороший фильм, волею судьбы оказавшийся не на своём месте. Здесь хватает оригинальных идей, колоритных персонажей, зрелищных сцен и запоминающихся локаций. Но, увы, полнометражный формат не даёт всему этому как следует заиграть.

Как знать, возможно, в условиях стремительно меняющегося кинопроката «Райя» окажется одним из последних традиционных мультфильмов Disney и новые сказки студии с самого начала будут равняться на телевидение? Впрочем, не стоит гадать раньше времени. Лучше прислушаемся к фильму, его урокам и ошибкам: доверимся вселенной… и не будем спешить.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё