«Последний богатырь: Корень зла»: как наш корреспондент в сказку попал

12170
9 минут на чтение
К новогодним праздникам студия Disney готовит «Последний богатырь: Корень зла», продолжение фэнтези-комедии по мотивам славянского фольклора. Баба-яга, Василиса Премудрая и, конечно же, Иван-дурак, непутёвый сын Ильи Муромца, отправляются в новое путешествие и бросают вызов злу.

«Мир фантастики» заглянул на съёмочную площадку второго «Богатыря» и прогулялся по улочкам волшебной страны Белогорье — всего в нескольких километрах от Москвы. Мы расспросили создателей фильма, почём раки у Водяного и можно ли доверять Колобку. Публикуем репортаж на фоне выхода полноценного трейлера.

Сказочный мир ближе, чем кажется. За «Икеей» налево, потом вдоль кладбища — и правда, какое приключение без визита в загробный мир? Небольшой микроавтобус осторожно спускается в долину реки Сходня, сотрясаясь на ухабинах грунтовой дороги. Среди журналистов проходит смешок: «Так вот ты какая, дорога в сказку!».
У главного героя «Последнего богатыря» похожий путь. В первом фильме неприкаянный москвич Иван (звезда сериала «Кухня» Виктор Хориняк) неожиданно перенёсся в мифическое царство Белогорье. Там мудрый волхв объявил парню, что на самом деле тот — потерянный сын Ильи Муромца, которого злая ведьма Варвара обратила в камень вместе с его дружиной. Заручившись поддержкой Кощея Бессмертного, Бабы-яги и прекрасной бой-девицы Василисы, Иван победил супостатов, освободил страну из-под власти тирана и снял чары с отца.

«Последний богатырь» собрал свыше миллиарда рублей и стал одним из главных хитов российского проката за 2017 год. Два года спустя, под жарким сентябрьским солнцем 2019-го вовсю кипели съёмки продолжения — причём не только «Корня зла», но и пока ещё безымянного третьего фильма. Амбиций проекту не занимать: помимо Москвы сказочники из Disney выезжали на луга Карелии, предгорья Кавказа и в заснеженную уральскую чащу.

Возросший масштаб авторов не пугает. Над «Корнем зла» работает команда, набившая руку на первом фильме: режиссёр Дмитрий Дьяченко («О чём говорят мужчины») и творческая группа студии Yellow, Black and White под руководством Виталия Шляппо («Холоп»). Да и молодые звёзды франшизы за это время набрались опыта.

«У нас коллектив уже состоявшийся», — бойко заявляет Мила Сивацкая, исполнительница роли Василисы, — «В первой части мне было всего шестнадцать лет, я как-то стеснялась: блин, такое кино, как в нём играть? А сейчас Витя (Хориняк) приходит, какую-то шутку скажет — и сразу начинаешь улыбаться, глаза горят. Всё гораздо проще, очень комфортно и весело».
Задору наверняка способствуют обстоятельства съёмки. На предыдущем фильме сказочная столица Белогорья была разыграна преимущественно в тесных интерьерах с добавлением компьютерной графики. Для сиквела же было решено построить город «вживую». Наше интервью с актёрами проходит в тени огромной декорации, возведённой под открытым небом в окрестностях Химок. Самолёты, заходящие в аэропорт Шереметьево, пролетают над узкими средневековыми улочками, пышными деревянными теремами и диковинными спортивными сооружениями. Пылают на солнце жар-птицы с искусных резных барельефов, а в такт ветру покачивается дюжина красочных штандартов. В Белогорье проходят Богатырские игры.

Это лишь самое начало фильма. Победив Варвару и освободив добрых богатырей, Иван остаётся жить в волшебной стране, но как сын Ильи Муромца вынужден принимать участие в местных праздничных ритуалах. Все защитники Белогорья собираются в столице, чтобы помериться силой и ловкостью; вот только чем обычный парень Иван может впечатлить на фоне сказочных витязей? В самый разгар состязаний на город неожиданно нападают ведьмы: Варвара вернулась, чтобы отомстить, и на этот раз ей помогает мать, верховная колдунья Галина.
Сцену их прибытия снимают в день, на который назначены интервью. Трюки, пиротехника, десятки человек в массовке. Налево пойдешь — Илья Муромец и Василиса Премудрая оглядывают площадь с балкона княжеского терема. Направо пойдешь — деревенские бабки судачат у торговых рядов.

Ощущения сродни визиту в тематический парк аттракционов по «Гарри Поттеру» во Флориде, где в натуральную величину воссоздан знаменитый Косой переулок, со всеми магазинами и регулярными костюмированными представлениями. Создатели фильма этим пользуются, подшучивая над пришлыми журналистами. «Вот настоящий мистический камень, который мы привезли из Карельской святыни», — указывают они на массивный булыжник, испещрённый древними рунами. А потом смеются в кулак: нет, на самом деле реликвия — из пенопласта.

«Нам не хотелось, чтобы декорации выглядели по-бутафорски сказочно, — поясняет режиссёр Дмитрий Дьяченко свой подход к стилю «Богатыря», — Но и не хотелось, чтобы всё было серым и мрачным. Бывает, в исторических многобюджетных постановках русский мир показан каким-то грязным, чумазым. Нет, наш русский мир — прекрасный и светлый. Он воплощает наше общее представление о сказке». «Корень зла» ещё дальше уходит на территорию фэнтези, соединяет иллюстрации из детских книжек с реальными элементами разных российских культур, от мордвы до волжских казаков.
Вымышленный мир фильма полон деталей и вполне реальных текстур. У каждого в массовке — свой уникальный костюм, а на доспехах витязей видна каждая чешуйка. Актриса Елена Яковлева (сериал «Каменская»), почти неузнаваемая в гриме Бабы-яги, задумчиво перебирает свисающие с её костюма скляночки, обереги, куриные лапки и кожаные мешочки. «Эта лягушка — настоящая, между прочим», — указывает она на один из артефактов, — «Шкурка настоящей лягушки. Китайцы делают из них кошелечки и на оптовых рынках продают».

К площади, где проходят Богатырские игры, примыкают торговые ряды, до отвала забитые различным товаром. Горшки и кувшины, рубанки и наковальни, потрепанные салазки и покрытые смолой лодки, связки сушеной воблы и огромные бочки со всякой речной живностью. Дары озёр по сюжету распродаёт Водяной, но Дьяченко предупреждает: раки у него — не первой свежести. А вот овощи и хлеб на площадку завозят чуть ли не каждый день, и по ходу смены команда потихоньку подъедает «реквизит».

«Ситуация очень сложная, я вам скажу, на площадке, — с абсолютно серьёзным лицом иронизирует Виктор Хориняк, — Постоянно нас чем-то подкармливают, какие-то орешки, фрукты, бутерброды. Невозможно сосредоточиться, понимаете? Хочется спать, хочется отдыхать. А приходится работать. А работать невозможно, потому что всё за тебя делают вокруг — остается только выйти в кадр и заняться делом. Ужасно, никакой жизни!»
Его ирония, впрочем, справедлива лишь отчасти. Этот этап съёмок проходит в условиях нещадной жары. Актёры обливаются потом, грим Бабы-яги постоянно рискует рассыпаться. На перерывах массовка в плотных исторических костюмах прячется в тени или, закинув ногу на ногу, ложится передохнуть на деревянную повозку. Одному лишь Илье Муромцу всё нипочем. «Я об этом как-то не думаю. Жарко — и жарко. Холодно? Ну холодно. Дождь? Ну дождь», — пожимает плечами актёр-ветеран Юрий Цурило («Хрусталёв, машину»).

Для пущей иллюстрации своей силушки 73-летний богатырь достаёт из ножен меч-кладенец и предлагает его молодому журналисту. Тот от неожиданности кряхтит: в оружии, должно быть, не меньше десяти килограмм. Неуверенность Ивана в обществе могучих сказочных воинов становится как никогда понятной. Строго говоря, очередная схватка между светом и тьмой в «Корне зла» — лишь фон для истории возмужания героя. Что это вообще значит, «быть мужчиной», когда тебя окружают бородатые, широкоплечие атланты, запросто несущие на себе груз тяжелых доспехов?

«У каждого парня бывает такой момент, когда он не понимает себя. Что? Как? Я же должен быть крутым, семью обеспечивать — а я не могу! И фильм как раз об этом», — размышляет о своём экранном возлюбленном Мила Сивацкая, — «Ваня ещё не нашёл свою силу. Василиса ждет от него подвигов, а у того не получается».
Главную угрозу для Ивана представляют не злые ведьмы, а новый чудо-богатырь Финист, сыгранный Кириллом Зайцевым («Движение вверх»). Он и в жизни выглядит словно сверхчеловек: высокий блондин с «кирпичной» челюстью и низким размеренным голосом. А уж в полном боевом облачении, на белом коне, да с железной уверенностью в собственном героическом предназначении — это тот самый классический идеал мужественности, до которого Иван даже не надеется дотянуться.

И что страшнее всего, Василиса, кажется, тоже неравнодушна к Финисту. Между двумя богатырями, сказочным и московским, разворачивается любовный треугольник. Впрочем, у витязя и без того есть причины смотреть на Ивана свысока. Кирилл Зайцев называет соперника «генеральским сынком», который без спроса, просто по факту родства с Ильёй Муромцем, явился в мир истинных воинов и не разделяет их чувства долга.

«Финист — абсолютная звезда Белогорья», — продолжает актёр, — «Его ничем не возьмешь: ни стрелой, ни мечом противника, ни словом. Он уверен в своих силах, супер-уверен, и не боится схватки. Если темные силы грозят Родине, он с удовольствием погибнет в бою. Этот человек остро чувствует свое предназначение и не хочет умереть дома на диванчике перед телевизором».
Ревность и сомнения в собственной мужественности окажутся для Ивана непростым испытанием, раскроют не самые привлекательные его черты. Но, по мнению Виктора Хориняка, это лишь поможет зрителям соотнести себя с героем: «Для меня Иван интересен тем, что он — такой же, как и мы. Всё в нем присутствует. Он и хитрый, и мудрый, и гневный, и милостивый».

«Последний богатырь» прославился тем, что создатели отказались от однозначной трактовки сказочных персонажей. Клише вывернуты наизнанку, добро и зло неочевидны. Красавица Василиса сигает с балкона и ловко размахивает мечами. Колобок теперь — свирепый разбойник в озвучке Гарика Харламова. Баба-яга больше не ест детей, а наоборот, защищает главного героя и по-своему становится для него материнской фигурой.

«Если в начале она этого Ивана тыркала, пичкала нравоучениями и наказывала, то потом её сердце дрогнуло», — рассказывает Елена Яковлева, — «За кадром у нас с Витей просто фантастические отношения: как друзья, как приятели, как мать и сын. Может, потому, что во второй части мы уже непосредственно помогаем друг другу».
И уж совсем всё непросто с главной антагонисткой фильма — колдуньей Галиной. В первом «Богатыре» она казалась лишь эпизодическим персонажем, заботливой домработницей Ивана, которая ухаживает за ним в его одинокой московской квартире. Теперь, сбросив маску и облачившись в роскошное платье цвета воронова крыла, Галина выходит на авансцену.

«Я старшая ведьма, а значит — я лучшая. Я сильнее, умнее и красивее», — без ложной скромности представляет свою героиню Елена Валюшкина («Формула любви»). Впрочем, подробностей актриса избегает и лишь намекает, что Галина не просто так следила за Иваном в реальном мире и что у неё есть свои причины мстить обитателям Белогорья.

«Почему она злодейка? Кто её довел до жизни такой? Не сама же она родилась злой. Нагадили ей — значит, она должна бороться. И иногда все способы хороши». Валюшкина берет паузу и мечтательно улыбается, пока на заднем плане раздаются крики испуганных горожан — режиссёр снимает реакцию массовки на прибытие злодеев.

Как и Иван, Галина принадлежит сразу двум мирам: сказочному Белогорью и реальной Москве. И граница между ними, судя по площадке «Корня зла», гораздо тоньше, чем кажется. Волшебная страна — под Химками. Героический богатырь — простой, не очень уверенный в себе парень. А чудесные свершения — не только на экране.
С дальнего крыльца за съёмками, затаив дыхание, следит ребятня — дети членов съёмочной группы. Малыши теснятся у дубовых перил и терпеливо наблюдают, как дубль за дублем на площадке рождается сказка. Богатыри спорят с ведьмами, каскадеры взлетают в воздух, а колдовской дым поднимается к крышам, где тихо жужжит камера-квадрокоптер.

Исполненный героических чувств, Финист-Зайцев подводит итог. «Каждый, выполняя свою работу и стараясь делать ее максимально хорошо, отдавая себя всего и принося этим пользу — своему народу и своим зрителям — тоже в каком-то плане совершает богатырские подвиги».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:21день
Подписатся
Статьи

Кино

«Война рохирримов»: и Рохан явился! Чем хорош, а чем плох эпичный мультфильм по Толкину

Кино

Kingsman: серия комиксов и фильмов супершпионской фантастики
Оксфорды, а не броги!

Кино

«Злая: Сказка о ведьме Запада». Что делать, если ты зелёная? Петь!
Отличный мюзикл о проблемах злых ведьм с альтернативным цветом кожи

Кино

Что такое «умный хоррор»? Расцвет возвышенных ужасов в 2010-е
Новый взгляд на старые страхи

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 онлайн и за рубежом? Толкин, готика и клюква
Месяц мультфильмов, мультяшек и зубастых хищников.

Кино

«Моана 2»: «А помните, как было круто?», спрашивает Disney
Очень красивый задел под неснятый сериал.

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 в кино? В России — смотрим русские
А также пару необычных фильмов от Земекиса и Робби Уильямса

Кино

«Приключения Паддингтона 3»: как медвежонок становится Индианой Джонсом
Теперь с Бандерасом и в Перу!

Кино

«Чужой: Воскрешение»: секс с ксеноморфом от создателя «Амели»
Самый безумный фильм про Чужого.

Кино

«Дорога»: самый мрачный и реалистичный постапокалипсис, дающий надежду
Ровно 15 лет назад вышел самый реалистичный фильм про конец света.
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:21день
Подписатся