Мнение: Почему «Пробуждение Силы» вышло именно таким

11360
6 минут на чтение
Музыкант, программист и блогер Виктор Брыксин опубликовал в своём блоге соображения о том, что подтолкнуло создателей фильма «Звёздные войны: Пробуждение Силы» на те или иные творческие решения. Мы публикуем текст без изменений.

∗∗∗

Я не страдаю спойлерофобией, а посему в посте будет невероятное число спойлеров, которые я прочитал на вукипедии еще до просмотра фильма. Если вы не разделяете мою позицию — то посмотрите внимательно на этого вуки и перестаньте читать. Спасибо за понимание.
Самое интересное в «Пробуждении Силы» — это то, почему оно было снято именно таким. Согласитесь, довольно странно, когда в первой части потенциальной трилогии нам демонстрируют довольно невнятный сюжет, созданный с прямым заимствованием идей, сцен и планов классической трилогии даже без поправки на XXI век
. Странно, когда в фильме, выпущенном в 2015 году, мотивация героев отдает нарочито картонной шаблонностью, а развитие характера идет экстенсивным, а не интенсивным образом, с привлечением внешних сущностей.

Сначала по сюжету посмотрим на расстановку сил. К моменту окончания 6 части мы имеем обезглавленную, но не уничтоженную до конца империю и изрядно обескровленную войной повстанческую организацию, а также общий депрессивный фон по галактике. Джедаи кончились вместе с ситами. Прошло тридцать лет.

На фоне происходящего претензии к Драйверу и его герою сразу же снимаются. Многие зрители, как мне кажется, путают отношение к актеру с отношением к персонажу, которого он играет. Конечно, типаж у Рена вызывает исключительно презрение с легким налетом брезгливости — эдакий сит-неудачник, который смотрится хорошо только на фоне того, что других ситов в галактике практически нет
и только до тех пор, пока не встречает отпор. Отпор ему дает девочка, которая еще вчера вообще ничего не знала о своих способностях, что ставит способности самого Рена под вопрос.

Рен — слабак, ничтожество и тряпка. Прозябающий в тени Вейдера, он не способен в принципе даже приблизиться к его уровню. Он молится на его шлем (а молитва — это признак слабости, смятения, замешательства, чего угодно, но только не воли и решительности), он убивает собственного отца хитростью и обманом, теряя контроль над собой сразу после происшествия, в результате чего его ранит вуки из своего лазерного арбалета — немыслимо для могущественного сита, но совершенно объяснимо для Рена. Конечно, его вводят как могущественного злодея, как фигуру уровня Вейдера, но уже в первые полчаса становится очевидно, что злодей из него совершенно никудышный, когда генерал Первого Ордена ставит его на место, и Рен утирается.

Рен — проходная фигура в мире «Звездных войн». И Драйвер прекрасно справился с ролью.

Рен — совершенно проходная, ординарная фигура в мире «Звездных войн». И Драйвер прекрасно справился с ролью, сыграв своего рода мальчика-мажора, которому папочка дал денег на бизнес, а тот купил черный гелик и застрял в ближайшей канаве. Рена непрерывно опускают все кому не лень, и это нормально, потому что главный действующий в фильме злодей — это Сноук
, а видимая фигура — генерал.

Кровь Вейдера в жилах Рена разбавлена водой на 90%.

Впрочем, сейчас фигура Сноука примерно аналогична фигуре Йоды из классической трилогии. Понятно, что в нем что-то есть, возможно какое-то могущество, однако оно никак в фильме не показано. В классической трилогии это было связано с ограничениями технологии: тяжело прыгать в костюме чебурашки. В новейшей же
Сноук скорее всего будет выведен на передовую в последующих частях.

Претензии к фактологической части и мотивации нельзя назвать обоснованными в силу того, что вселенная звездных войн по сути своей не научная фантастика, а фентези, фактически сказка, а значит изначально неверифицируема. Никто не ругает сказку «Иван-царевич и серый волк» за отсутствие у героев мотивации и противоречивый мир, и здесь не надо.

Что касается претензий к сюжету, то они, безусловно, оправданы с точки зрения старых фанатов саги. Фактически им показали компиляцию из лучших моментов классической трилогии с поправкой на технологии. Да, выглядит зрелищно. Но очевидно, что, к примеру, план «фронтальный вид на пилота из истребителя» уже немножечко устарел и сейчас смотрится крайне архаично, а битвам недостает масштабности. По сюжету это обусловлено именно тем, что мы фактически видим перед собой уже изрядно обескровленные противоборствующие стороны, а по замыслу, судя по всему, нам и хотели показать именно это — повторение того же, что мы уже видели.

Создатели фильма решили минимизировать риски и показать зрителю то, что он уже видел.

Причина? В общем, очевидно, что возрождение вселенной — задача довольно ответственная, и мы вступаем на территорию high risk high reward. Непонятно, как новые сюжетные ходы будут восприняты фанатами, с учетом того, что фильм еще перед выходом обзавелся негативным фоном, связанным с передачей франшизы Диснею. Ругали все: и световой меч особой конструкции, и негра в главной роли, и негра в армии, как тогда казалось, клонов, и уши Микки-мауса, торчащие из каждого кадра трейлера. В итоге создатели фильма решили минимизировать риски и показать зрителю то, что он уже видел. Такая форма поглаживания, мол, смотри, мы уважаем твои интересы, а потому мы сделаем новый фильм максимально стилистически и сюжетно приближенным к классической трилогии. Сюжет не самостоятелен, он является по сути месседжем о признании армии фанатов и их притязаний на вселенную и нужен только для того, чтобы разъяренные поклонники не разнесли в щепки павилионы Голливуда.

Для них же — приглашенные звезды. Сомневаюсь что ненышнему зрителю интересно было бы смотреть на постаревшего и обросшего брюшком Хана Соло, бабушку Лею и бомжа Люка. Тоже элементы месседжа. По факту весь фильм — это не кино в привычном понимании, это классическое medium is message, своего рода документ, обосновывающий притязания Диснея на вселенную и выставленный на поругание фанатов. Это та самая демократия, которой так не хватает в российских реалиях, но призывающая голосовать не только рублем, но и рецензией.
В итоге очевидно становится, что фильм снимался именно в расчете на то, что неофиты схавают за счет зрелищности, а старички за счет поглаживаний. С учетом того, что впереди нас ждет еще две части, Диснею совершенно не выгодно отталкивать ни тех, ни других, и задачи срубить максимальную кассу именно на этом фильме у них не было, они работали на перспективу.

Звёздные войны: Пробуждение силы. Невосторженное мнение

Дмитрий Злотницкий

16.12.2015

13208

Абрамс не создал ничего индивидуального и оставил много вопросов без ответа.
Получилось у них это или нет? Вопрос пока открытый. В первый уикэнд фильм собрал ошеломляющую кассу, но это было очевидно при любом раскладе. Сарафанное радио скоро разнесет информацию о фильме по остальным потенциальным зрителям и мы увидим хвост кассовых сборов, по нему и можно будет судить об успехе. А успех не вполне очевиден, но все-таки это скорее «да», чем «нет». Отзывы критиков умеренно осторожные, количество людей, которые говорят «да, это хороший фильм» больше, чем тех, кто утверждает, что это полный треш и зачем он вообще на это пошел. Такой умеренно положительный фон — пожалуй, лучшее, на что могли рассчитывать создатели. И, судя по всему, на это и был расчет, получив легитимность действий в глазах фанатов, они смогут развернуться и в последующих частях мы все-таки увидим новые истории в знакомой вселенной.

Ну а негр… а что негр? Был бы он белым, никто бы и внимания на него не обратил. Нормальный актер, претензий к нему нет.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться
Статьи

Кино

Памяти Дэвида Линча. Не надо бояться глубины

Кино

Лучшие фильмы ужасов 2024 года: проклятия, маньяки и шоу-бизнес
Неоднозначные страшилки, громкие хиты и неожиданные удачи

Кино

Антиитоги 2024 года: разочарования, провалы и мультивселенная кринжа
Фильм-камикадзе, убийца киновселенной и самые скандальные «Звёздные войны».

Кино

Путеводитель по «Мегалополису» — оптимистичной антиутопии от создателя «Крёстного отца»
Киногод-2025 начинается с дум о Римской империи… и о крушении современных империй.

Кино

Какие фильмы и сериалы Marvel и DC выйдут в 2025 году?
про нового Супермена, возвращение Сорвиголовы, подозрительных агентов* и Джокера, приносящего жертвы индейским богам.

Кино

«Уоллес и Громит: Самая дикая месть». Самый уютный мультфильм нового года (про бунт ИИ и злобных гномов)
Студия Aardman снова в строю!

Кино

Какие фильмы выйдут в 2025 году? Фэнтези, сказки и экранизации игр
Ремейки мультфильмов, фильм по Мартину и сразу три «Белоснежки».

Кино

Лучшие мультфильмы 2024 года: фантастика, фэнтези и роботы (и одно аниме)
Наша рекомендация для тех, кто не успевает следить за всем необычным и интересным.

Кино

Какие фильмы выйдут в 2025 году? Фантастика про космос и будущее
От «Аватара» про злых (!) на’ ви до, наверное, самого заранее скандального фильма по «Звёздному пути»

Кино

«Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»: кому стоит смотреть фильм, а кому — точно нет
Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной.
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться