«Пиноккио Гильермо дель Торо»: великая антивоенная сказка не для детей

29073
5 минут на чтение
Итальянский мастер резьбы по дереву Джеппетто потерял сына и в приступе горя вырезал ему на смену деревянного мальчика по имени Пиноккио. Случилось чудо: кукла ожила. Но отцу и новоявленному сыну предстоит пройти вместе нелёгкий путь. Пиноккио нужно узнать, как из деревянной куклы превратиться в настоящего мальчика. А Джеппетто придётся вспомнить, каким должен быть настоящий отец.

Pinocchio

Жанр: сказочный мультфильм

Режиссер: Гильермо дель Торо

Роли озвучивали: Грегори Манн, Дэвид Брэдли, Юэн Макгрегор, Кристоф Вальц, Тильда Суинтон

Премьера: 9 декабря 2022 г. (цифровой релиз)

Возрастной рейтинг: 6+

Продолжительность: 117 мин.

Похоже на: «Лабиринт фавна», «Остров собак»

В 2022 году вышли сразу две голливудские адаптации классической сказки Карло Коллоди. Но насколько пустой оказалась «живая» экранизация от Disney, которую не спас даже Роберт Земекис в режиссёрском кресле, настолько же оригинальной и трогательной получилась версия Гильермо дель Торо. Оскароносный мексиканский режиссёр специализируется на необычных мрачноватых сказках, поэтому, когда стало известно, что он работает над мультфильмом, все поклонники замерли в ожидании чего-то нового и чудесного. Эти надежды оказались полностью оправданы, а дель Торо в очередной раз подтвердил звание одного из лучших режиссёров современности.

Сказка Коллоди — это насквозь морализаторская история. Деревянный Пиноккио появляется на свет изначально порочным, поэтому он должен пройти через множество испытаний, раскаяться в своих грехах и искупить их самоотверженным трудом и заботой о других. Только тогда он обретёт право считаться настоящим человеком. Самый страшный порок Пиноккио не легкомысленность, не жадность и даже не лживость, которая впоследствии стала ассоциироваться с этим персонажем из-за его носа. По мнению Коллоди, главный грех Пиноккио — непослушание, непочтение к отцу и другим моральным авторитетам, которых он встречает на пути. Основным нравственным уроком сказки можно считать эти слова: «Горе детям, которые восстают против своих родителей и покидают по неразумию своему отчий дом!» Именно эту истину старается донести до маленьких читателей автор.

Забавная деталь: погибшего сына Джеппето звали... Карло! То есть он папа (кого?) Карло

Такая мораль оказалась не очень близка мексиканскому режиссёру. Центральной темой мультфильма он сделал отношения отца и сына. Но в отличие от сказки Коллоди, где отец предстает идеализированной фигурой, дель Торо очеловечивает Джеппетто. У резчика по дереву появляется личная трагедия, связанная с потерей жены и сына, и не соответствующие образу идеального отца черты и привычки вроде алкоголизма. Он не сразу принимает Пиноккио, срывает на нём злость и не всегда оказывается способен его защитить. 

А Пиноккио больше не воплощение детской порочности, которую необходимо искоренить. Да, он может шалить и дерзить, капризничать и обманывать. Но всё это лишь проявления детской непосредственности и несформированности (неотёсанности). Сердце у деревянного мальчика изначально доброе, он очень любит отца и жаждет заслужить его одобрение. 

Режиссёр показывает отношения детей и родителей как взаимозависимые: не только ребенок учится у взрослого тому, что такое хорошо и что такое плохо, но и взрослый благодаря ребёнку развивается и растёт над собой. Дополнительно тема отцов и детей подчёркивается с помощью пар второстепенных персонажей: Фитиля и его жестокого отца Подесты, обезьянки Спаццатуры и третирующего его графа Вольпе, глядя на которого, русские зрители непременно вспомнят Карабаса Барабаса.

«Вольпе» по-итальянски значит «Лис», так что граф отвечает ещё и за лису, русской публике известную как Алиса

Вторая по важности тема мультфильма — определение человечности. Деревянная кукла хочет стать настоящим человеком, но что это такое? Для Коллоди человечность связана с добродетелью. Дель Торо даёт более мрачный ответ в духе классического силлогизма: быть человеком значит быть смертным. И когда Пиноккио впервые умирает и знакомится со Смертью, невольно закрадывается мысль, что возрастной рейтинг этому мультфильму стоило поставить повыше.

Из всех предыдущих работ режиссёра «Пиноккио» больше всего напоминает «Лабиринт фавна»: здесь так же переплетаются мрачная реальность и не менее мрачная фантазия. «Пиноккио», пожалуй, не так откровенно жесток, но в нём с лихвой хватает моментов, которые маленькие зрители потом могут вспоминать как источник своих детских травм. Сын Джеппетто погибает в результате авиационного налёта, в стране распространяется фашистская идеология, начинается война — всё это элементы отнюдь не детского мультфильма. 

Бескомпромиссная антивоенная позиция режиссёра выражается не только в издевательствах над нежной психикой зрителей, но и в прямом высмеивании диктатуры: Бенито Муссолини появляется на экране в откровенно жалком виде. Однако издевательств над зрительской психикой в мультфильме всё же намного больше. Чего только стоит финал, который оставляет после себя большую тяжесть на сердце.

Дель Торо жёстко потешается над Муссолини и фашизмом

Кукольная анимация сегодня уже не так популярна, как раньше, но какая технология лучше подойдёт для истории о деревянной кукле? Гильермо дель Торо не изменяет себе, поэтому дизайны персонажей выглядят причудливо и порой даже отталкивающе: натуралистичный Сверчок, Лесной Дух, которая похожа на ветхозаветных ангелов (да-да, тех самых со множеством крыльев и глаз), и, разумеется, сам Пиноккио, которого Джеппетто вырезал в пьяном угаре, из-за чего результат получился соответствующий. Своим визуальным стилем «Пиноккио» напоминает мультфильмы Уэса Андерсона, только у дель Торо нет такой сильной зацикленности на симметрии. 

Не отстаёт и звук. Голоса персонажам мультфильма подарили звёзды первой величины: Юэн Макгрегор, Дэвид Брэдли, Тильда Суинтон, Кейт Бланшетт и многие другие. Выбор актёров озвучки был особенно важен, ведь это ещё отчасти и мюзикл. Хотя песен не так уж много, все они весьма приятные, пусть и вряд ли станут хитами.

«Пиноккио» дель Торо — глубокий, сложный и даже тяжёлый мультфильм. Маленьким детям его определённо стоит смотреть только с родителями, которые смогут утешить их после просмотра. Эта красивая, пронзительная и неоднозначная история вновь подтверждает, что дель Торо заслужил статус одного из лучших и самых жестоких сказочников современности.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё