Почему стоит посмотреть?
Дебют молодого казахского режиссёра в духе фильмов студии А24.
О чём?
Казахская АССР, 1930-е годы. Могильщик Асатай пытается выжить во время коллективизации. Под угрозой не только он, но и весь его аул: люди каждый день умирают от голода. Под давлением обстоятельств Асатаю приходится отправиться в ближайший город, чтобы попытаться спасти своих людей. Путь и без того неблизкий и опасный, но позже к герою присоединяется загадочный странник, который не то искренне хочет помочь, не то ведёт его к погибели.
Каким получилось кино?
Премьера режиссёрского дебюта клипмейкера Айсултана Сеитова состоялась ещё в 2022 году, но первая возможность посмотреть его представилась российским зрителям относительно недавно. 28 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге прошёл спецпоказ, где можно было не только увидеть премьеру, но и обсудить её с режиссёром.
На первый взгляд «КАШ» выглядел исторической драмой, на поверку же оказался настоящим хоррором в духе работ студии А24. Режиссёр и не думает скрывать источники вдохновения. Например, от эггерсовского «Маяка» здесь необычный формат кадра и общая дискомфортная атмосфера, а от «Прочь» Джордана Пила — название («Қаш» в переводе с казахского — «убегай прочь»). Во время просмотра можно играть в бинго и считать отсылки к известному кино — но тут это явно не заимствования, а оммажи, демонстрация насмотренности и любви к кинематографу.
«КАШ» насыщен и образами казахского фольклора, и экспериментами с картинкой, и многочисленными визуальными символами, будь то черепаха или коробок спичек. Исторические события, о которых идёт речь, — не самая простая страница казахской истории, многие об этом предпочитают не думать вовсе. Сеитов же забывать не хочет, пусть и делает это с долей позёрства — что, впрочем, простительно для человека, который хочет очень многое показать и рассказать.