Мощная буря заставляет астронавтов третьей марсианской экспедиции срочно покинуть Красную планету, задолго до запланированного окончания миссии. Но улететь удаётся только пяти космонавтам из шести. Последний, Марк Уотни, остаётся на Марсе, как считают его товарищи — мёртвым. Но Марк не погиб. Теперь ему предстоит отчаянно бороться за выживание и пытаться сообщить NASA, что он жив и нуждается в помощи.
The Martian
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Кристен Уиг, Джефф Дэниелс
Премьера в России: 8 октября 2015 года
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на: «Апполон 13» (1995), «Гравитация» (2013)
Дебютный роман фантаста Энди Вейера «Марсианин» поначалу не вызывал интереса у издателей. Автор стал выкладывать главы из романа на своём сайте, а потом опубликовал «Марсианина» на Amazon. Книга стала бестселлером, ею заинтересовались издатели — и Голливуд, где в последнее время снова вошла в моду тема космоса.

Изначально режиссёрское кресло доверили сценаристу «Марсианина» Дрю Годдарду, снявшему до этого лишь «Хижину в лесу» — хулиганскую аллюзию на все хорроры разом. Но затем Годдард покинул проект (впрочем, успев дописать сценарий), и его место занял мэтр Ридли Скотт. Это, впрочем, вселяло определённые опасения за судьбу фильма. Последние работы сэра Ридли оставляют желать лучшего, а первоклассную фантастику он и вовсе не снимал с прошлого века. К счастью, тревога оказалась напрасной — историю Марка Уотни режиссёр перенёс на экраны практически безупречно.

Таких страшных бурь, как в фильме и книге, на Марсе не бывает. Создатели признают, что сгустили краски ради драматизма.

Первоисточник одновременно и располагал к экранизации, и делал её создание непростой задачей. С одной стороны, в романе Вейера есть драматичный сюжет о марсианском Робинзоне, держащий в напряжении с первой до последней секунды, великолепные персонажи во главе с Марком Уотни, полным обаяния и жизнелюбия, много потенциально зрелищных сцен, которые так и просятся на экран. С другой, в книге Вейера большая часть сюжета подана в виде не описаний, а дневников Уотни — они раскрывают характер и переживания астронавта, застрявшего на Красной планете. Немало внимания уделялось и научному аспекту борьбы за выживание. И то, и другое сложно адекватно перенести на экран.

Ридли Скотт не стал и пытаться. В фильме Уотни лишь несколько раз обращается к видеодневнику — почти все события мы видим со стороны, а не в пересказе Марка, как то было в книге. В том, что касается внутреннего мира героя, режиссёр доверился таланту Мэтта Дэймона — и не прогадал. Тот блестяще воссоздал на экране образ несгибаемого и находчивого астронавта, который даже в безвыходной ситуации не теряет присутствия духа и чувства юмора.

В фильме Уотни называют исключительно ботаником, но по совместительству он ещё и инженер.

Конечно, осталась за кадром и большая часть технических деталей и расчётов, которыми наполнена книга Вейера. Но эти изменения вполне объяснимы и уместны. А в остальном Ридли Скотт хранит верность первоисточнику. Пусть приключения Марка Уотни показаны немного по-другому, нежели в романе, это всё та же история — напряжённая, пронзительная, умная и жизнеутверждающая. Многие сцены и диалоги воспроизведены практически дословно.

Сохранил Скотт и юмор, присущий роману, хотя обычно работы режиссёра нарочито серьёзны. И главное, подобно книге, фильм Скотта — настоящий гимн научному мышлению и силе разума, которые позволяют героям «Марсианина» преодолевать все преграды. Ридли Скотт снял практически идеальную экранизацию: она сохранила все знаковые черты первоисточника и в то же время совершенно самодостаточна.

Визуально фильм тоже безупречен. Умения снимать красиво Ридли Скотт никогда не терял — даже его слабые фильмы не позволяют в этом усомниться.

Пустыня Вади Рам в Иордании регулярно исполняет в голливудских фильмах роль Марса.

Единственное, что можно поставить в укор режиссёру, — излишняя поспешность третьего акта. Большую часть картины сюжет развивается относительно плавно. Но ближе к концу режиссёр словно вспоминает об ограничениях хронометража и показывает события в виде короткой нарезки, уделяя куда меньше внимания деталям, чем в первой части фильма. Впрочем, и эти эпизоды сняты очень здорово.

Три окончания «Марсианина»

Когда роман Вейера готовился к выходу на бумаге, автор слегка изменил первоначальную концовку книги. Суть развязки не изменилась, но финальная сцена из текста была убрана. Российское издание «Марсианина», впрочем, основано на ранней версии книги, так что в ней есть эпизод, вырезанный из романа на Западе.

В экранизации Ридли Скотт предложил нам третий вариант концовки. Суть также осталась прежней, но в фильме показаны судьбы всех героев после окончания истории. Пожалуй, именно экранная версия финала получилась самой удачной и красивой.

Яблонь космонавтам и мечтателям придётся подождать. Для начала на Марсе взойдёт картофель.

После достаточно слабых «Робина Гуда», «Прометея» и «Исхода» начало казаться, что Ридли Скотт потерял былую хватку. Но «Марсианин» убедительно доказал, что мастерство осталось при нём. Если дать в ему руки сильную историю и хороший сценарий, сэр Ридли по-прежнему способен создать на их основе Кино с большой буквы. Экранизация великолепного «Марсианина» Энди Вейера получилась под стать роману — жизнеутверждающей, напряжённой и пронизанной верой в силу человеческого разума. Ридли Скотт бережно отнёсся к первоисточнику и снял, пожалуй, свой лучший фильм со времён «Гладиатора».

А это, вы не поверите, кадр из самой романтической сцены «Марсианина»

Космонавты о «Марсианине»

К премьере «Марсианина» российские прокатчики приурочили пресс-конференцию с участием наших учёных и космонавтов. Двумя самыми интересными спикерами оказались космонавт-испытатель Марк Серов и лётчик-космонавт Александр Лазуткин. В отличие от множества простых поклонников фантастики, настоящие специалисты призвали игнорировать технические оплошности картины и акцентировать внимание на её визуальном ряде и сюжете. Особенно щедр на похвалы оказался Марк Серов, который назвал роман Энди Вейера лучшей фантастикой «ближнего прицела» за последнее десятилетие, а картину Ридли Скотта похвалил за детальное изображение Марса. Кроме того, Марк Вячеславович дал изящный ответ на вопрос «Почему в фильме нет русских, и NASA обращается за помощью к китайцам?»: «Русские в этот момент заняты освоением Луны».

Оценка

9

оценка

УДАЧНО

  • верность духу первоисточника
  • юмор и жизнеутверждающий посыл
  • новая версия концовки

НЕУДАЧНО

  • слегка скомканная последняя четверть фильма

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Моана 2»: «А помните, как было круто?», спрашивает Disney

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 в кино? В России — смотрим русские
А также пару необычных фильмов от Земекиса и Робби Уильямса

Кино

«Приключения Паддингтона 3»: как медвежонок становится Индианой Джонсом
Теперь с Бандерасом и в Перу!

Кино

«Чужой: Воскрешение»: секс с ксеноморфом от создателя «Амели»
Самый безумный фильм про Чужого.

Кино

«Дорога»: самый мрачный и реалистичный постапокалипсис, дающий надежду
Ровно 15 лет назад вышел самый реалистичный фильм про конец света.

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине
«Эй, почему этот фильм в списке худших? Я его смотрел раз двадцать, это шедевр!»

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.
Показать ещё