«Гоголь» был снят очень изобретательно, не стеснялся фантасмагории и абсурда. Есть ли в «Аванпосте» похожий простор для необычных визуальных решений?
Яркие образы у нас, конечно, есть. Я вообще убеждён, что кино — искусство прежде всего визуальное, и именно изображение должно рассказывать историю. Так что, хотя фильм идёт два с половиной часа, плотность событий и запоминающихся сцен в нём очень высокая.
Например, в одном из эпизодов зритель наблюдает за солдатами, которые на территории вымершей зоны пытаются разобраться, что происходит. И так как у нас околовоенная НФ, мы пытались соединить новейшие тенденции в научной фантастике с нашими российскими реалиями — чтобы в фильме чувствовалось нечто родное. И в определённый момент мы цитируем известный кадр из «Иванова детства» Тарковского: герои маленьким отрядом идут по берёзовому лесу, где прорыта траншея, и герой Петра Фёдорова помогает героине Светы Ивановой через эту траншею перепрыгнуть. Держит её на весу, а ракурс из траншеи. Мы прямо процитировали этот знаменитый кадр, но с небольшим отклонением: параллельно траншею перепрыгивает робот с пулемётом!
«Врага надо знать в лицо — вот я и смотрю»
Кстати, о цитатах. Вы учились во ВГИКе — а там, говорят, студенты-режиссёры почти не смотрят кино и не вдохновляются идеями друг друга. Вы успеваете смотреть чужие фильмы?
Да, и я считаю, что это очень важно делать. Я учился на курсе Сергея Александровича Соловьёва, по-прежнему поддерживаю с ним связь и неофициально помогаю его студентам последних наборов как педагог. И всегда топлю за то, что режиссёру важно быть насмотренным.
Действительно, есть такое мнение: мол, зачем мне смотреть старые классические фильмы, западные и наши, если я буду снимать современное кино типа «Трансформеров»? Но даже боги мейнстримного кино — Спилберг, скажем, или Мартин Скорсезе — в своих фильмах постоянно цитируют, например, Куросаву. А «Звёздные войны» заимствуют идеи из «Космической одиссеи» Кубрика и фильмов про лётчиков Второй мировой. Насмотренность помогает проносить историю кино через поколения и модернизировать её.
Могу честно сказать, что в последнее время я смотрю больше мейнстримного кино, нежели авторского. За всем просто не успеваю. Но мне интересно смотреть фильмы, на которые реагирует аудитория. И это могут быть даже очень плохие фильмы, но я заставляю себя их смотреть, чтобы понимать, как не надо снимать. Врага надо знать в лицо — вот я и смотрю.
А видеоиграми увлекаетесь? Многие визуальные приёмы того же «Гоголя» словно выросли из эстетики фэнтезийных игр!
Стараюсь, но времени на это мало: хватает, как правило, всего на две-три игры в год. Серия GTA, Red Dead Redemption, Assassin’s Creed и Call of Duty — вот, наверное, четыре франшизы, в которые я играю, а искать другие новинки особо не успеваю.