Вот вы говорите, «Аванпост» — проект хулиганский, нарушающий правила. Нет ли у вас ощущения, что в современном российском кино эта дерзость почти утрачена? Я вспоминаю, как в своё время смотрел «Обитаемый остров» и думал: у нас же такого никогда раньше не было! Люди лишь очень приблизительно знали, как снимать такое кино, но шли на риск и снимали его.
Всё-таки неслучайно мы сегодня возвращаемся к «Обитаемому острову». Моему сердцу дорого, что вы сейчас сказали: мне кажется, это был первый и последний большой фантастический фильм, экранизирующий такую мощную классику в зоне мейнстрима. Это было одно из направлений, в котором я бы хотел, чтобы развивалась наша фантастика. Это было что-то новое для всех создателей картины. Было круто, поверьте. Фёдор Бондарчук большой молодец, что успел снять этот фильм.
Сейчас всё суровее. Если ты хочешь продвигать какую-то оригинальную тему, тебе надо действовать самостоятельно, привлекать партнёров и, возможно, вкладываться на первом этапе самому, чтобы более наглядно изложить идею. Уже недостаточно просто прийти и сказать: «Я хочу», или там, «Давайте замутим».
Сейчас мы должны делать фильмы быстрее, кинематографические задачи растут, рецепторы разбалованы западным рынком. У нас меньше денег, меньше времени, быстрее выпуск. Но зато стало больше профессионалов. Кризисы отсекли часть паразитов. Грубо говоря, наше нынешнее «кинотело» — более жилистое, упругое, кулаки набитые, мышцы подсушены. Нас бы сейчас на десять лет назад — вот мы бы кино наснимали!
А в нынешних временах не развернуться, слишком тесно?
Думаю, что жаловаться можно на любые времена. Но наше время — это, и другого не будет. Определённое напряжение всегда давало творческие результаты. Мы можем делать круто. Надо только дать зону оригинальную, авторскую. Выводить её на поле. Большая студия должна вложиться в большой талант. А дальше — без вставных зубов. Потому что я уверен, что наше с вами поколение — это проводники, это адепты каких-то новых идей. Этот новый мир, новый космос открыт, и это всё уже давно здесь, между нами. Просто есть ещё не отошедшая старая змеиная кожа.
Безусловно, есть политика. Но мы же чувствуем: поменялся не только кинематограф — поменялся вкус, поменялись возможности людей, доступ к контенту, обратная связь. Мы можем двинуть очень мощно! Мне кажется, у нас есть все составляющие.