Гномы уже близки к Одинокой горе, но дорога не будет лёгкой. На пути у Бильбо и его товарищей стоят алчный эльфийский король Трандуил, жулики-политики из Эсгарота и уже привычная толпа орков. Как будто исполинского дракона на их бороды недостаточно!
Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug)
Жанр: эпическое фэнтези
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фримен, Ричард Армитедж, Йен Маккеллен
Премьера: 18 декабря 2013
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на: кинотрилогию «Властелин колец» (2001—2003), «Сердце дракона» (1996)
Когда в режиссёрском кресле «Хоббита» сидел Гильермо дель Торо, он обещал, что вначале покажет Средиземье светлым и радостным, а затем постепенно перейдёт к мрачным тонам джексоновского «Властелина». Судя по «Пустоши Смауга», Питер Джексон придерживался того же плана. Те из зрителей, кто считал первую часть «Хоббита» слишком легкомысленной, могут ликовать. Ну а тем, кто до конца надеялся, что Джексон начнёт в точности придерживаться детской книги, пора надевать траур.

Похоже, перед нами главный претендент на «Оскара» за работу художника.

В «Пустоши» осталось мало от иронии и светлой ностальгии «Нежданного путешествия». Краски потускнели, зелень лесов и полей вытесняют знакомые по старой кинотрилогии серые тона. Всё больше льётся крови, враги выскакивают из-за каждого угла, героям постоянно приходится убивать или убегать.

Джексон снова продемонстрировал, как роскошно он умеет ставить боевые сцены: хореографией драк можно засмотреться, словно танцевальным шоу. Если в кадре мелькает ветка или свисающая цепь, то через пару секунд предмет будет остроумно использован для убийства орков. Особенно хорош получился сплав в бочках: мирный и скучный по книге, тут он превратился в водно-кровавый аттракцион с трюками, которым позавидовал бы Джеки Чан.

Одной этой сцены достаточно, чтобы никогда не забыть «Пустошь Смауга».

Уклон «Пустоши» в боевик имеет и минусы. В первом фильме актёры с удовольствием дурачились, вживаясь в образы забавных гномов и хоббита. А здесь во многих сценах, особенно в начале, им просто нечего играть. Битвы, погони и реплики типа «За мной!» и «Что это было?» не располагают к раскрытию характеров. Тем более что в мирные моменты Джексон постоянно переключает внимание с гномов и Бильбо на новых героев. Барда-лучника представляют долго и тщательно, заранее готовя нас к его важной роли в сюжете. Крошечная, казалось бы, роль Стивена Фрая — бургомистр Эсгарота — оказывается чуть ли не самой яркой в фильме. Буквально парой реплик этот персонаж придаёт «Хоббиту» оттенок злободневной политической сатиры.

Не разочаровало и самое ожидаемое пополнение — Бенедикт Камбербэтч роскошен в роли сразу двух злодеев, дракона Смауга и Некроманта. Голос актёра можно услышать и в русской версии — Некромант говорит на Чёрном наречии, которое не стали переозвучивать.

Все в восторге от Трандуила и его лося...

Как и следовало ожидать, Джексон и троица сценаристов добавили в фильм массу сцен, героев и сюжетных линий, которых не было в книге. По сравнению с первой частью сценаристы меньше заимствовали из приложений Толкина к его эпопее и больше выдумывали сами. Среди неканонических сцен есть и отсылки к «Властелину Колец» (к примеру, когда Леголас находит портрет Гимли), и просто вставки экшена, поддерживающие темпоритм картины. К последним относится финальная битва гномов с драконом в Одинокой горе — понятное дело, Джексон не позволил Торину и компании отсиживаться в сторонке. А вот линия эльфийки Тауриэль оказалась лишней. Рыжую красотку явно вписали в сценарий ради любовного треугольника, который совершенно чужероден и бесполезен для «Хоббита».

...но никто не любит Тауриэль.

«Пустошь» обрывается на напряжённом многоточии — на клиффхэнгере, как подобное называют сценаристы. Из-за этого картина воспринимается не как отдельное произведение, а как эпизод сериала — и действительно, трилогия «Хоббит» по композиции отчасти напоминает мини-сериалы вроде «Санта-Хрякуса». Так что многие отдельные недостатки «Пустоши» сводятся к одному: это лишь часть истории, причём её самый динамичный отрезок. В мозаике, которая сложится с выходом последнего фильма, этот фрагмент будет смотреться органичней, чем сам по себе.

Второй «Хоббит» мрачней и динамичней первого, но плюсы и минусы у него всё те же. Это по-прежнему лучшее эпическое кинофэнтези наших дней, но без такого количества отсебятины и дополнительных сцен можно было спокойно обойтись.

Стоит ли читать?

9

оценка

УДАЧНО

  • атмосфера и красоты Средиземья
  • хорошая актёрская игра
  • изобретательные экшен-сцены

НЕУДАЧНО

  • многовато неканонических сцен
  • ну зачем эта Тауриэль?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Приключения Паддингтона 3»: как медвежонок становится Индианой Джонсом

Кино

«Чужой: Воскрешение»: секс с ксеноморфом от создателя «Амели»
Самый безумный фильм про Чужого.

Кино

«Дорога»: самый мрачный и реалистичный постапокалипсис, дающий надежду
Ровно 15 лет назад вышел самый реалистичный фильм про конец света.

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине
«Эй, почему этот фильм в списке худших? Я его смотрел раз двадцать, это шедевр!»

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!
Показать ещё