Гномы уже близки к Одинокой горе, но дорога не будет лёгкой. На пути у Бильбо и его товарищей стоят алчный эльфийский король Трандуил, жулики-политики из Эсгарота и уже привычная толпа орков. Как будто исполинского дракона на их бороды недостаточно!
Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug)
Жанр: эпическое фэнтези
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фримен, Ричард Армитедж, Йен Маккеллен
Премьера: 18 декабря 2013
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на: кинотрилогию «Властелин колец» (2001—2003), «Сердце дракона» (1996)
Когда в режиссёрском кресле «Хоббита» сидел Гильермо дель Торо, он обещал, что вначале покажет Средиземье светлым и радостным, а затем постепенно перейдёт к мрачным тонам джексоновского «Властелина». Судя по «Пустоши Смауга», Питер Джексон придерживался того же плана. Те из зрителей, кто считал первую часть «Хоббита» слишком легкомысленной, могут ликовать. Ну а тем, кто до конца надеялся, что Джексон начнёт в точности придерживаться детской книги, пора надевать траур.

Похоже, перед нами главный претендент на «Оскара» за работу художника.

В «Пустоши» осталось мало от иронии и светлой ностальгии «Нежданного путешествия». Краски потускнели, зелень лесов и полей вытесняют знакомые по старой кинотрилогии серые тона. Всё больше льётся крови, враги выскакивают из-за каждого угла, героям постоянно приходится убивать или убегать.

Джексон снова продемонстрировал, как роскошно он умеет ставить боевые сцены: хореографией драк можно засмотреться, словно танцевальным шоу. Если в кадре мелькает ветка или свисающая цепь, то через пару секунд предмет будет остроумно использован для убийства орков. Особенно хорош получился сплав в бочках: мирный и скучный по книге, тут он превратился в водно-кровавый аттракцион с трюками, которым позавидовал бы Джеки Чан.

Одной этой сцены достаточно, чтобы никогда не забыть «Пустошь Смауга».

Уклон «Пустоши» в боевик имеет и минусы. В первом фильме актёры с удовольствием дурачились, вживаясь в образы забавных гномов и хоббита. А здесь во многих сценах, особенно в начале, им просто нечего играть. Битвы, погони и реплики типа «За мной!» и «Что это было?» не располагают к раскрытию характеров. Тем более что в мирные моменты Джексон постоянно переключает внимание с гномов и Бильбо на новых героев. Барда-лучника представляют долго и тщательно, заранее готовя нас к его важной роли в сюжете. Крошечная, казалось бы, роль Стивена Фрая — бургомистр Эсгарота — оказывается чуть ли не самой яркой в фильме. Буквально парой реплик этот персонаж придаёт «Хоббиту» оттенок злободневной политической сатиры.

Не разочаровало и самое ожидаемое пополнение — Бенедикт Камбербэтч роскошен в роли сразу двух злодеев, дракона Смауга и Некроманта. Голос актёра можно услышать и в русской версии — Некромант говорит на Чёрном наречии, которое не стали переозвучивать.

Все в восторге от Трандуила и его лося...

Как и следовало ожидать, Джексон и троица сценаристов добавили в фильм массу сцен, героев и сюжетных линий, которых не было в книге. По сравнению с первой частью сценаристы меньше заимствовали из приложений Толкина к его эпопее и больше выдумывали сами. Среди неканонических сцен есть и отсылки к «Властелину Колец» (к примеру, когда Леголас находит портрет Гимли), и просто вставки экшена, поддерживающие темпоритм картины. К последним относится финальная битва гномов с драконом в Одинокой горе — понятное дело, Джексон не позволил Торину и компании отсиживаться в сторонке. А вот линия эльфийки Тауриэль оказалась лишней. Рыжую красотку явно вписали в сценарий ради любовного треугольника, который совершенно чужероден и бесполезен для «Хоббита».

...но никто не любит Тауриэль.

«Пустошь» обрывается на напряжённом многоточии — на клиффхэнгере, как подобное называют сценаристы. Из-за этого картина воспринимается не как отдельное произведение, а как эпизод сериала — и действительно, трилогия «Хоббит» по композиции отчасти напоминает мини-сериалы вроде «Санта-Хрякуса». Так что многие отдельные недостатки «Пустоши» сводятся к одному: это лишь часть истории, причём её самый динамичный отрезок. В мозаике, которая сложится с выходом последнего фильма, этот фрагмент будет смотреться органичней, чем сам по себе.

Второй «Хоббит» мрачней и динамичней первого, но плюсы и минусы у него всё те же. Это по-прежнему лучшее эпическое кинофэнтези наших дней, но без такого количества отсебятины и дополнительных сцен можно было спокойно обойтись.

Стоит ли читать?

9

оценка

УДАЧНО

  • атмосфера и красоты Средиземья
  • хорошая актёрская игра
  • изобретательные экшен-сцены

НЕУДАЧНО

  • многовато неканонических сцен
  • ну зачем эта Тауриэль?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Уйдёт ли Кеннеди? Будущее Star Wars

Кино

Разбирайтесь сами! 12 вопросов к киновселенной Marvel, которые остались без ответа
Что?.. Куда?.. Почему?.. Где логика?..

Кино

«Смерть единорога»: в сказочном лесу никто не услышит твой крик
«Если человек совершит такое злодеяние, то с того момента, как кровь единорога коснётся его губ, его ждёт ужасная жизнь. Он будет проклят»

Кино

«Minecraft в кино»: один из самых фильмов всех времён
Критики были правы. К сожалению, ни им, ни этой статье никто не поверит.

Кино

Какие фильмы смотреть в апреле 2025-го? Русские кайдзю и сказочные убийцы
Инди-кино, российские новинки и германский эпос.

Кино

«Белоснежка» из зловещей долины. Обзор ремейка
Почему у фильма больше общего с Пушкиным, чем с братьями Гримм, а гномы страшнее злой королевы.

Кино

10 самых ярких ролей Брюса Уиллиса
Спасителю мира и самому крепкому орешку исполняется 70 лет

Кино

«Электрический штат» сделал весёлый ретрофутуризм из мрачных картин. Это плохо?
Плюсы и минусы альтернативных 1990-х с большими роботами.

Кино

Как «Микки 17» превращает избитый сюжет в циничное безумие
И почему книга всё равно лучше.

Кино

«В потерянных землях» — безжизненная экранизация Мартина, в которой плохо всё
Если вы считали, что финал «Игры престолов» был плохой, просто посмотрите «В потерянных землях».
Показать ещё