Экранизации Dungeons & Dragons: неофициальные, от фанатов и от врагов

27026
25 минут на чтение
Десятилетия знаменитая настольная ролевая игра Dungeons & Dragons томилась под проклятием экранизаций. Недавняя «Честь среди воров» будто бы смогла его снять. Картина, пусть и не стала кассовым хитом, полюбилась критикам, поклонникам игры и простым зрителям. Многие утверждали: «Наконец-то D&D получила достойный фильм!»

Но все эти годы вовсю выходили фильмы и сериалы, которые тоже можно по праву считать экранизациями — или хотя бы адаптациями — Dungeons & Dragons. Фанатские короткометражки от маленьких киностудий и отдельные эпизоды в сериалах. Костюмированные сюжетные веб-шоу и мультсериал по мотивам онлайн-стримов. Подобных историй много, и они очень разные, но всех их связывает любовь к настольным ролевым играм. Всё это — неофициальные адаптации Dungeons & Dragons.

А что насчёт официальных?

Экранизации Dungeons & Dragons: старые добрые, ужасные и забытые

Инар Искендирова

20.06.2024

84036

Так ли они были плохи и какие уроки из них могли бы извлечь создатели будущих фильмов

Кино с ненавистью к D&D

Начать стоит с фильма, который сразу же дал понять, что судьба настольных ролевых игр в кино не будет простой. В 1980-е увлечение детей и подростков ролевыми играми вызывало в США общенациональную панику. D&D, самая популярная среди них, стала главной мишенью. Игру обвиняли в сатанизме, оккультизме, порнографии, в провоцировании убийств и самоубийств. 

По оформлению постер «Лабиринтов и монстров» немного напоминал обложку книги правил по D&D

Самый громкий пример — история с исчезновением студента Мичиганского университета Джеймса Далласа Эгберта III. В 1979 году молодой человек, уже ранее замеченный в склонности к суициду на почве депрессии, исчез, оставив прощальную записку. Родители Эгберта наняли частного детектива Уильяма Дира; тот узнал, что Джеймс играл в D&D, и решил, что юноша заигрался и заблудился в туннелях под университетом. Пресса тут же раздула дело в сенсацию, представив D&D как тайный культ, который доводит людей до самоубийства. 

Со временем Джеймс, давно покинувший штат, сам вышел на связь с детективом, но попросил держать обстоятельства своего исчезновения в секрете. Так что волна слухов и домыслов продолжала расти. В 1980 году Джеймс всё же покончил с собой, после чего ролевые игры окончательно заклеймили общественно опасными. 

В 1984 году Дир написал книгу об этой истории — «Мастер подземелий: Исчезновение Джеймса Далласа Эгберта III». В ней детектив признал, что Джеймс сбежал и покончил с собой не из-за ролевых игр, а из-за депрессии, наркотиков, большой учебной нагрузки, давления родителей, одиночества и травли. Но было уже поздно: искажённая история Эгберта породила миф, что ролевые игры сводят с ума.

Роман Роны Джаффе «Лабиринты и монстры» вышел в 1982 году, а через год по нему сняли телефильм с молодым Томом Хэнксом в главной роли. В русском переводе фильм назвали «Зловещая игра» — и тут ролевая игра в самом деле предстает зловещим увлечением. Хотя во избежание исков игру назвали Mazes and Monsters, все понимали, о чём речь. 

Главный герой Робби любит играть в «Лабиринты и монстры»: игра захватывает его так, что он забывает обо всем. Робби обещает родителям уделять всё время учебе в университете, но знакомится с компанией игроков в «Лабиринты и монстры» и присоединяется к ним. Ребята решают сыграть «вживую» в пещерах возле университета. Опыт «живой» игры ломает психику Робби, он начинает галлюцинировать и путать себя со своим персонажем, клериком Пардьё. 

Потеряв связь с реальностью, Робби едет в Нью-Йорк на поиски давно пропавшего брата, который явился ему во сне и велел отыскать его у Двух Башен. Пока полиция ищет пропавшего Робби в пещерах, друзья узнают, что он в Нью-Йорке. Они успевают в последний момент спасти друга, готового спрыгнуть с одной из башен-близнецов Всемирного торгового центра, чтобы воссоединиться с братом. В финале Робби окончательно уходит в мир фантазий, а его друзья отказываются от игр и начинают серьезную, взрослую жизнь. 

Молодой Том Хэнкс в подземельях без драконов

«Лабиринты и монстры» нельзя назвать экранизацией D&D, но это один из первых фильмов, посвящённых ролевым играм. В том же году вышел «Инопланетянин» Спилберга, где герои тоже играют в D&D, но показано это мельком и как что-то безобидное. «Лабиринты и монстры» же выставляют увлечение героев как опасное.

Причем ни у кого из них трудности не связаны именно с игрой: это лишь способ сбежать от житейских сложностей. Герои хорошо учатся, а перед экзаменами откладывают игру, чтобы подготовиться. Что до главного героя, его родители вечно ругаются, а брат таинственно исчез. Мать Робби признаёт, что у сына и до того были проблемы с психикой. Но причиной трагедии авторы книги и фильма все равно объявляют ролевые игры — как того и хотела публика тех лет. Впрочем, даже тут выходит, что опасны не настольные, а живые игры — только после них герою «сносит крышу».

Ещё дальше в демонизации D&D заходит фильм Оты Рихтер «Надувательство» 1983 года (в оригинале у него несколько названий: Skullduggery, Warlock или Blood Puzzle). Юноша по имени Адам решает сыграть в настольную ролевую игру, вот только ему невдомёк, что много лет назад его род прокляли. Вскоре он встречает жуткого типа, который восстанавливает силу проклятия, и теперь Адаму всё сложнее отличать вымысел от правды. Под видом борьбы с Апостолами Зла парень совершает настоящие серийные убийства, а на его след выходит полиция. Финальный аккорд этого безумия — бойня, которую устраивает оживший рыцарский доспех прямо во время партии в D&D. 

Поразительный оккультный треш, вышедший сразу на VHS для видеосалонов, оказался в центре скандала и сатанинской паники. Сложно сказать, хотели ли авторы просто выехать на истерии вокруг настольных игр или относились к происходящему скорее с юмором и горькой иронией. Мол, неужели вы, американские обыватели, действительно считаете, что ролевые игры выглядят так? Спустя время фильм забылся, но любители трешовых ужасов 1980-х почти всегда вносят его в свои списки рекомендаций.

Общественная паника сопровождала ролевые игры до начала XXI века. Возможно, именно поэтому, несмотря на обилие фэнтези-фильмов в 1980-е, ни один из них не был напрямую связан с D&D.

«Сатанинская паника» вдохновила и ещё один фильм о «дьявольской ролевой игре», но на сей раз — ироничную пародию. 40-минутные «Тёмные подземелья» (Dark Dungeons) 2014 года — это издевательская экранизация памфлетов проповедника Джека Чика, которые тот издавал в виде комиксов. Чик объявлял орудиями дьявола что угодно, от секса и рок-н-ролла до карт Таро и ролевых игр — и в фильме всё это показано как бы правдой. Так что тайный орден мраккультистов тут с убийственно серьёзным видом совращает невинные души молодёжи через ролевые игры.

Серия «Игроки»: ролевики для ролевиков

Если спросить поклонника D&D о трилогии фильмов про его любимое увлечение, то, скорее всего, он расскажет не о печально знаменитых «Подземельях драконов», а о The Gamers («Игроки»). Это собранное на коленке самобытное фанатское кино, в котором шутят про подлую атаку, замену персонажей, броски кубиков и типажи игроков. «Игроки» стали настоящим феноменом, пусть и широко известны лишь в узких кругах.

Первый фильм вышел в 2002 году. Его производством занималась команда энтузиастов из маленькой сиэтлской киностудии Dead Gentlemen Productions, а режиссёром и сценаристом выступил Мэтт Вэнсил. По его словам, бюджет первой части составил около тысячи долларов. Это заметно: нелепые костюмы, никакущие спецэффекты, неловкая игра молодых актёров, практически полное отсутствие декораций и продолжительность 48 минут. Но этого оказалось достаточно! Картина, которая воспроизводила популярные и меметичные ситуации из ролевых игр, сама породила множество мемов и цитат. 

Пожалуй, главная особенность «Игроков», за которую в том числе фильм полюбили фанаты и которой не было в официальных экранизациях D&D, — два пласта повествования. В одном показывали игроков и мастера подземелий за столом: как они создают персонажей, как спорят из-за правил, как пытаются наконец собраться на игру и тому подобное. В другом пласте те же актёры, но уже в образах своих персонажей, путешествуют по фэнтезийному миру. Команда авантюристов пытается сделать всё, чтобы остановить загадочную Тень и спасти принцессу. Вернее, так звучит их главное задание, а сами приключенцы регулярно отвлекаются на всё подряд: пытаются обворовать посетителя таверны, травят байки у костра и отбиваются от случайно встреченных бандитов. Разумеется, эти линии то и дело перекликаются.

За кадром регулярно звучит голос мастера, который возмущается неподобающим поведением игроков. Или же пытается срочно придумать, как ответить на неожиданную заявку. Повествование и мир порой трещат по швам: маг, неожиданно появившийся из-за угла, хочет присоединиться к героям только потому, что «у вас в партии как раз нет мага». Но ведь так на играх и происходит! 

Во вступительных титрах указана только киностудия Dead Gentlemen Productions, но ещё стоит запомнить название Zombie Orpheus Entertainment, которую позже основала всё та же команда энтузиастов — вместе с Мэттом Вэнсилом. Сложно сказать, чей вклад был выше (тем более, на LinkedIn у того же Мэтта значится работа в обеих командах одновременно), но вместе студии выпустили продолжение «Игроков» и ещё несколько похожих проектов. 

В 2008 году свет увидел сиквел The Gamers: Dorkness Rising (у нас он известен под неожиданным заголовком «Маразм крепчал»). Это уже больше было похоже на настоящий фильм, а не на дешёвую, пусть и очень душевную, самодеятельность. Хотя его называют второй частью, в нём играют те же актёры и его действие разворачивается в той же вселенной, фильм всё же нельзя назвать продолжением: он рассказывает о совсем другой группе персонажей. 

В полуторачасовой картине хватило места не только новым специфическим шуткам про персонажей, миры и игроков. Вэнсил, снова выступивший сценаристом и режиссёром, решил поговорить и о проблемах, которые регулярно возникают за столом: переносе обиды за игру на мастера, привлечении новых игроков, конфликтах в партии и разных желаниях внутри одной группы. Сразу с завязки мастера представляют не как нейтрального ведущего, о котором зрители ничего не знают, а как парня с амбициями: он хочет официально опубликовать своё приключение «Маска смерти», вот только игроки всё никак не дойдут до финала.

«Игроки» обыгрывают в том числе тему кросспола. В некоторых ролевых сообществах в рунете до сих пор громко спорят, стоит ли разрешать участникам выбирать героев не своего пола

Пусть фильм и стал серьёзнее, своего очарования он не растерял: в нём всё ещё хватает шуток «для своих». Эпизод с попыткой спрятаться за кучу мёртвых бардов можно считать вершиной творчества The Gamers, будто до ребят снизошли участники «Монти Пайтон» и поцеловали каждого в лобик. Да и качество продакшена заметно выросло. Ещё не полноценный фильм, но уже и не детский утренник. 

Во второй части создатели больше опирались на реальные игровые продукты: например, в фильме упоминается, что играют они конкретно в Dungeons & Dragons, а модуль «Маска смерти» выходил на самом деле (от стороннего издателя Goodman Games). Хватает отсылок к предыдущему фильму и к массовой культуре в целом: от Street Fighter до Final Fantasy. В одной из сцен сыграли реальные гейм-дизайнеры настольных ролевых игр Монте Кук и Эд Старк, а в другой можно различить надпись «Longlive Gygax», отсылающую к одному из создателей D&D Гэри Гайгэксу.

К сожалению, сам Гайгэкс не дожил до премьеры фильма: он умер в марте 2008-го, а презентация прошла на Gen Con в августе того же года. Занимательно, что премьера состоялась на стенде издательства Paizo, где авторы «Игроков» раздавали автографы посетителям. Уже тогда было известно, что Paizo готовит «свой ответ Dungeons & Dragons» — настольную ролевую игру Pathfinder (её продажи стартовали на Gen Con в 2009 году). 

Параллельно команды Dead Gentlemen и Zombie Orpheus вместе со всё тем же Вэнсилом начали работать над первым сезоном веб-сериала «Квестопутешествие» (JourneyQuest). Выполненное тоже в стиле ироничного фэнтези и следовавшее канонам настольных ролевых игр, шоу рассказывало историю юного волшебника Перфа, который желает всего-то двух вещей: завоевать сердце дорогой эльфийки и вернуться домой. Но первое всё никак не получается, потому что эльфийка на дух не переносит Перфа. А чтобы выполнить второе, нужно уничтожить опасный и могущественный артефакт. 

Линия с нетипичным орком — украшение первого сезона «Квестопутешествия»!

Авторы отказались от пласта реального мира, сконцентрировавшись на фэнтезийной истории. Это несколько разочаровало поклонников «Игроков», но они приняли шоу всё равно тепло. Было в нём что-то от ностальгических фэнтези-сериалов вроде «Зены» и «Геракла» с дурачеством, как в фэнтези-мюзикле «Галавант» (пусть тот и вышел позже). 

Если первый сезон авторы снимали на собственные средства, то для второго и третьего пришлось обратиться на площадку народного финансирования. Второй сезон привлёк 113 тысяч долларов, а третий — уже 425 тысяч. Гораздо солиднее, чем тысяча долларов, на которую был сделан самый первый фильм! Мир и персонажи настолько полюбились зрителям, что позже Zombie Orpheus запустила ещё одну кампанию — чтобы снять дополнительные материалы и подготовить руководство с описанием вселенной. 

Но вернёмся к «Игрокам». Успех предыдущих фильмов и только-только стартовавший сериал JourneyQuest позволил Вэнсилу и команде развернуться на полную. Zombie Orpheus вместе с Dead Gentlemen снова вышли на «Кикстартер», теперь с предложением всем желающим поспособствовать выходу третьего фильма The Gamers — с подзаголовком Hands of Fate («Руки судьбы»). Несмотря на то что авторы снова немного отошли от «канонов», они собрали свыше 400 тысяч долларов. 

Зловещая Тень (произносить пафосным полушёпотом) из первой «Руки судьбы» стала настоящим мемом, к которому команда отсылала в каждом следующем фильме

Фильм «Руки судьбы» вышел в 2013-м. «Полновесная» двухчасовая картина уже мало напоминала неряшливые предыдущие части — разве что имена в титрах остались те же. Но главное, что изменилось, — теперь «Игроки» рассказывали историю любителей коллекционных карточных игр. Основной сюжет плясал вокруг турнира по вымышленной ККИ в восточном антураже Romance of Nine Empires (поднимите руки, кто сразу узнал замаскированную Legend of the Five Rings). Бо́льшая часть повествования разворачивалась в реальном мире — с выяснением отношений и попыткой завоевать сердце дамы. Но некоторые эпизоды показывали вымышленный мир: он менялся в зависимости от того, чьи фракции побеждали в карточной игре. 

Авторы продолжили сотрудничать с Paizo. Теперь в кадре появились продукты издателя, а в начале сюжета партия играет именно в Pathfinder. По всей видимости, с Paizo было гораздо проще иметь дело, чем с армией юристов Wizards of the Coast (тем более, компания вовсю готовилась к выходу новой редакции D&D). 

«Руки судьбы» приняли чуть прохладнее предыдущих частей: на IMDb оценка замерла на рейтинге 6,7 против 7,5 у первой части и 7,3 у второй. Очарование от некоторой кустарности, может, и пропало, но авторы оставались верны себе: это было по-прежнему кино об игроках и об их проблемах. 

Natural One

Zombie Orpheus и Dead Gentlemen вовсе не собирались останавливаться на достигнутом. Параллельно в работу запустили ещё несколько коротких веб-сериалов, каждый со своей забавной концепцией. Однако почерк авторов: в ироничных приключениях, так или иначе связанных с настольными ролевыми играми, — узнавался сразу. Вот лишь некоторые из этих проектов.

Natural One

рассказывала об испытании, которое должен пройти парень Моники — сводной сестры мастера Гэри. Семейная традиция требует, чтобы будущий член семьи себя в чём-то проявил, и потому его, полного новичка, зовут в партию настольной ролевой игры. На этот раз ведут не просто фэнтези, а киберпанк-фэнтези, где есть место магии, корпорациям, имплантам и бегущим в тенях (поднимите руки, кто узнал Shadowrun).

Humans & Households выворачивала концепцию «Игроков» наизнанку. После очередного раунда приключений группа фэнтезийных героев отправлялась на отдых, но вместо того, чтобы устраивать попойку, они вынимали игральные кости и раскладывали свитки с правилами, чтобы рассказать историю вымышленного мира с людьми, бетонными домами, автомобилями и светофорами. Необычная перспектива сама по себе получилась ироничной, а ещё позволила взглянуть на привычные вещи под новым углом. 

Фэнтезийные герои Humans & Households играют в современном мире активиста, атлета, медсестру и чудака

Dark Dungeons — ещё одна попытка взглянуть на сатанинскую панику, только теперь глазами самих игроков в D&D. Сериал основан на одноимённом комиксе, вышедшем аккурат по следам этой «паники». В нём карикатурист Джек Т. Чик предупреждал об опасности D&D и ролевых игр: мол, они способны привести человека к сатанизму и наркотикам, а там и до самоубийства недалеко. В сериале команда с серьёзной интонацией воспроизвела комикс почти покадрово, тем самым пытаясь показать, насколько нелеп сюжет Чика, — разве что поменяла концовку, которая только усилила абсурд происходящего.

В мае 2019 года стартовала кампания по финансированию четвёртого сезона «Квестопутешествия». Сериал вновь привлёк свыше 400 тысяч долларов, однако коронавирусная пандемия смешала все планы, поэтому к работе над новым сезоном удалось приступить только весной 2023-го.

Zombie Orpheus и Dead Gentlemen и сейчас развивают наследие «Игроков». В 2017 году в сети вышел короткометражный фильм The Gamers: The Shadow Menace, который обещал стать пилотом нового сериала — со знакомыми актёрами из прошлых частей. В центре сюжета снова другая команда игроков. На сей раз мастер подготовила для своих друзей кое-что необычное: книгу правил и листы персонажей тех самых игроков, что пятнадцать лет назад «пропали на этом самом месте». Да-да, авторы продолжили раскручивать собственную вселенную и теперь построили события нового фильма вокруг концовки самого первого. Согласитесь, есть что-то общее с какой-нибудь «Пилой», где авторы новых частей постоянно пытаются ухватиться за наследие первой? Схожих элементов действительно хватает: в обеих сериях есть некий мастер и некая игра, люди в тесном помещении и испытания, которые обязательно нужно пройти! Работа над дальнейшими эпизодами потенциального сериала пока приостановлена. 

Впрочем, стоит быть честными: у «Игроков» уже не та же слава, что и двадцать с лишним лет назад. Да и слушать одну и ту же пластинку зрители немного утомились. Неудивительно, что сейчас серия воспринимается совсем иначе, без былого энтузиазма, хотя юмор «для своих» по-прежнему остаётся визитной карточкой авторов. Другое дело, что в сети всё внимание поклонников настольных ролевых игр захватили другие шоу и передачи — тоже от фанатов для фанатов. (Да, речь в том числе и про Critical Role, можете поднимать руки.)

Подкасты и экранизации партий: драконы прямого эфира

Один из самых известных поклонников D&D на ТВ (по крайней мере, открыто говорящий о своём увлечении) — сценарист, продюсер и актёр озвучания Дэн Хармон. Проектов у него наберётся с пару десятков, но известен он в первую очередь по ситкому «Сообщество» и мультсериалу «Рик и Морти». А ещё он много лет со своими коллегами ведёт подкаст Harmontown, посвящённый множеству тем: от размышлений про личную жизнь до анализа произведений поп-культуры. 

В 2016 году Хармон вместе с комиком Джеффом Дэвисом, художницей Эрин Макгати и мастером Спенсером Криттенденом запустили HarmonQuest — веб-сериал с уникальным форматом. Прежде всего, это было вечернее шоу, снимавшееся для зрителей в студии. Хармон, вся команда и приглашённая звезда сидели за игровым столом и разыгрывали приключение. Актёры и комики вживались в роли персонажей, а мастер традиционно описывал, что с ними происходит, а также отыгрывал других героев. Всё это подавалось в комедийном ключе, характерном для Хармона.

Полуэльфийка-варвар, которую в HarmonQuest играла Макгати, вдохновлена Рыжей Соней. Впрочем, оно и видно

А вот интернет-зрители видели уже не «живую» версию, а смонтированный эпизод, в котором повествование то и дело переключалось на анимацию! Это как совместить «Игроков» и тот самый мультсериал «Подземелья драконов», только со скабрезными шуточками за столом вместо детского и наивного сюжета и своеобразным стилем рисунка. 

Шоу продержалось в эфире три сезона, всего вышло тридцать эпизодов. За это время Хармон успел позвать многих своих знакомых актёров. В гости заглядывали, например, Обри Плаза («Легион»), Элизабет Олсен (Ванда из Киновселенной Marvel), Кумэйл Нанджиани («Кремниевая долина», «Вечные») и Нейтан Филлион («Светлячок», «Касл»). 

Первые три тома комикса The Adventure Zone по мотивам одноимённого подкаста на русском выпустило издательство Hobby World

Ещё одной подобной адаптацией (вряд ли тут подойдёт слово «экранизация») можно назвать популярный и продолжительный подкаст The Adventure Zone. Шутка ли: трое братьев Макэлрой и их отец Клинт, бывший радиоведущий, запустили по-настоящему семейное шоу с фэнтезийными приключениями по Dungeons & Dragons. Первые выпуски вышли в эфир в августе 2014-го, и с тех пор подкаст становится только популярнее. В его рамках провели несколько кампаний по разным игровым системам, а приключения героев адаптировали в формате одноимённого комикса. 

Популярность подобных игровых шоу была впечатляющей, но закономерной. В 2014-м свет увидела уже пятая редакция Dungeons & Dragons; её всё больше обсуждали в медиа, но при этом никаких связанных с ней фэнтезийных историй или экранизаций не появлялось (а про старые лучше не вспоминать). Зрители заинтересовались прямыми эфирами других людей, которые просто решили поиграть на камеру и посмотреть, что из этого выйдет. А вышла популярнейшая медиафраншиза на миллионы долларов и тысячи часов истории, созданной при участии знаменитых актёров озвучки, с высокобюджетным мультсериалом от Amazon. 

Передача Critical Role

стартовала как серия домашних игр у актёра озвучания Мэттью Мерсера (Resident Evil, Attack on Titan, Fallout и еще сотни произведений). Однажды другой актёр озвучки Лиам О’Брайен попросил Мэтта провести игру по D&D в качестве подарка на день рождения. Мэтт позвал своих знакомых, они славно играли весь вечер, но этого Лиаму показалось мало, поэтому спустя несколько месяцев встречи возобновили. Собираться часто не получалось, но в итоге игры стали более-менее регулярными. 

Однажды к Мерсеру и компании обратилась Фелиция Дэй — актриса и продюсер, которая уже много лет занималась разными гиковскими интернет-проектами (например, сериалом про MMORPG «Гильдия» или шоу про настольные игры TableTop). Она предложила играть не на «кухне», а в полноценной студии. С той лишь разницей, что видео сессии будет записываться и публиковаться на каналах Geek & Sundry, за которыми уже давно следят поклонники D&D и гики со всего мира. Команда долго сомневалась: одно дело расслабленно играть дома в знакомой компании, и совсем другое — делиться подобным опытом со всем интернетом. Как оказалось, интернету как раз недоставало этой искренности и открытости. 

Заинтересовались Critical Role? Будьте готовы провести с этими ребятами примерно тысячу часов

Стримы первой кампании шли почти еженедельно с 12 марта 2015-го по 12 октября 2017-го. Только в её рамках выложили 115 эпизодов. Каждый новый выпуск привлекал всё больше зрителей, обсуждений и донатов (которые отправляли на благотворительность). Популярность Critical Role росла с каждым месяцем, и вскоре у команды появилась своя панель на Comic-Con в Сан-Диего, а ещё чуть позже контракт с Geek & Sundry завершился, и авторы начали самостоятельно развивать бренд: уже на своём канале со своим сайтом и со своим издательством. 

На лето 2023 года Critical Role представляет собой медиафраншизу, сравнимую, скажем, с «Очень странными делами»: стримы, шоу, собственные фестивали, тонны сопутствующей продукции, изданные книги и многое другое. Мало того что стримы Мэттью Мерсера и его друзей можно считать самостоятельной экранизацией их приключений в D&D, так у них есть ещё и отдельный мультсериал.

В 2019-м команда вышла на «Кикстартер», чтобы собрать бюджет на небольшой анимационный спецэпизод, который бы стал подарком для всех поклонников. Но идея перенести приключения в новый формат настолько понравилась зрителям, что они закидали деньгами Critical Role. Сумма сборов превысила 11 миллионов долларов: этого бы хватило сразу на несколько полноценный серий! Кампания привлекла внимание крупных игроков, и вот уже в мультсериал вложился гигант Amazon. Так появилась «Легенда о Vox Machina» — по названию первой кампании.

Хотя The Legend of Vox Machina более-менее точно адаптирует сюжет игр, события сериала всё же считаются отдельным каноном

Мультсериал можно смотреть как отдельное увлекательное взрослое фэнтезийное приключение с харизматичными персонажами и выдающимися актёрами озвучки. Разумеется, актёры из стримов вернулись к своим ролям в анимации. А Мэтт Мерсер подарил голос сразу нескольким персонажам — всё как на играх. Зоркий глаз любого поклонника D&D сразу приметит, что «Легенда» отличается от типичных фэнтези-мультсериалов будто бы какой-то нестройностью. Например, персонажи порой ведут себя как придурки, сюжет петляет причудливым образом, а за кадром некоторые действия срабатывают совсем не так, как ожидаешь: будто кто-то только что провалил бросок кубиков. В общем, всё то, что и творится за игровым столом. 

У мультсериала вышло уже два сезона, готовится третий. Параллельно Amazon вместе с командой разрабатывает мультсериал уже по второй кампании — Mighty Nein. 

Смотрите также

История Critical Role: от домашних игр до рекордов на Kickstarter и мультсериала

Лев Левин

06.02.2022

35112

Что нужно знать перед просмотром нового мультсериала The Legend of Vox Machina

В конце мая Critical Role запустила ещё одно игровое шоу — Candela Obscura. Команда сменила фэнтезийный антураж на околовикторианскую готику; теперь герои — леди и джентльмены — расследуют паранормальные и сверхъестественные происшествия

Эпизоды и отсылки к D&D в сериалах 

Фанатским экранизациям и интернет-шоу вне всяких сомнений удалось популяризировать D&D, показав не только фэнтезийную составляющую — приключения, исследования, сражения, — но и сам игровой процесс за столом. Некоторые пошли дальше и умудрились передать незабываемый опыт того, как слова игроков и мастера оживляют воображаемый мир. 

Подобные эксперименты и реверансы в сторону знаменитой ролевой игры появляются даже во вполне крупнобюджетных телесериалах. Да что далеко ходить, «Очень странные дела» на слуху у всех! Но это далеко не единственный пример, и дальше мы вспомним ещё несколько эпизодов разных сериалов, в которых авторы отдают дань уважения D&D. Всё это можно в какой-то степени назвать экранизацией, к тому же почти все они дают довольно неплохое представление о том, что же там за подземелья и драконы такие. 

«Игра Бендера» пародирует не только D&D, но и другой столп фэнтези — «Властелина колец»

Полнометражный мультфильм «Футурама: Игра Бендера» 2008 года — большое признание в любви не только к игре, но и к фэнтези и фантастике вообще. Здесь ещё больше отсылок к знаковым произведениям, включая и «Властелина колец», и «Звёздные войны», и «Звёздный путь». Да взять хоть название, которое обыгрывает книгу Орсона Скотта Карда «Игра Эндера», где тоже фигурирует отдельное игровое пространство. Разумеется, в первую очередь фильм посвящён D&D: главным макгаффином выступает кристалл в виде правильного икосаэдра (игральной кости d20), значения на котором помогают преодолевать препятствия. А по ходу дела герои сталкиваются с самим Гэри Гайгэксом. К сожалению, соавтор D&D умер во время производства «Игры Бендера», поэтому увидеть финальную версию не успел. И команда «Футурамы» оставила посвящение Гайгэксу в виде титров и камео. 

Удивительно, но эпизод про D&D в сериале «Сообщество» далеко не самый гиковый!

Уже в 2011 году в ситкоме Дэна Хармона «Сообщество» вышел эпизод Advanced Dungeons & Dragons. Шоураннер хотел выпустить подобную серию в эфир уже несколько лет, и ему это наконец удалось. Снял её Джо Руссо, который спустя несколько лет вместе с братом Энтони будет снимать блокбастеры для Киновселенной Marvel. Хармон не писал серию сам: вместо этого он обрисовал основную завязку, опираясь на собственный опыт, а основной сценарий создал Эндрю Тейт, ранее не игравший в D&D. Специально для работы он изучил правила вместе с другими авторами. В эпизоде главные герои решают приободрить одногруппника Нила, впавшего в депрессию, и выбирают для этого сыграть партейку в D&D. Правда, на игру не пригласили вредного Пирса, из-за чего тот начал делать пакости всем остальным. 

Спустя почти десять лет вокруг серии разразился скандал — из-за сцен, где Ченг гримируется под тёмного эльфа. Чтобы избежать обвинений в поддержке «блэкфейса» (оскорбительные ситуации, когда белые изображают чернокожих с помощью грима), стриминговые сервисы скрыли серию на своих площадках. Хармон прокомментировал скандал примерно через год: он одобрил решение сервисов, но добавил, что считает эпизод лучшим во всём сериале. Многие зрители посчитали такой ход странным. Некоторые выражали мнение, что на фоне скандала затерялся посыл самого эпизода: серия была посвящена буллингу и издёвкам.

Эпизод «Гравити Фолз» про «Подземелья и драконов» здорово показывает типичную реакцию окружающих на хобби

В 2015-м в мультсериале «Гравити Фолз» вышел эпизод «Подземелья, подземелья и ещё подземелья». Дипперу в руки попадает коробка со свежей редакцией его любимой настольной игры. К сожалению, играть с ним никто не хочет, но он быстро находит единомышленника в лице учёного Стэнфорда Пайнса. В итоге игра в лице злого волшебника Вероятника затягивает героев в другое измерение, а макгаффином снова становится необычная игральная кость — прямо как в «Игре Бендера». Впрочем, этот сюжетный ход неплохо показал себя ещё в «Джуманджи»! 

Эти эпизоды зрители до сих пор вспоминают с удовольствием. У авторов вышла славная и юмористическая репрезентация настольных ролевых игр — правда, замкнутая сама на себе. Игра особо никак не влияла на основной сюжет; получился просто лёгкий филлер, фан-сервис. Так оно и было, пока в 2016-м не вышел первый сезон «Очень странных дел».

В наши дни, пытаясь объяснить, что такое D&D, можно просто сказать «Ну помнишь, это было в „Очень странных делах“» — и тебя наверняка поймут

«Очень странные дела» стали настолько популярны, что для пятой редакции D&D вышел тематический стартовый набор — с приключением и персонажами из сериала. Две миниатюры Демогоргона в комплекте!

Сериал братьев Дафферов не назовёшь экранизацией D&D, но мимо него пройти нельзя. Одна из больших заслуг сериала — не просто попытка вплести игру в повествование, а сделать её частью мира. О ней говорят дети (увлечённо), и о ней говорят взрослые (с опаской). Завидев монстров с Изнанки, герои дают им имена по «Энциклопедии чудовищ»: ну а зачем что-то выдумывать, если авторы бестиария уже всё прекрасно расписали? После первого сезона тема Dungeons & Dragons будто бы ушла куда-то за кадр, но в чётвертом игру снова вернули, да ещё как! Создатели сериала ввели Эдди, мастера, рокера и задиру в одном лице, который вмиг полюбился зрителям. Кроме того, вокруг него крутится одна из сюжетных линий сезона — печально известная сатанинская паника. А ещё в кадре появился новый злодей, получивший имя знаменитого лича Векны — искажённого и почти бессмертного мастера манипуляций и контроля разума. Ну а сцена из первого эпизода четвёртого сезона, где запараллеливают финальную битву в D&D и баскетбольный матч, выше всяких похвал. Получилась очень напряжённая экранизация игровой встречи!

Если поискать внимательно, то «D&D-эпизоды», которые так или иначе обыгрывают настольную ролевую игру, можно найти в массе сериалов. Список выше однозначно стоит дополнить эпизодом Dungeons & Discords из мультсериала «Мой маленький пони»,

вышедший летом 2016-го (вместе с «Очень странными делами»). В нём герои тоже достают игру с миниатюрами Ogres & Oubliettes, которая тоже «оживает». Иронично, что и создатели D&D Wizards of the Coast, и бренд My Little Pony принадлежат компании Hasbro. Но вскоре круг всё же замкнулся: по мультсериалу выпустили собственную настольную ролевую игру Tails of Equestria.

Дискорд из My Little Pony — яркий пример игрока, который может испортить группе всё настроение

Очень похожая по смыслу серия про вымышленный мир показана в фантастическом мультсериале «Вольтрон: Легендарный защитник» (эпизод вышел в 2018 году). Там ролевая игра, представленная в виде голограмм, позволяет героям найти решение проблемы в реальном мире, где им предстоит удержать от раскола космическую Империю. Как минимум упоминания заслуживают эпизоды сериалов «Компьютерщики» (серия вышла в 2010-м) 

и «Хулиганы и ботаны». «Хулиганы», кстати, обыгрывали D&D на экранах до «Футурамы» — аж в 2000 году! Чего уж говорить про «Теорию большого взрыва»! Все эти серии частенько попадают в списки «D&D-эпизодов, которые вы пропустили» — как правило, СМИ их вывешивают в связи с выходом нового сезона «Очень странных дел». 

Немало отсылок к D&D и в аниме-сериале «Убийца гоблинов». Сама его концепция напоминает игру — наёмные герои собираются в небольшие отряды и берут задания на убийства монстров, причём у героев есть «уровни» — статус в зависимости от опыта. Да и во вселенной мелькают то узнаваемый бехолдер-злобоглаз, а то и многогранные кости, в которые, по легенде, играют боги.

...и три особых случая!

У нас осталось ещё несколько удивительных проектов, которые вроде бы не назовёшь прямой экранизацией, но упомянуть их надо: свой специфический вклад в популяризацию настольных ролевых игр они точно внесли. Ну или как минимум попытались.

Мультфильм Pixar «Вперёд» (2020) — волшебное комедийное роуд-муви в жанре городского фэнтези — можно без зазрения совести назвать достойной адаптацией D&D. Нет, напрямую там D&D не упоминается, но притом всё буквально кричит «Да это же та самая игра!» Есть гик, увлекающийся коллекционными карточными играми (и будто читающий с них заклинания). Весь мир вокруг живёт будто по законам ролевых игр: герои, вооружённые квестовым предметом, приходят в таверну, а затем сталкиваются со смертельно опасной ловушкой в подземелье! То тут, то там появляются знаковые существа и популярные заклинания: привет, студенистый куб и разряд молнии. При этом занимательно, что сам режиссёр Дэн Скэнлон не играл в D&D. Зато активно играли его коллеги: они и предложили привнести в фильм игровые элементы, что добавило картине индивидуальности. 

Так выглядела обложка второй редакции ролевой игры Midnight. А в 2006-м FFG выпустила версию настольной игры Runebound в этой вселенной

Так выглядела обложка второй редакции ролевой игры Midnight. А в 2006-м FFG выпустила версию настольной игры Runebound в этой вселенной

Ещё два фильма можно назвать самыми настоящими экранизациями — правда, к D&D они относятся постольку-поскольку. В 2003 году тогда ещё небольшое издательство Fantasy Flight Games начало выпускать серию материалов по собственному миру в жанре тёмного фэнтези Midnight RPG. Книги адаптировали правила третьей редакции D&D и рассказывали о вроде бы типичной фэнтези-вселенной, но победу в ней одержал тёмный властелин. Он установил тиранию, закрыл мир от вмешательства светлых богов и подчинил себе магию. В издательстве хотели популяризировать сеттинг, сняв по нему целый сериал, но в итоге свет увидел только первый эпизод. В 2008 году его выпустили на DVD как отдельный фильм The Midnight Chronicles — в поддержку новых игровых материалов. Но уже через год линейку решили закрыть. 

Второй фильм — целиком компьютерный — застрял между видеоиграми и полноценным кино. Вышедший на DVD Scourge of Worlds: A Dungeons & Dragons Adventure (2003) представлял собой эксперимент в формате интерактивного кино. Зритель выбирал развилки в некоторых сценах, что позволяло увидеть разные концовки. Это как минимум занятная идея, ведь интерактивность — главная особенность настольных ролевых игр. Но своеобразная 3D-графика, банальная завязка, скучные герои и отсутствие привязки хоть к какому-то популярному миру вроде Фейруна напрочь убили интерес. А ведь выпуск таких фильмов-игр можно было поставить на поток — что, судя по формату названия, планировалось сделать. Теперь Scourge of Worlds живет только в архивах интернета. Вероятно, идея не сработала на зрителях «вне темы», а поклонники D&D считали выбор концовок попросту «костылями» по сравнению с потенциалом настоящей игры. 

Экранизация Dungeons & Dragons — очень размытое понятие. Сюда можно включить как официальные фильмы, так и фанатские короткометражки. Как мультфильм с фэнтезийным приключением, так и интернет-шоу с игроками за столом. 

Кто-то может посчитать, что в статью вписывали всё подряд, без разбора. Но нам хочется думать, что такое разнообразие адаптаций хорошо иллюстрирует простой факт: разные люди любят D&D за разное. Одним подавай шутки и приятное развлечение с друзьями. Другим — эпические приключение. Третьи и вовсе ценят только определённые фэнтезийные миры со знакомыми городами и персонажами. Но, пожалуй, все они сойдутся в любви к безграничному простору действий и интерактивности, которые не может предоставить ни один фильм. То ли дело видеоигры… 

Но это уже совсем другая история. А пока — кидайте инициативу!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё