Я кинодокументалист. Я просто наскребаю кино из того, что вижу вокруг.
Терри Гиллиам
Фильм мы сняли, он вышел на экраны и оказался очень успешным. А поскольку в титрах стояло «режиссёры Терри Гиллиам и Терри Джонс», я тут же стал режиссёром — только и всего.Секрет в том, что Гиллиам был «тем самым» Гиллиамом задолго до встречи с «Монти Пайтон» и не вписался бы в их компанию, будь это не так. Поначалу его с трудом терпели в труппе, потому что он американец, а Грэм Чепмен, Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Джонс и Майкл Пэлин — англичане. С присущим этой нации снобизмом и врождённой аллергией на всё неанглийское. Особенно на юмор.
Терри Гиллиам
Лишь в одном я уверен полностью: в моём формировании сны сыграли большую роль, чем реальность.У мальчика, выросшего в захолустном городке Медсин-Лейк на берегу одноимённого озерца, в домике с удобствами во дворе, были все условия для развития главного инструмента художника — воображения. Во-первых, само окружение: дремучий лес, начинавшийся прямо за домом, и болото через дорогу. Позже Гиллиам изобразит похожие места в «Братьях Гримм» и «Стране приливов». Во-вторых, главный, а поначалу и единственный источник информации о большом мире — радио. Американским подросткам того времени радиопостановки заменяли не всегда доходившие в захолустье комиксы.
Терри Гиллиам
Дело не в том, что мне хочется смутить зрителей, заставить их решить головоломку. Скорее мне хочется привлечь их к работе, заставить что-то сделать самостоятельно. Тогда каждый выходит из зрительного зала с собственной версией картины в голове.
Терри Гиллиам
Не знаю, кто придумал термин «магический реализм», но он мне нравится. Он говорит о расширении видения мира. Ведь мы живём в эпоху, когда в нас вколачивают мысль, что мир такой и никакой другой. С телеэкрана, отовсюду нам твердят: «Вот он какой». Но мир — это миллион возможностей.Снимать фэнтези Терри Гиллиам начал не столько по велению души, сколько из чувства противоречия. После монти-пайтоновских гротесков ему хотелось сделать что-то своё, не деля режиссёрское кресло ни с кем из коллег. Но при этом он не желал выпускать ни комедии, ни модные в 1970-е реалистические социальные драмы.
Терри Гиллиам
Я хотел иметь дело со всем на свете, лишь бы там были приключения, саспенс, любовь, текстуры, запахи, атмосфера.Из обрывков идей, недовоплощённых в «Монти Пайтоне и Священном Граале», родился фильм-бурлеск «Бармаглот» (иногда название оставляют без перевода — «Джаббервоки»). Это грустно-ироничная псевдосредневековая сказка о «нечаянном герое», который всего-то хотел завести собственное маленькое дело и жениться на пышнотелой соседке, а вместо этого получил принцессу и полкоролевства, чего совершенно не желал.
Терри Гиллиам
Необычность фильма «Король-Рыбак» в том, что он показывает (и, как мне кажется, весьма удачно): мифы и небылицы воздействуют на людей, ничего об этих мифах не знающих, поскольку, даже будучи неправдой, они отвечают нашей глубокой потребности.
Библия и церковь сделали своё дело: у меня сложился определённый взгляд на мир, и он до сих пор никуда не делся, — взгляд, который предполагает, что есть добро и зло, есть ответственность, грех и наказание.К церкви юный Терри охладел, когда ему не было и восемнадцати: ему не понравилось, что протестантский Господь лишён чувства юмора. Бог Гиллиама должен позволять над собой смеяться, в том числе и таким глумливым манером, как в «Житии Брайана по Монти Пайтону» (пожалуй, наш герой мог бы снять «Догму» вместо Кевина Смита — интересное бы получилось кино). Но этот Бог чётко понимает, что правильно, а что нет.
Терри Гиллиам
Дьюк по сути своей христианин, у него есть мораль, прочность которой он испытывает, ставя себя в пограничные ситуации. В основе книги Хантера лежит Библия.Действие книги происходит в семидесятых, и это время Гиллиам попытался как можно тщательнее воссоздать (позже тот же фокус проделает Квентин Тарантино в «Криминальном чтиве»). Он допускает только один сознательный анахронизм. В конце фильма Дьюк сидит за пишущей машинкой, которую всё время таскал с собой, а на телеэкране перед ним мелькают кадры военной кинохроники, в том числе из Первой иракской войны 1990 года. И неожиданно ретро-история становится современной и живой, своеобразным прощанием Терри Гиллиама с ХХ веком, который не принёс людям ничего, кроме разочарований.
Терри Гиллиам
Питер скрывает собственную точку зрения, прячет информацию и создаёт загадку, на которую только у него одного есть ответ. Я же никого не запутываю и ничего не скрываю.Иначе говоря, Гринуэй выбрасывает ключ от тайной комнаты, а Гиллиам прячет его на самом виду. Просто ключей может быть больше одного. А дверь — и вовсе незапертой.
Терри Гиллиам