Остановится ли когда-нибудь Джордж на шести фильмах или снимет все девять — на самом деле это всегда был один фильм, поделённый на девять частей. Это одна большая сага, история семьи, живущей в далёкой-далёкой галактике.
Рик Макколлум, продюсер новой трилогии
В конце октября 2012 года Джордж Лукас продал компании Disney своё главное детище, студию Lucasfilm, со всеми её подразделениями и интеллектуальной собственностью. В том числе и вселенной «Звёздных войн». Режиссёр собрался на долгожданную пенсию, о которой впервые заявил ещё в 2005 году. Впрочем, разговоры о седьмом эпизоде, который теперь анонсировали новые владельцы «Звёздных войн», сам Лукас впервые завёл гораздо раньше. Году этак в 1977-м.

Джордж Лукас — уникальный человек. С одной стороны, он способен не моргнув глазом отказаться от своих прежних слов и убедить всех, что публика, пресса или фанаты всё додумали и исказили. С другой — Лукас отличается завидным упорством и бережливостью. Многие идеи и сюжетные наработки, забракованные при съёмках оригинальной трилогии, в том или ином виде были использованы в новых эпизодах или анимационном сериале «Войны клонов».

Впервые о намерении снять девять фильмов Лукас заявил ещё в конце семидесятых. С тех пор синопсис третьей трилогии несколько раз менялся, а со временем Джордж и вовсе стал отрицать, что когда-либо вообще задумывал продолжить историю после «Возвращения джедая». Казалось, о продолжении оригинальной трилогии можно забыть. Однако Лукас в очередной раз доказал справедливость принципа «никогда не говори “никогда”». «Мир фантастики» попробовал разобраться, что могло быть и что будет в седьмом эпизоде «Звёздных войн».

В начале был сценарий

Сперва Джордж Лукас планировал один фильм. Но по мере того как идея развивалась, у режиссёра возникли задумки, которые в рамки одной картины не влезали. Начиная переговоры с XX Century Fox, Лукас уже рассчитывал минимум на три ленты и сохранил за собой права на создание двух продолжений.

Когда же «Звёздные войны» стали хитом, Лукас получил возможность воплотить в жизнь свои самые смелые идеи. В тот момент режиссёр готов был замахнуться на целых двенадцать фильмов — столько обычно бывало в приключенческих киносериалах 1930-1950-х, которые Лукас обожал в юности. В 1978 году Джордж набросал схематичный сценарий всех двенадцати эпизодов. Согласно этому документу, оригинальная трилогия состояла из эпизодов VI, VII и VIII, трилогия о Войнах клонов охватывала эпизоды II, III и IV, первый эпизод был своеобразной прелюдией, двенадцатый – развязкой, а пятый, девятый, десятый и одиннадцатый фильмы остались без описания.

 
«Звёздные войны» — скорее про личный рост и самореализацию, а третья трилогия поднимет морально-философские проблемы. В «Звёздных войнах» между добром и злом есть очень чёткая грань. Но в конечном итоге придётся принять тот факт, что добро и зло не так-то очевидны и главная проблема — постараться понять разницу. Темы сиквела — рыцарство, справедливость, противостояние и передача накопленного опыта.
Джордж Лукас (1989)
Первые несколько частей должны были рассказать о дальнейших приключениях Люка, затем Джордж планировал переключиться на других героев и иные эпохи. Правда, связь между фильмами он собирался сделать не такой крепкой, как вышло в итоге. У каждой части планировались свои тема, сюжет и режиссёр. Не было речи и о хронологическом порядке. После истории Восстания Лукас собирался поведать о молодых годах Оби-Вана и отца Люка, а продюсер оригинальной трилогии Гэри Курц и вовсе вспоминал, что у них были планы рассказать о зарождении ордена джедаев.

План на девять эпизодов

С каждым реально выходящим фильмом количество виртуальных продолжений уменьшалось. Работая на съёмочной площадке фильма «Империя наносит ответный удар», Джордж понял, что переоценил свои силы. Теперь он говорил только о девяти фильмах — трёх трилогиях. Каждая была бы посвящена определённой теме, и у каждой предполагался свой главный герой. Первые три эпизода планировалось посвятить падению Республики, созданию Империи и молодости Оби-Вана и Энакина. Во второй трилогии Люк Скайуокер и повстанцы боролись с Дартом Вейдером и Императором, а в третьей уже заматеревший и умудрённый опытом Люк передавал эстафету новому поколению рыцарей-джедаев. Как видим, замысел с тех пор не сильно изменился.

По сути, у меня девять фильмов, объединённых в три трилогии. Первая рассказывает про Бена Кеноби и раннюю жизнь отца Люка, когда сам Люк был ещё маленьким. Между фильмами каждой трилогии проходит один-два года, а между трилогиями — примерно по двадцать лет. Вся сага целиком охватывает примерно пятьдесят пять лет...
Третью трилогию я добавил после успеха «Звёздных войн», но на этом остановился — потому, что трезво оценил свои силы. На подготовку одного фильма по «Звёздным войнам» уходит три года. А сколько мне осталось?...
Джордж Лукас (1980)
На тот момент Лукас планировал, что единственными сквозными персонажами всех частей станут роботы C-3PO и R2-D2. С актёрами оригинальных картин у студии были контракты только на три фильма, поэтому Джордж не исключал, что в седьмом и последующих эпизодах ему понадобятся новые герои.

Один из самых любопытных намёков на то, что Лукас, возможно, собирался припасти для неснятых продолжений, можно найти в конце фильма «Империя наносит ответный удар». В ответ на слова призрака Оби-Вана, что Люк — их единственная надежда, Йода произносит: «Нет, есть и другой». Сейчас считается, что эти слова относились к Лее. Но на момент, когда писался сценарий, это было не так очевидно.

В первоначальном сценарии, написанном Ли Брэкетт, Дарт Вейдер не был отцом Люка. Вместо этого призрак настоящего отца являлся юноше и сообщал, что у того есть сестра. После смерти Брэкетт Лукас исправил сценарий: объединил Дарта Вейдера и Энакина Скайуокера, убрал упоминание о сестре и переписал реплику Йоды. Изначально целью этой фразы было заставить зрителей переживать за Люка, который перестал быть незаменимым. Но заодно Джордж создал запасную сценарную развилку, дающую свободу манёвра. Из неё потом можно было развить сюжет новой трилогии, где «другая надежда» играла бы уже ведущую роль.

Продюсер Гэри Курц вспоминает, что по первоначальной задумке в конце «Возвращения джедая» должен был погибнуть только Вейдер, а до победы над Императором оставалось еще лет двадцать. И в борьбе Люку помогал бы загадочный Другой или Другая, — ещё одна надежда ордена джедаев. Учитывая перерывы между трилогиями, можно предположить, что на момент событий «Империи» Другой – ещё ребенок.

Сам же Лукас описывал своё тогдашнее видение новых фильмов чуть-чуть иначе. По его словам, третья трилогия должна была рассказать о восстановлении Республики и возвращении джедаев, а Люк играл бы в новых картинах ту же роль, что и Бен в «Новой надежде».
 
Истории приквелов — откуда взялся Дарт Вейдер, вся эта эпопея о Дарте и Бене Кеноби — существуют, и события эти происходят до рождения Люка. Другая трилогия — о том, что происходит с Люком дальше, — она гораздо более призрачна. У меня есть блокнотик, полный пометок на этот счет. Если у меня возникнут такие амбиции, я могу придумать, что могло бы произойти с Люком.
Джордж Лукас (1981)

Джордж передумал

С каждым годом Джордж всё больше отдалялся от мыслей о третьей трилогии. Возможно, он так и не сумел придумать достойный сюжет. Предыстория уже рассказанных событий была расписана гораздо подробнее, чем их последствия, о которых режиссёр говорил лишь в общих словах. Неудивительно, что Лукас собирался сперва снимать приквелы.

К тому же Лукас банально устал. Устал от постоянного стресса, съёмочного процесса, актёрских шуточек, назойливого внимания прессы и поклонников. У режиссёра начались семейные проблемы. Жене Лукаса Марше «Звёздные войны» надоели ещё во время съёмок первого эпизода, который ей же и приходилось монтировать. Оглушительный успех, свалившийся на голову мужа, оставлял тому мало времени для общения с семьёй. Возможно, именно поэтому Джордж решил обрубить историю на «Возвращении джедая». Он постарался связать все незавершённые сюжетные концы как можно более однозначно. Именно так Лея превратилась в сестру Люка, поскольку вводить ещё одну главную героиню ради одного фильма Лукас посчитал излишним.

Лишив третью трилогию основы для сюжета, режиссёр практически поставил на ней крест. Однако фанаты и пресса, помня о предыдущих словах режиссёра, продолжали спрашивать о судьбе продолжения. Тогда Джордж задумался о новых приключениях Люка, Хана и Леи. По новой версии, между оригинальной и третьей трилогией должно было пройти уже не двадцать, а сорок лет. Постаревшие герои воссоединяются, чтобы пережить ещё несколько приключений и передать эстафету новому поколению. Это наименее проработанный вариант продолжения, поскольку Лукас не очень верил в его реализацию и на пресс-конференциях обходился общими словами.

В сиквелах вернётся шестидесятилетний рыцарь-джедай Люк Скайуоуер. Хан Соло и Лея тоже появятся, и они будут вместе. Может, они женаты, а может, и нет. Мы вообще не обсуждали, как в этой галактике обстоят дела с браком. Может, его пока ещё вообще не придумали.
Джордж Лукас (1989)
Спасти семью Лукасу так и не удалось. В 1983 году его брак окончательно распался, причём после развода Марше досталась половина акций Lucasfi lm и внушительная доля состояния супруга. Джордж впал в депрессию. Он не хотел больше заниматься «Звёздными войнами», да и вряд ли смог бы себе это позволить при тогдашнем финансовом положении.

После этого о новых «Звёздных войнах» не было слышно ни слова почти десять лет. Интерес публики к далёкой галактике постепенно угасал. Возможно, со временем «Звёздные войны» и вовсе ждало бы забвение, если бы редактор издательства Bantam Spectra Лу Ароника не задумал создать межавторский книжный цикл по вселенной. К тому времени Лукас уже окончательно убедил себя, что не будет снимать продолжение первых трёх фильмов, поэтому он великодушно уступил историю Новой Республики на откуп писателям Расширенной вселенной.
Есть три мира: есть мой собственный мир, который я создал, есть мир лицензированной продукции — книги, комиксы и всё такое прочее, игры, это их мир, — и есть мир фанов, тоже очень богатый воображением; но они не всегда пересекаются. Я в ответе только за свой мир. Я не могу отвечать за мир других людей, потому что я не могу за ним следить.
Джордж Лукас (2008)
В конце 1990-х Джордж наконец смог начать работу над трилогией приквелов. Новыми фильмами Джордж изменил смысл всей Саги. Если ранее «Звёздные войны» выглядели историей одной семьи, показанной глазами парочки роботов, то теперь они превратились в историю восхождения, падения и искупления Энакина Скайуокера. На вопросы же о продолжении он с тех пор отвечал, что, дескать, никогда и не собирался его снимать.
Дальше никакой истории нет. Я имею в виду — я никогда ни о чём таком не думал! А теперь есть ещё и книги о событиях после «Эпизода VI», это совсем не то, что я бы сделал. История «Звёздных войн» — это на самом деле трагедия Дарта Вейдера. Это и есть история. После того, как Вейдер умирает, он больше не оживает, Император не возвращается в виде клона и Люк не женится.
Я оставил довольно чёткие инструкции на случай, если меня не станет, чтобы никто не вздумал снимать новые фильмы. Не будет никаких эпизодов VII, VIII и IX, потому что нет никакой истории. Я никогда ни о чём подобном не думал.
Джордж Лукас (2008)
Последний гвоздь в гроб надежд на продолжение Лукас вбил, заявив, что собирается уйти на покой. Ещё до премьеры «Мести ситхов» режиссёр говорил, что хотел бы распрощаться со «Звёздными войнами» и снимать малобюджетные экспериментальные фильмы для собственного удовольствия.

К тому времени создатель «Звёздных войн» основательно рассорился со своими фанатами, уставшими от исправлений в оригинальных фильмах (вроде замены старого Энакина на молодого в финальной сцене «Возвращения джедая») и его пренебрежительного отношения к Расширенной вселенной.

Наконец, в начале 2012 года Лукас подыскал себе преемницу — Кэтлин Кеннеди. А в октябре громом среди ясного неба грянула новость о сделке с Disney и выходе в 2015 году седьмого эпизода.
Я пошёл на этот шаг, чтобы продлить жизнь фильмам, чтобы ещё больше поклонников и обычных зрителей могли наслаждаться ими в будущем.
Джордж Лукас (2012)

Чего ждать от Disney?

Фанаты в интернете тут же начали мечтать, что в основу сценария ляжет их любимая книга, комикс или игра. Больше всего говорили о «Трилогии Трауна» Тимоти Зана, действие которой как раз происходит после событий оригинальной трилогии. В кандидаты на экранизацию выдвигали и «Новый орден джедаев» — о детях геройской троицы, и «Дарт Плэгас» — историю о молодом Палпатине. Совсем смелые мечтали о фильме по ролевой игре Knights of the Old Republic.

Гранд-адмирал Траун лидирует в опросах по поводу книжных персонажей, которых фанаты хотели бы увидеть в новых фильмах. Но шансы на это очень невелики.

Но фанатским мечтам не суждено было сбыться. Довольно скоро источник внутри Lucasfi lm сообщил, что седьмой эпизод расскажет совершенно новую историю. И это, в принципе, логично. Даже если не принимать в расчёт отношение Лукаса к книгам и комиксам по его вселенной, их экранизация была бы невыгодна сразу по нескольким причинам.

Прежде всего, это всё-таки история Джорджа Лукаса. И хотя писать сценарий к седьмому эпизоду будет оскаровский лауреат Майкл Арндт, создатель «Звёздных войн» выступит в роли творческого консультанта. К тому же в серии видеоинтервью, выпущенных Лукасом и новым президентом Lucasfilm Кэтлин Кеннеди, говорится, что именно Джордж придумал основу для сюжета новых эпизодов.

Более того, на седьмой эпизод в кинотеатры придёт множество людей, которые со «Звёздными войнами» знакомы в лучшем случае по шести существующим фильмам, а многие и вовсе познакомятся с этим миром впервые. Чтобы не отпугнуть новую аудиторию, сценаристы наверняка напишут историю, для понимания которой не требуется знакомство с Расширенной вселенной.

С другой стороны, вряд ли руководство Disney приобретало Lucasfi lm для того, чтобы сразу же испортить отношения с уже существующими фанатами. Так что поклонники Саги вправе ожидать отсылок к книгам, играм или комиксам или же появления знакомых персонажей.

Пока никто не знает, о чём будут новые эпизоды Саги, в какую эпоху развернётся их действие и кто станет их героями. Впрочем, вариантов у Disney не так уж и много.

Если сценаристы новой трилогии решат, наконец, женить Люка Скайуокера, в фильме может появиться его спутница из книг — Мара Джейд. Правда, история их знакомства наверняка станет другой.

Новая эпоха, новые герои

На первый взгляд, самым простым и логичным шагом было бы взять совершенно новых персонажей и эпоху — скажем, перенести действие на пару сотен лет вперёд. Это разом сняло бы массу проблем. Свёлся бы к минимуму риск порушить канон, так ценимый фанатами. Сценаристы могли бы наслаждаться свободой творчества и забыть о солидном возрасте Форда, Хэмилла и Фишер. Да к тому же дизайнерам не пришлось бы оглядываться на стилистику оригинальной трилогии, которая по-своему хороша, но в современном блокбастере будет смотреться старомодно. Кроме того, самостоятельный фильм, не привязанный к событиям предыдущих эпизодов, стал бы отличной «точкой входа» для нового поколения зрителей.

Такой вариант всем хорош, да только есть парочка веских «но» — прежние планы Лукаса и упорные слухи о возвращении в седьмой части Люка, Хана и Леи.

Disney и Лукас подарили интернету неисчерпаемую тему для шуток.

Старая гвардия снова в деле

Почти сразу после анонса седьмого эпизода звёзды классических фильмов в один голос начали заявлять, что они не прочь вернуться к своим ролям. Проблема в том, что Форду уже перевалило за семьдесят, да и его партнёры не молодеют. Правда, в современном кино возраст не такая уж проблема — на примере «Трона: Наследие» студия Disney наглядно продемонстрировала, что умеет омолаживать пожилых звёзд. Но в сценах битв и погонь актёров придётся заменять дублёрами. Или надо будет отказаться от идеи возродить классическую троицу и взять новых актёров на их роли.

Прямое продолжение истории про Люка и компанию с высокой вероятностью оставило бы от Расширенной вселенной выжженное пепелище. Самого Лукаса такая перспектива вряд ли напугает. Но, если в сверхновой трилогии герои будут опять спасать галактику от очередной угрозы, это обесценит их победу над Империей в классических фильмах. А потому более вероятным представляется третий сценарий.

Дети и внуки

Дети Леи и Хана могут стать главными героями. Это решило бы многие проблемы с актёрами и каноном.

Куда более реально, что Форд, Хэмилл и Фишер действительно сыграют Хана, Люка и Лею соответственно, — но это будут уже постаревшие герои, которые станут наставниками для молодого поколения. Это вполне сочетается и с некоторыми наработками Лукаса, и с Расширенной вселенной. Да и тратить силы на цифровое омоложение и толпу дублёров не придётся.

Согласно книгам, в «настоящий момент» в далёкой галактике прошло около сорока лет с момента окончания оригинальной трилогии. Орден джедаев восстановлен, после нескольких крупных войн в далёкой галактике наступило относительное затишье. Сыну Люка Бену около двадцати лет, и он уверенно идёт по стопам отца. Дочка Хэна и Леи Джейна уже перешагнула порог тридцатилетия и стала мастером-джедаем, подрастает у них и внучка Аллана. Вот вам и молодое поколение, и период, для которого можно придумать новый глобальный конфликт, не требующий знакомства с книгами. Вполне логичный и неплохой вариант.

Впрочем, не исключено, что седьмой эпизод действительно перенесёт нас лет этак на сорок-пятьдесят лет вперёд, но вместо Бена, Джейны и Алланы мы увидим совершенно других молодых персонажей, а предыстория фильма не будет иметь ничего общего с сюжетами романов. И тогда на каноне Расширенной вселенной придётся ставить крест.
Наверное, излишне говорить, что весть о продаже Лукасом «Звёздных войн» стала для армии поклонников шоком. Часть фанатов встретила новость с негодованием, опасаясь, что Disney изменит далёкую галактику до неузнаваемости, а то и вовсе сделает главным героем Микки-Мауса.

Схожие настроения пару лет назад витали среди фанатов Marvel, когда эта вселенная тоже перешла в собственность Disney. Однако в политику издательства новые владельцы вмешиваться не стали. Комиксы продолжают выходить — в том числе весьма серьёзные и мрачные. А кино- и телеэкранизаций стало только больше, и они стали ещё лучше — достаточно вспомнить «Мстителей». Пока Disney показывает, что умеет бережно обращаться с чужими идеями. Как нам кажется, студия заслуживает определённого кредита доверия и в отношении «Звездных войн».

Что ждёт комиксы, книги и сериалы

Приобретение Lucasfilm компанией Disney повлечёт за собой не только выход на большие экраны новых «Звёздных войн», но и другие последствия. Прежде всего, Кэтлин Кеннеди уже сообщила своим подчинённым, что в перспективе студия должна снимать по два-три фильма в год. Для компании, привыкшей выпускать столько фильмов примерно за десятилетие, это серьёзный шаг вперёд. Какие именно картины нас ждут, пока можно только гадать, но среди них совершенно точно не будет новых приключений Индианы Джонса. Да, франшизой теперь владеет Disney, а вот права на прокат фильмов остались за Paramount Pictures. Конечно, их можно выкупить, но браться за это в ближайшее время Disney не собирается.

Телевизионные проекты по «Звёздным войнам», само собой, теперь будут выходить на каналах, принадлежащих Disney. Правда, пока не вполне понятно, о каких именно сериалах идёт речь. Мультсериал «Войны клонов» уже близок к завершению. А игровой сериал, который должен был рассказать о буднях криминального мира в период Империи, до сих пор не запущен в производство. После сделки никто из официальных лиц о нём пока даже не заикнулся.

А вот в том, что касается игр по мотивам далёкой галактики, Disney уже чётко обозначила свою позицию. Компания сделает ставку на мобильные и социальные игры. Так что мрачный шутер Star Wars 1313, анонсированный ещё до сделки, вероятно, будет единственным «игровым блокбастером», который мы увидим в ближайшее время.

Кроме того, вполне вероятно, что издательству Dark Horse, уже более двадцати лет выпускающему комиксы по «Звёздным войнам», придётся потесниться. На 2013 год у них ещё есть действующий контракт, по нему издательство анонсировало продолжение серии «Наследие» и ещё один, совершенно новый цикл. Но компания Disney владеет издательством Marvel Comics и в перспективе наверняка захочет передать эту работу ему.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё