Beholder против Papers, Please: сравниваем экранизации

10188
3 минуты на чтение
На днях состоялась премьера отечественной короткометражки «Бехолдер. Официальный фильм» — экранизации игры про суровую жизнь управдома-стукача из абстрактного тоталитарного государства, которого поставили присматривать за жильцами. Над лентой работали те же люди, что и над Papers, Please. Выбор вполне понятный: Beholder не сравнивал с «Документами» только ленивый. Обе игры посвящены выживанию маленького человека в тоталитарном государстве.

Смотрите также

Короткометражка: «Ваши документы» (Papers, Please!) по мотивам одноимённой игры

Кот-император

24.02.2018

16950

«По хорошей инди-игре получился хороший инди-фильм».
Лилия Ткач и Никита Ордынский использовали тот же подход, что и в экранизации Papers, Please: взяли один типовой эпизод и раскрыли через него атмосферу игры. В «Документах» это был рабочий день таможенника, а в «Бехолдере» — конкретный выбор, точнее, размышления персонажа о нём.
Герой-пограничник постоянно принимает кучу маленьких однотипных решений: пущать или не пущать. У управдома из «Бехолдера» выборы более крупные и ветвистые, и каждая ситуация имеет несколько вариантов решения. Можно донести, промолчать, начать шантажировать провинившихся жильцов... И если пограничник из Арстоцки может иногда ошибиться, и этого потом никто не заметит, то проштрафившегося управдома возьмут за жабры куда оперативнее. Впрочем, обе игры роднит не только дух тоталитаризма и бюрократии, но и язык общения государства с маленькими людьми: через сухие документы-директивы, словно только что набранные на печатной машинке в подвалах местного НКВД.

В экранизацию Beholder перенесли узнаваемые элементы игры. Вы найдёте здесь персонажей-теней с ярко выделенными белыми деталями облика (технология создания ярко-белого в кадре наверняка вдохновлена методикой Родригеса из «Города грехов», хотя и отличается в деталях, поскольку там всё делалось на хромакей, а тут использовались декорации). Вы не услышите разговоров — происходящее раскрывается через мимику, надписи и действия персонажей. Зато обрадуетесь (если играли в оригинал), увидев общий план дома в разрезе.

Однако в атмосферу Beholder, как мне кажется, создатели всё-таки не попали. Игра была куда уютнее. Там дом ощущался всё-таки родным пространством (ну правильно, ведь главный герой в нём живёт!), в квартирах повсюду использовались тёплые тона. В «Официальном фильме» же безысходность тоталитарного строя возведена в абсолют. Это именно жёсткое антитоталитарное высказывание, даже не сатира, без единого проблеска надежды или луча света. Вот вам Город грехов без антигероя, готового его спасти! Вот вам персонажи за гранью отчаяния! Вот вам безысходность, вот кавер на «Скованных одной цепью» — сидите и тлейте!

И хотя такой подход наверняка оценят на кинофестивалях, мне как зрителю «Ваши документы» куда ближе. Они и добротнее воспроизводят атмосферу игры, и куда лучше подходят для повторного просмотра. Хотя бы просто потому, что экранизация Papers, Please динамичнее: там показывают череду решений и их возможные результаты. А в «Бехолдере» у нас статичные муки выбора и попытки просчитать последствия. Короткометражка вышла куда мрачнее оригинала: по депрессивности она ближе к This War of Mine.

«Документы» воспринимались лучше не только из-за динамики. Игорь Савочкин смог сыграть больше попросту за счёт того, что у его персонажа был голос. Кроме того, на него в кадре приятнее смотреть, чем на Евгения Стычкина и Анатолия Меньщикова. Их герои доведены до ручки, они страдают, пересекают черту, а таможенник худо-бедно, но держит ситуацию под контролем. Беспросветная чёрно-белая палитра угнетает; да, именно таков был авторский замысел, но тяжесть происходящего, нарочитый вывод зрителя из зоны комфорта не вызывает желания пересматривать ленту.
Возможно, авторы отступили от оригинала, чтобы создать развитие мысли, нагнетание атмосферы: эти короткометражки можно рассматривать как своеобразную дилогию. Быть может, им так понравился визуал «Города грехов», что захотелось повторить его без оглядки на исходную игру. Ну или просто пришло время сделать заявление, более подходящее для кинофестивалей. В любом случае получилось добротно — но чуть дальше от простого зрителя вроде меня, чем «Ваши документы».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Капитан Америка: Новый мир» — наивный, но небезнадёжный триллер про озверевшего президента

Кино

«Константин: Повелитель тьмы»: как создавался фильм про детектива-оккультиста
Отправь их в ад, Киану!

Кино

Вечная любовь: фантастика в мелодрамах и романтических комедиях
Настоящие чувства в фантастических мирах

Кино

«Ведьмак: Сирены глубин». Великая битва сценаристов с Сапковским
Как деконструкцию «Русалочки» превратили обратно в «Русалочку».

Кино

История студии Hanna-Barbera: двое мечтателей, одна мышь и семь премий «Оскар»
С чего начинали и как творили создатели нашего детства

Кино

Фильм «Вульфмен»: человек-волк человеку-волку волк
Волчьи тропы, которые никуда не ведут

Кино

Кто умер в 2024 году: актёры, писатели и художники, которых мы будем помнить
Итоги-2024 с пометкой «Печальные новости»

Кино

«Звёздный путь: Секция 31»: оплакиваем то, чем проект мог стать
Тёмная сторона футуристической космической утопии.

Кино

Интересные российские фильмы 2024 года: фантастика, мистика и один сериал
Космические пришельцы, пираты, богатыри и немного русской классики.

Кино

Какие фильмы смотреть в феврале 2025? Пересильд, Marvel и ведьмак
Самые громкие фантастические премьеры — в России, на стримингах и в зарубежном прокате.
Показать ещё