Сейчас в российской литературной фантастике кризис. Упали тиражи, угас интерес читателей, многие авторы испытывают кризис идей и желания творить. Какие новые идеи, новые стимулы могут увлечь писателей и читателей?
Я думаю, это следствие общего кризиса. С одной стороны, ушла «прогрессистская» уверенность в том, что наука и технологии могут изменить природу человека. Это казалось очевидным в 1960-е годы и очень помогало Стругацким. Такая уверенность создала удивительное сообщество научно-технической интеллигенции, которое стало фэнами их литературы. Но уверенность исчезла, возникло разочарование, которое частично заполнилось эзотерикой и всякого рода мракобесием.
С другой стороны, фантастика, которая исследует модели общественного устройства, условно говоря, фантастика социальная и политическая, как Оруэлл или Замятин, по понятной причине не существует, поскольку нет запроса у читательской аудитории. Эта аудитория уже давно воспринимает фантастику как исключительно развлекательный жанр. Привычная функция русской литературы, кем-то из классиков сформулированная как зеркало, в которое может посмотреться рожа общества, ужаснуться и измениться, — она, эта функция, не работает.
Это, естественно, и привело к тому, что эти два крыла фантастики активно просели. Романтическое исчезло как бы по факту истории — все стало жестче, кровавее, все требует убедительности. Даже комиксы на экранах превратились в жёсткие, кровавые, реалистичные рассказы — вспомним ту же Нолановскую трилогию о Бэтмене. Так что романтика исчезла, городская наша фантастика функционирует так себе... На самом деле многое просело в связи с состоянием умов. Поэтому ответ на вопрос «что нужно сделать» — «повлиять на состояние умов». Нужно каким-то образом вернуть им рабочую форму, предложить им удобный тренажер, встряхнуть.
Ведь что, например, проделала «Песнь льда и пламени», или «Игра престолов»? Она уничтожила сказку-фэнтези, уничтожила — там ее нет, это кровавый мир, где главный герой не застрахован от того, чтобы быть убитым в спину в любую секунду, а негодяй может развернуться иной стороной... И называется это фантастикой только потому, что этот мир не существовал. Но на самом деле он существовал и существует, только уже как бы в виртуальном пространстве. Для многих живущих на Земле людей он более реален, чем страны Африки и Азии для американцев или для россиян, живущих далеко от них.